(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Прежде чем встать за штурвал…
Приморский край является уникальным регионом Российской Федерации. И не только потому, что он очень удален от федерального центра. Но еще и потому, что располагает сразу двумя богатейшими источниками сырьевых и рекреационных ресурсов – бескрайней тайгой и выходом к Японскому морю.
Естественно, что для жителей прибрежной полосы, наибольшей интерес представляет именно море. Причем, это касается не только физических, но и юридических лиц. Ведь очень многие компании зависят от морского промысла или морских перевозок. А определенная финансовая стабильность привела к тому, что и у нас стало появляться большой количество небольших морских транспортных средств, находящихся в собственности как компаний, так и граждан.
Такого рода транспортные средства принято именовать маломерными судами. Но можно ли просто так купить, к примеру, небольшую парусную яхту и отправиться в плавание? Ответ очевиден – нет. Не смотря на то, что движение будет проходить по морским просторам, а не улицам городов, необходим соответствующий разрешительный документ (удостоверение), дающий право на управление маломерным судном. Чтобы его получить, нужно пройти предварительную аттестацию. Но где, в каком порядке, кто и как проводит такую аттестацию?
Ответы на данные вопросы можно получить, изучив Приказ МЧС России от 27.05.2014 № 262 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - Правила).
 
За разрешением - в спецотдел ГИМС
 
Итак, рассматриваемые Правила регулируют порядок определения уровня знаний, умений и навыков при аттестации для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов. При этом, Правила делают отсылку на административный регламент, утвержденный Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2014 N 263. Однако, прежде чем обратиться к нему, учтите, что он вступает в силу только с 01 января 2015 года.
Если же анализировать положения самих Правил, то выясняется, что аттестация на право управления маломерными судами предусматривает систему мероприятий, направленных на определение способности безопасно управлять маломерными судами. Соответственно, аттестация проводится в отношении физических лиц. Причем, исключительно по их заявлению.
Кстати, уполномоченным органом для проведения такой аттестации названы отделы безопасности людей на водных объектах (подразделения ГИМС).
 
Состав комиссии утвержден
 
Как уже отмечалось выше, документом, удостоверяющим право его владельца управлять в определенном районе плавания маломерным судном, является удостоверение на право управления маломерным судном. Обратите внимание, что данное удостоверение действительно исключительно на маломерных судах, имеющих право плавания под Государственным флагом РФ. И еще раз повторимся, что цели плавания должны быть некоммерческими.
Правилами установлено четкое правило, в соответствие с которым, конкретное подразделение ГИМС, ответственное за проведение аттестаций, должно быть определено до 01 декабря текущего года. При этом ГИМС ориентируется на общую специфику и уровень профессиональной подготовки своих специалистов, в обязанность которым собирается вменять проведение аттестации.
Сама же аттестационные комиссии формируются на постоянной основе и ежегодно, до 25 декабря, утверждается приказом начальника главного управления МЧС России по соответствующему субъекту России. Количество специалистов, входящих в состав комиссии варьируется в зависимости от объема работы. Однако установлен минимальный и максимальный порог численности: от пяти до десяти человек.
Аттестационная комиссия в обязательном порядке должна иметь следующую структуру:
1) Председатель комиссии;
2) Заместитель председателя комиссии;
3) Члены аттестационной комиссии;
4) Секретарь комиссии.
Причем председателем аттестационной комиссии назначается руководитель подразделения ГИМС. А членами комиссии являются государственные инспекторы по маломерным судам, имеющие документально подтвержденный уровень теоретических знаний и практических навыков. Кроме того, в состав аттестационной комиссии должен входить представитель главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Обратите внимание, что помимо «обязательного» состава, Правила допускают включение в состав комиссии и иных специалистов, обладающих соответствующими знаниями и навыками, учитывающими определенную специфику района плавания.
 
Аттестация в три этапа
 
Сама аттестация состоит из нескольких частей-этапов.
Во-первых, - это проверка документов заявителя, необходимых для аттестации по заявленному типу маломерного судна и району плавания (этап подачи документов).
Во-вторых, - это проверки теоретических знаний заявителя по заявленному типу маломерного судна и району плавания («сдача теории»).
И, в-третьих, - это  проверка навыков практического управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания («сдача практики»).
Особо отметим, что результаты проверок действительны в течение шести месяцев, за исключением случаев невозможности заявителя явиться для возобновления аттестации в силу уважительных причин (командировка, болезнь). При неявке заявителя для возобновления аттестации в указанный срок без уважительных причин аттестация заявителя будет считаться прекращенной. В этом случае при необходимости аттестации заявитель проходит ее заново, повторно представляя соответствующие документы.
 
Проверка «теории»…
 
Что касается проверки теоретических знаний заявителя, то они оцениваются по вопросам, содержащимся в соответствующих билетах. Причем экзаменационные билеты группируются в комплекты по соответствующим типам маломерных судов и районам плавания. Сама же проверка «теории» может производиться как в полном, так и в сокращенном объеме – по усмотрению комиссии.
При проверке теоретических знаний в полном объеме заявитель отвечает на вопросы двух билетов, один из которых входит в комплект, предназначенный для проверки теоретических знаний управления маломерным судном определенного типа и его обслуживания, другой - входит в комплект, предназначенный для проверки правил плавания и организации судоходства в определенном районе.
При проверке теоретических знаний в сокращенном объеме заявитель отвечает на вопросы только одного билета, входящего в соответствующий комплект.
 
…«И практики»
 
Проверка практических навыков, по общему правилу, проводится с использованием программно-вычислительных комплексов. Такого рода проверка «практики», прежде всего, нацелена на выявление наиболее типичных грубых ошибок, которые может допустить заявители.
Так, по общему правилу, при проверке практических навыков считаются грубыми ошибками, создающими аварийно-опасную ситуацию:
1) Нарушение правил маневрирования, в том числе при расхождении с другим судном;
2) Ошибочное толкование навигационных знаков, нарушение режима судоходства и (или) правил маневрирования, определяемых этими знаками;
3) Неправильное выполнение маневра «человек за бортом»;
4) Неверный учет особенностей управления, связанных с типом движителей заявленного для аттестации типа судна, его скоростных и инерционных характеристик, а также дрейфа и течения, создающий угрозу навала при подходе к причалу и отходе от него.
 
Один раз в 10 лет
 
Итак, как уже говорилось выше, в нашем морском крае актуальность получение разрешительного документа, позволяющего управлять маломерным судном, крайне велика. Год от года желающих получить его становится все больше. Именно поэтому, прежде чем обратиться в отдел ГИМС, советуем более детально изучить Правила, обратившись к справочной правовой системе КонсультантПлюс. Ведь помимо основных моментов, Правила содержат множество нюансов, направленных на установление определенного, отличного от общего, порядка прохождения аттестации некоторыми группами лиц (к примеру - военнослужащими).
Как уже говорилось выше, после успешного прохождения аттестации, заявителю выдается удостоверение. Важно проследить, чтобы все записи в удостоверении производились с использованием автоматизированного печатающего устройства.
Подпись же владельца удостоверения и подпись должностного лица, выдавшего удостоверение, выполняются гелиевыми или капиллярными ручками черными чернилами.
Обратите также особое внимание, что заполнение удостоверения чернилами и шариковыми авторучками других цветов, применение штампов, а также помарки и подчистки категорически запрещены.
Само удостоверение действительно в течение 10 лет со дня его выдачи. Поэтому, когда подойдет время, не забудьте пройти переаттестацию.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 18 (296), сентябрь 2014 г.
 
Дата публикации: 22.09.2014 г.
06.10.2014
Источник: http://