(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Капитальные вложения по-приморски
В последнее время, мы можем наблюдать ускорение и интенсификацию деятельности государства в различных значимых областях деятельности. Это и резкое увеличение объемов введения в эксплуатацию жилья, строительство медицинских и научных центров, объектов инфраструктуры. Не обошло это «веяние» стороной и Приморский край. Естественно, что для ускорения процесса государство (впрочем, как и муниципальные образования) вынуждены выводить часть деятельности из-под своего непосредственного, прямого участия. То есть создавать некие коммерческие платформы – компании, которые могут гораздо быстрее и эффективнее осваивать большие денежные вливания непосредственно «на объекте».
Конечно, государство участвует в деятельности таких платформ. И, естественно, производит капитальные вложения в эту деятельность. Но не следует забывать, что помимо всего прочего, капитальные вложения подразумевают и существенные затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленные на восстановление и прирост основных фондов.
В связи с этим, возникает вопрос о том, каким же образом, по каким правилам производятся столь значимые во всех смыслах действия, направленные на достижение социально и экономически значимых результатов. Попробуем разобраться в этом на примере Приморского края, рассмотрев Постановление администрации Приморского края от 28.05.2014 N 200-па «О Порядке осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Приморского края и приобретения объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края за счет средств краевого бюджета» (далее - Порядок).
 
О чем все же речь…
 
Прежде чем непосредственно перейти к изучению Порядка, давайте все же определимся с тем, как все-таки трактуются капитальные вложения с точки зрения российского законодательства. А для этого обратимся к статье 1 Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Итак, капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Соответственно, рассматриваемый Порядок устанавливает:
1) Порядок осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства собственности Приморского края и приобретения объектов недвижимого имущества в краевую собственность за счет средств краевого бюджета;
2) Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета экономическим платформам инвестиционного освоения (краевым государственным бюджетным учреждениям, краевым государственным автономным учреждениям, краевым государственным унитарным предприятиям) на осуществление капитальных вложений в объекты и приобретение объектов.
 
Главное - не создавать переизбытка средств!
 
Вместе с тем, следует помнить, что при осуществлении капитальных вложений в объекты средств краевого бюджета не допускается:
1) Предоставление субсидий в отношении объектов, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций;
2) Предоставление бюджетных инвестиций в объекты, по которым принято решение о предоставлении субсидий.
Иными словами, если для того или иного объекта уже определен порядок софинансирования его реализации путем инвестиционного субсидирования, то вкладывать краевые деньги еще и «напрямую» явно излишне.
Кстати, следует обратить внимание, что созданные или приобретенные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты закрепляются на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организациями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих организаций. Либо же производится увеличение уставного фонда краевого предприятия. Хотя предусмотрена и возможность включения объекта в состав казны Приморского края.
 
Контрактная система в помощь
 
Вполне очевидно, что в случае участия в деятельности государственных (краевых) бюджетных средств, не удастся полностью выйти из-под влияния законодательства о контрактной системе. Соответственно, процесс освоения средств будет идти по строго установленным правилам. Медленно, неповоротливо, но «прозрачно».
Все расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством, на основании государственных контрактов, заключенных в целях строительства, реконструкции, технического перевооружения или приобретения объектов:
1) Государственными заказчиками, являющимися получателями средств краевого бюджета;
2) Организациями, которым органы исполнительной власти Приморского края, осуществляющие функции и полномочия учредителя или права собственника имущества организаций, являющиеся государственными заказчиками, передали в соответствии с порядком, утвержденным администрацией Приморского края, свои полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Приморского края от лица указанных органов государственных контрактов (иными словами, уполномоченные на это организации).
 
Должно быть соглашение
 
Кстати, Порядком предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключенным между органами исполнительной власти Приморского края как получателями средств краевого бюджета, предоставляющими субсидию организациям, и организацией – получателем субсидии. По общему правилу, соглашение заключается на срок, не превышающий срока действия на предоставление субсидии.
Вместе с тем, существует оговорка, что по решению администрации Приморского края, получателю средств краевого бюджета может быть предоставлено право заключать соглашения о предоставлении субсидии на срок, превышающий срок действия утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
Кроме того, соглашение может быть заключено и в отношении нескольких объектов. Но в любом случае, оно в обязательном порядке должно содержать следующие данные:
1) Цель предоставления субсидии и ее объем с распределением по годам в отношении каждого объекта с указанием его наименования, мощности, сроков строительства;
2) Положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии и порядок их взаимодействия при реализации соглашения о предоставлении субсидии;
3) Условие о соблюдении организацией при использовании субсидии положений, установленных законодательством о контрактной системе;
4) Положения, устанавливающие обязанность по открытию в Управлении Федерального казначейства по Приморскому краю лицевого счета для учета операций по получению и использованию субсидий;
5) Обязательство организации осуществлять без использования субсидии разработку проектной документации на объекты капитального строительства (или приобретение прав на использование типовой проектной документации, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации);
6) Обязательство осуществлять эксплуатационные расходы, необходимые для содержания объекта после ввода его в эксплуатацию (приобретения), без использования на эти цели средств краевого бюджета либо в размерах установленного предельного коэффициента;
7) Сроки перечисления субсидии и сроки предоставления отчетности.
Обратите внимание, что в рассматриваемом Порядке содержится расширенный перечень обязательных условий соглашения. Кроме того, в соглашении могут содержаться и иные условия, напрямую не названные Порядке. В связи с этим, рекомендуем все же обратиться к справочной правовой системе КонсультантПлюс для ознакомления с полным перечнем обязательного содержания соглашения.
Также обратите также внимание на еще один не маловажный нюанс. Операции с субсидиями, поступающими организациям, учитываются на отдельных лицевых счетах, открываемых организациями в Управлении Федерального казначейства по Приморскому краю в порядке, установленном непосредственно Федеральным казначейством.
 
Объемы будут увеличиваться?!
 
Таким образом, рассмотренный Порядок обозначил основные моменты, направленные на осуществление капитальных вложений средств бюджета Приморского края. Конечно, освоение бюджетных средств и конечная реализация каждого конкретного объекта происходило бы гораздо оперативней, если бы не необходимость действовать в соответствие с жесткими рамками федерального контрактного законодательства, и если бы можно было заключать договоры непосредственно в рамках действующего Гражданского кодекса РФ. Однако законодатель считает, что главное в данных обстоятельствах не скорость, а «прозрачность» освоения бюджетных средств. Хотя реальная «прозрачность» процедур – вопрос сложный и неоднозначный.
Но в любом случае, принятие подобного рода документов косвенным образом говорит о том, что в ближайшее время капитальные вложения в социально и экономически значимые объекты не прекратится. Будем надеяться, что темпы и объемы вложений будут лишь возрастать. Ведь не секрет, что Приморский край, будучи крайне отдаленным от федерального центра, по многим параметрам нуждается в серьезном рывке для усиления своих конкурентных преимуществ. Как при его взаимоотношениях с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в здоровой конкурентной борьбе (в том числе за инвестиционную привлекательность) с другими субъектами Российской Федерации. И без серьезных капитальных вложений здесь не обойтись.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 11 (289), июнь  2014 г.
 
Дата публикации: 16.06.2014 г.
30.06.2014