(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Дорожный мониторинг
В условиях современного динамично развивающегося города обилие возводимых стационарных объектов обслуживания дорожной инфраструктуры, и в особенности рекламных конструкций становится очень даже насущным вопросом. Ведь не далеко не всегда такой объект является полезным и информативным украшением дорожной сети. Зачастую, такого рода объекты (особенно отдельные виды рекламных конструкций) несут прямую угрозу безопасности дорожного движения.
Кроме того, не стоит также забывать и о том, что при помощи нарушений нормативов размещения подобных объектом можно добиться неправомерного конкурентного преимущества. К примеру, один гигантский рекламный щит перекрывает видимость в зоне действия поворота, из-за чего становятся не видны не только правомерно установленные рекламные конструкции и обязательные вывески, но и знаки дорожного движения. А учитывая, что отдельные участки дорог могут находиться в собственности (или в «зоне ответственности») различных учреждений, то вопрос о том, каким же образом и кем должен проводится мониторинг подотчетного участки дороги является весьма актуальным.
В связи с этим, сегодня мы рассмотрим Приказ Минтранса России от 12.11.2013 N 348 «Об утверждении Порядка осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, при строительстве и реконструкции в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, и объектов дорожного сервиса, а также при установке рекламных конструкций, информационных щитов и указателей» (далее Порядок).
 
А мониторить будут…
 
Итак, рассматриваемый Порядок устанавливает правила проведения владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению. При этом, имеется в виду мониторинг осуществляемый при строительстве и реконструкции в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, и объектов дорожного сервиса, а также при установке рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
Как уже говорилось выше, различные участки дорог могут находиться в зоне ответственности различных учреждений. Рассматриваемый порядок прямо указывает, что мониторинг должен осуществляться следующими субъектами:
1) В отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения - подведомственными Федеральному дорожному агентству федеральными казенными учреждениями;
2) В отношении автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», - Государственной компанией «Российские автомобильные дороги»;
3) В отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным им государственным учреждением;
4) В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления или уполномоченной им организацией;
5) В отношении частных автомобильных дорог - физическим или юридическим лицом, являющимся владельцем частной автомобильной дороги.
Обратите внимание, что указанные ответственные субъекты осуществляют мониторинг исключительно в отношении объектов, расположенных в границах придорожных полос автомобильных дорог.
 
Возможно применение средств фиксации
 
Теперь давайте поговорим о том, что же включает в себя понятие мониторинга в соответствие с трактовками рассматриваемого Порядка. Прежде всего, оговорено, что мониторинг включает в себя визуальные сбор и фиксацию информации о соблюдении либо несоблюдении технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению владельцами объектов дорожной инфраструктуры, а также сопоставление собранной информации с действующими техническими требованиями и условиями.
Кстати, при проведении мониторинга ответственное учреждение вправе использовать фотосъемку и видеозапись, что видится более чем разумным, в случае возникновения спорных ситуаций с владельцами тех же рекламных конструкций.
Сам мониторинг и его последующая фиксация при помощи технических средств осуществляется владельцем участка автомобильной дороги в рамках содержания автомобильных дорог, проводимого в порядке, установленном действующими нормативными актами в данной области. Причем руководствоваться следует правилами содержания автомобильных дорог действующих на всех уровнях: на федеральном уровне, уровне субъекта и местном уровне.
 
Периодичность определена
 
В Порядке отмечается, что сам мониторинг должен проводиться не реже одного раза в неделю, начиная с даты выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, заканчивая моментом полного исполнения владельцами объектов таких техтребований.
По результатам проведенного мониторинга владельцем автомобильной дороги составляется отчет, включающий сведения о соблюдении либо несоблюдении технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при строительстве и реконструкции в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, и объектов дорожного сервиса, а также при установке рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
В случае выявления сведений о несоблюдении действующих техтребований владелец автомобильной дороги обязан направить данные сведения с приложением подтверждающих документов в соответствующие контрольные и надзорные органы.
 
Нет разрешения? Верните «как было»!
 
Лица, осуществляющие строительство либо реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог без соответствующего разрешения на строительство (если получение такого разрешения предусмотрено нормативным актом) уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора или владельца участка автомобильной дороги, обязаны прекратить осуществление строительства либо реконструкции. В случае, если часть работ уже была осуществлена, допустивший такое нарушение субъект обязан осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние.
В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений в общегражданском порядке.
 
Споров будет много
 
Таким образом, выполнение установленных рассмотренным Порядком требований подразумевает глубокое и детальное изучение и использование массива нормативной информации, действующего на самых разных уровнях – от федерального, до местного.
Сам же мониторинг должен осуществляться по всем участкам на регулярной основе. Однако, видится сомнительным, чтобы субъекты допустившие нарушение технических норм с целью извлечения дополнительной коммерческой выгоды, своевременно реагировали на предписания ответственного владельца участка автомобильной дороги без соответствующего предписания суда. А так как средств на самостоятельное приведение дорог в соответствие техническим требованиям у владельца дороги вряд ли хватит «по всему фронту работы», неизбежны длительные судебные тяжбы и споры о размере компенсации.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 08 (286), май 2014 г.
Дата публикации: 05.05.2014 г.
19.05.2014