(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Труд и специальная оценка его условий: передаем сведения в орган исполнительной власти
Ни для кого не является секретом, что в последнее время вопросам организации труда на федеральном уровне уделяется все более пристальное внимание. Так, на смену аттестации рабочих мест не так давно пришло требование о специальной оценке условий труда.
Причем для многих работодателей это стало очередной «головной болью». Ведь далеко не во всех организациях существует реальная возможность провести такую оценку условий труда. Где-то нет соответствующих специалистов в штате, способных ее организовать, а у кого-то банально не хватает на это свободных средств. Кроме того, существуют еще и совсем небольшие и отдаленные поселения, где, зачастую, присутствуют обе эти проблемы. И к ним присовокупляется еще и то обстоятельство, что в этих поселениях просто нет соответствующей специализированной организации.
Закон же подобные «мелочи» не интересуют. Не провел специальную оценку условий труда? Будь добр заплатить штраф (причем не маленький).
Кстати, до недавнего времени существовала и еще одна сложность, вытекающая из существа оценки. Если обратиться к Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон), то мы увидим требование, в соответствие с которым результаты экспертизы качества специальной оценки условий труда подлежат передаче в информационную систему учета. При этом обязанность по передаче результатов экспертизы качества специальной оценки условий труда возлагается на орган, уполномоченный на проведение данной экспертизы.
Напомним, что до 1 января 2016 года сведения передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Вот только утвержденного этим самым уполномоченным органом порядка, которым бы регулировалась такая передача сведений, до недавнего времени в природе не существовало.
В связи с этим, большой интерес представляет новый Приказ Минтруда России от 03.07.2014 N 436н «Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда» (далее - Порядок).
 
Жизнь и здоровье превыше всего
 
Для начала, давайте определимся с тем, что же все-таки такое специальная оценка условий труда? Так вот, специальная оценка труда - это единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по идентификации потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня воздействия идентифицированных вредных и опасных факторов на организм работника с учетом отклонения их фактических значений от утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 ст. 3 Закона).
Как видим, проведение специальной оценки является делом серьезным и крайне ответственным. Ведь фактически, на кону стоит не только потенциальная прибыль организации, но и самая большая ценность, гарантированная Конституцией РФ – жизнь и здоровье граждан, являющихся работниками организации. И если в повседневной жизни рядовой «офисной» компании это не столь заметно, то применительно к крупному производственному комплексу просто очевидно.
 
Важные «мелочи»
 
Что же касается того, на кого Закон возлагает обязанность по организации специальной оценки условий труда, то здесь все просто. Обязанность по проведению и финансированию оценки целиком и полностью лежит на работодателях. Это напрямую следует из указаний статьи 212 Трудового кодекса РФ и из части 1 статьи 8 Закона.
Обратите также внимание, что специальную оценку должны проводить все без исключения юридические лица. То же самое требование распространяется и на индивидуальных предпринимателей, принявших на работу сотрудников (то есть, имеющих в наличии работников).
Однако, если индивидуальный предприниматель «работает на себя», без привлечения наемного персонала, проводить оценку не нужно (ведь в таком случае они не являются работодателями). Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.
Исключением являются также «физики», использующие труд наемных работников. Они не заключают трудовых договоров и не являются работодателями. Соответственно, оценку им проводить также нет нужды.
 
Форма передачи сведений – на выбор
 
Новый Порядок определяет правила передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда. Так, сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда передаются непосредственно той организацией, которая эту оценку производила. Причем для передачи сведений установлен максимальный срок в десять дней со дня утверждения отчета о проведении оценки. Обратите внимание, что под днями в данном случае подразумеваются официальные рабочие дни.
Кстати, сведения могут быть представлены в различной форме:
1) На бумажном носителе;
Передается в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест;
2) В форме электронного документа.
Передается в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда. Обратите внимание, что сведения должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью. При этом квалифицированный сертификат квалифицированной электронной подписи выдается удостоверяющим центром Министерства труда и социальной защиты РФ.
В состав сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, передаваемых в соответствии с настоящим Порядком, в обязательном порядке включаются сведения:
- в отношении работодателя;
- в отношении рабочего места;
- в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда.
 
Сведения о работодателе
 
Что касается обязательных сведений, предоставляемых в составе информации о работодателе, то они должны включать в себя;
1) Полное наименование работодателя;
2) Место нахождения и место осуществления деятельности;
3) Идентификационный номер налогоплательщика;
4) Основной государственный регистрационный номер;
5) Код основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
6) Количество рабочих мест;
7) Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;
8) Распределение рабочих мест по классам (подклассам) условий труда.
 
Сведения о рабочем месте
 
В состав сведений о рабочем месте включаются:
1) Индивидуальный номер рабочего места;
2) Код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
3) Страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте;
4) Численность работников, занятых на данном рабочем месте;
5) Класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника;
6) Основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости (при наличии).
 
Сведения об осуществившей оценку организации
 
Что же касается информации о той организации, что осуществила специальную оценку условий труда, что в отношении нее предоставляются следующие данные:
1) Полное наименование;
2) Регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
3) Идентификационный номер налогоплательщика;
4) Основной государственный регистрационный номер;
5) Сведения об аккредитации испытательной лаборатории (центра), в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра);
6) Данные об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвовавших в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
7) Сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов.
 
Так будет спокойней всем
 
И напоследок еще раз повторимся, что требования об обязательной специальной оценке условий труда являются обязательными для работодателя. Поэтому, крайне целесообразно предусмотреть наличие ресурсов (в том числе финансовых) для ее проведения, что позволит в дальнейшем избежать гораздо больших проблем с пристальным вниманием контролирующих органов.
И, что немаловажно, обезопасит от штрафов, которые в последнее время имеют тенденцию к постоянному росту.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 16 (294), август 2014 г.
 
Дата публикации: 25.08.2014 г.
25.08.2014