(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему



Судебные приставы будут работать по-новому?
Как мы знаем, исполнительное производство должно завершать процесс правосудия. Но очень часто исполнение судебных решений порождает новые споры, на разрешение которых взыскатели и должники тратят уйму нервов, времени и денег.
Тем, кому хоть раз приходилось сталкиваться с судебными приставами–исполнителями, знают, что необходимо все заявления и обращения оформлять письменно и подавать через канцелярию отдела судебных приставов. Если необходимо узнать о существовании исполнительного производства или о его   исполнении необходимо идти на прием к приставу. Все это причиняет массу не удобств, так как часы приема судебных приставов совпадают с нашим рабочим временем, да и принимают они раз или два в неделю. А дозвониться до некоторых вообще не предоставляется возможным.
Однако все в мире, как известно, меняется. Минюст России утвердил два административных регламента Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП). Один - о порядке предоставления информации по исполнительным производствам (Приказ Минюста России от 23.04.2014 N 86) и второй - о порядке рассмотрения заявлений при осуществлении исполнительного производства  (Приказ Минюста России от 28.04.2014 N 92).
Посмотрим, что же изменится в связи с вступлением в силу данных регламентов.
 
Запрашиваем информацию в электронном виде
 
Прежде всего, рассмотрим первый регламент - о предоставлении информации по исполнительным производствам.
Заявитель (физическое или юридическое лицо) может подать заявление о получении информации по наличию либо отсутствию исполнительного производства в отношении себя. Для этого необходимо отправить заявление в электронной форме через сайт ФССП, Единый портал, либо МФЦ. И такая возможность подачи документов в электронном виде не может не радовать. 
Впрочем,  возможно написать заявления на бумажном носителе по форме, приведенной в приложениях № 2-3 регламента. К заявлению можно приложить документы и материалы, либо их копии.
Стоит отметить, что полномочия заявителя должны быть подтверждены. В случае подачи заявления через представителя необходимо предоставить доверенность, либо копию решения (приказа) о назначении на должность, в соответствии с которым физическое лицо может действовать без доверенности.
Что примечательно, при подаче заявления в электронном виде есть возможность отслеживания хода предоставления услуги. В информационной системе ФССП поступление заявлений проверяется каждый день. 
По данному регламенту срок предоставления ответа – 17 дней со дня поступления заявления в ФССП.
Несмотря на то, что оснований для отказа в приеме заявлений о предоставлении услуги не предусмотрено, все же существуют случаи, по которым может быть отказано в принятии заявления. К таким относятся:
-подача заявления лицом, не имеющим на то полномочий;
-наличие в заявлении нецензурных, оскорбительных выражений, угроз жизни и здоровью должностного лица;
-отсутствие в заявлении сведений, необходимых для предоставления услуги.
Кстати, большой интерес представляют требования, выдвигаемые регламентом к помещениям, в которых предоставляется услуга. Вот некоторые из них:
-удобство доступа, в том числе людей с ограниченными возможностями;
-наличие доступных мест общего пользования (туалет);
-возможность копирования документов;
-наличие поста охраны в территориальных и структурных подразделениях ФССП.
К сожалению, такими удобствами на сегодняшний день могут похвастаться не все структурные подразделения ФССП.
Кроме того, согласно регламенту, заявитель может подать жалобу на решения, действия или бездействие при предоставлении данной услуги. Так, пожаловаться можно, если:
-нарушен срок регистрации заявления;
-нарушен срок предоставления самой услуги;
-требуют предоставления лишних документов, не предусмотренных нормативными актами РФ;
-отказывают в приеме дополнительных документов по делу;
-отказывают безосновательно в предоставлении услуги;
-требуют плату за предоставление услуги;
-отказывают в исправлении допущенных опечаток и ошибок в предоставленном ответе.
 
Какие сведения должны быть в жалобе?
 
Также Приказ Минюста России от 23.04.2014 N 86 регламентирует содержание жалобы. Она должна содержать следующие сведения:
-наименование органа;
-ФИО и должность лица, решения и действия, которого обжалуются;
-ФИО, место жительство, номер телефона заявителя, адрес по которому должен быть отправлен ответ;
-сведения об обжалуемых решениях и действиях;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением или действием должностного лица.
Как и само заявление, жалоба может быть принята в электронном виде и при личном приеме заявителя. Срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней. Однако, в случае обжалования отказа в приеме документов и исправления ошибок данных срок составляет 5 рабочих дней со дня её регистрации.
 
Исправляем ошибки исполнительного производства
 
Теперь перейдем к рассмотрению второго регламента - о рассмотрении заявлений при осуществлении исполнительного производства,  утвержденного Приказом Минюста России от 28.04.2014 N 92.
Данным документом регламентируется подача заявлений, следующего содержания:
-об исправлении допущенных в постановлении судебного пристава описок или явных арифметических ошибок;
- о продлении сроков в исполнительном производстве;
- об отложении применения мер принудительного исполнения;
- о приостановлении или прекращении исполнительного производства;
- о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту;
- о розыске должника, его имущества или розыске ребенка;
- о временном ограничении на выезд должника из РФ.
Необходимо отметить, что прием документов также ведется в электронном виде. Для этого заявитель заполняет заявление на Едином портале, в котором в обязательном порядке указывается номер исполнительного производства. Данный номер можно получить на основании заявления о наличии исполнительного производства на Едином портале или в банке данных исполнительных производств на сайте ФССП России и сайтах ее территориальных органов.
При необходимости в подтверждение своих доводов - предоставляются документы либо их копии.
В случае подачи заявления на бумажном носителе заявитель заполняет его по формам, приведенным в приложениях N 2 - 9 к регламенту.
Однако предоставления данной услуги придется подождать 32 рабочих дня с момента поступления заявления.
Что же касается требований к помещению, в котором предоставляется услуга, то к нему предъявляются те же требования, что и в первом регламенте.
Кстати, должностные лица обязаны консультировать заявителя о порядке обжаловании решений и действий по предоставлению вышеперечисленных услуг. Консультирование может происходить по электронной почте, телефону и при личном приеме.
 
Подведем итоги
 
Думается, что с вступающие в силу (14 июля 2014 г.) новые регламенты хоть немного изменят ситуацию. Ведь ни для кого не секрет, что работа судебных приставов на сегодняшний день, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Связанно это со многими факторами. Это и нехватка квалифицированных кадров и большое количество исполнительных производств, приходящиеся на каждого пристава. Остается надеться, что возможность подачи заявлений, жалоб в отделы судебных приставов в электронном виде – это шаг к исправлению сложившейся ситуации.
 
О. ТУРЬЯНСКАЯ,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 13 (291), июль 2014 г.
 
Дата публикации: 14.07.2014 г.
25.07.2014