(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Берем водный объект в пользование
На протяжении всей истории человечества, именно водные объекты, в большинстве случаев, являлись центром притяжения для большого количества населения. Поселки и города, а, зачастую, и целые государства, образовывались на берегу рек, озер и морей. И это не случайно. Ведь помимо того, что водный объект служит своеобразным «украшением» местности, он несет еще и сугубо практические цели. Ведь наличие воды – обязательное условие для осуществления жизнедеятельности. Причем не только жизнедеятельности человека, но и экономики в целом.
Водные ресурсы эксплуатируются всевозможными способами. Начиная от добычи водных биологических ресурсов, заканчивая организацией туристической деятельности, раскрытием рекреационного потенциала. А учитывая, что без определенных усилий (включая строительство объектов инфраструктуры и прочих сопутствующих сооружений), сделать ничего не получится, огромный интерес вызывает вопрос о порядке
предоставления в пользование водных объектов. Особенно этот вопрос актуален для Приморского края. Ведь помимо большого числа эксплуатируемых рек и озер, у нас есть еще «под боком» и Японское море.
В связи с этим, весьма полезно будет ознакомиться с Приказом Минприроды России от 22.05.2014 N 225 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования» (далее Регламент).
 
 

 

Иностранцам водный объект в пользование не дадут  

 
Рассматриваемый Регламент определяет сроки и последовательность действий при подготовке и заключении договора  водопользования. Кстати, распространяется его действие и на заключение договора по результатам проведения аукциона. Именно данный Регламент устанавливает общие процедуры, направленные на оформление перехода прав и обязанностей по договорам водопользования в отношении водоемов.
При этом, использование водных ресурсов предполагается для:
1) Забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) Использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) Использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
В качестве уполномоченного органа выступает Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы (далее – Агентство). А в качестве возможных заявителей и получателей государственной услуги названы
1) Физические лица;
2) Юридические лица;
3) Индивидуальные предприниматели.
Обратите внимание, что Регламентом не предусмотрено предоставление государственной услуги по предоставлению в пользование водного объекта иностранным гражданам и гражданам без гражданства.
И, кстати, сама услуга предоставляется абсолютно бесплатно.
 
 

 

Обращаемся за информацией

 
В любом случае, у потенциального заявителя, особенно если он планирует получить в пользование водный объект впервые, может возникнуть множество вопросов к порядку работы территориальных органов Агентства, документам, которые необходимо собрать и предоставить, да и просто к общему порядку заключения договора водопользования.
Соответственно, Регламентом предусмотрено, что любой заявитель вправе обратиться в уполномоченной орган за получением разъяснений и консультаций. Причём информирование может осуществляться различными способами:
1) Посредством размещения информации на информационных стендах, расположенных непосредственно в помещении уполномоченного органа;
2) С использованием средств телефонной и электронной связи;
3) С использованием официального сайта Госуслуг;
4) Посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе на официальном сайте уполномоченного органа в Интернете.
Однако, советуем обратить внимание на следующую особенность. По телефону можно получить консультацию исключительно по следующим вопросам (не более 10 минут на звонок):
1) О входящих номерах, под которыми зарегистрированы в системе делопроизводства материалы заявителя;
2) О принятом решении по заявлению;
3) О нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);
4) О перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
5) О требованиях к заверению документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
6) О месте размещения на официальном сайте уполномоченного органа справочных материалов для получения государственной услуги.
По всем иным вопросам информация предоставляется только на основании письменного обращения. При этом, ответ на обращение направляется почтой в адрес заявителя в срок, не превышающий 30 дней с момента поступления письменного обращения.
 
 

 

Заявление берем в системе КонсультантПлюс  

 
Теперь давайте поговорим о том, какие же непосредственно действия должен предпринять заявитель, желающий получить в пользованием водный объект на основании договора водопользования.
Как уже все наверняка догадались, первое, что нужно сделать – это подготовить заявление. Обратите внимание, что форма заявления является унифицированной. Однако, она различается, в зависимости от целей, для которых вы планируется использовать водный объект. Поэтому, чтобы не ошибиться, советуем воспользоваться услугами справочной правовой системой КонсультантПлюс при подготовки заявления.
Естественно, что одним заявлением в таком деле не обойдешься. Нужно подготовить определенный базовый пакет документов, который нужно будет приложить к заявлению. В число таких документов входят:
1) Копии учредительных документов - для юридического лица;
2) Копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;
3) Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (к примеру, доверенность);
4) Материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации;
5) Материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования;
6) Материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.
Однако, следует помнить, что водные объекты относятся к особо охраняемым природным ресурсам. Соответственно, могут потребоваться и иные документы в каждом конкретном случае.
Кстати, при подаче заявления (как, впрочем, и при получении результата услуги) в месте нахождения уполномоченного органа, срок ожидания в очереди не должен превышать пятнадцати минут.
 
 

 

В каких случаях возможен отказ?

 
Поскольку далеко не всегда есть возможность предоставить все документы в оригинале (они могут потребоваться еще и в других согласовывающих и контролирующих органов), Регламентом предусмотрена возможность предоставления копий дополнительных документов при подаче заявления. Однако, существуют определенные нюансы на такой случай. Так, все копии документов, прилагаемых к заявлению, представляются исключительно с предъявлением оригинала. В противном случае, они подлежат нотариальному заверению.
В случае, когда копия предоставляется с предъявлением оригинала, они подлежат заверению работником уполномоченного органа, осуществляющего их прием, путем внесения записи об их соответствии оригиналам с указанием даты, должности, фамилии, инициалов лица, сделавшего запись.
Кстати, Регламентом предусмотрен и исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. К числу подобных оснований отнесены следующие:
1) Документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами подготовки и заключения договора водопользования (утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165);
2) Получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных подразделений), в согласовании условий водопользования;
3) Право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
4) Использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
 

 

А практика сложилась такая…

 
Таким образом, рассмотренный Регламент достаточно подробно освещает основные общие вопросы по предоставлению государственной услуги по заключению договора водопользования водным объектом. Причем для каждого конкретного целевого назначения использования водного объекта существуют определенные нюансы. Но в любом случае, общий срок для получения государственной услуги в 60 дней с даты подачи документов является довольно обычным для практики государственных, да и муниципальных органов власти.
Другое дело, что, как правило, срок не выдерживается, что приводит к затягиванию процесса заключения договора. Однако сложившаяся практика уже давно учла подобные нюансы и многие заявители начинают эксплуатацию водного объекта не дожидаясь подписания договора в надежде на то, что он все равно будет подписан, пусть и чуть позже. А коммерческая выгода от срочных вложений в объект, в конечном итоге, значительно перевешивает возможность наложение определенных административных наказаний.
 
 

 

А. АНИКИН,

 

 

юрист.

 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 21 (299), ноябрь 2014 г.
 
Дата публикации: 05.11.2014 г.
17.11.2014