(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Управление многоквартирными домами лицензируется
Управление многоквартирными домами лицензируется
 
Не секрет, что состояние жилищно-коммунального хозяйства в большинстве муниципальных образований Российской Федерации не просто далеко от совершенства. Зачастую, в отдельных муниципалитетах, оно находится на уровне катастрофическом. Но, тем не менее, обслуживать многоквартирные дома, несмотря на удручающее состояние ЖКХ, все равно нужно.
Для этого создаются товарищества собственников жилья и управляющие компании, которые в качестве своего основного вида деятельности имеют как раз оказание услуги по управлению жилым фондом. Соответственно, именно они вынуждены напрямую сталкиваться с тем, что работа эта будет отнюдь не легкой.
Вместе с тем, суровые реалии российской действительности напрямую показывают, что далеко не всегда работа управляющих компаний осуществляется в правильном, так сказать «рабочем» режиме. Зачастую, недобросовестные компании, исправно собирая деньги с населения, предпочитают особо «не заморачиваться» текущим обслуживанием многоквартирных домов. Выполняется только лишь необходимый минимум работ. Например, жильцы с трудом могут добиться реакции от сотрудников такой компании при возникновении аварийных ситуаций.
Именно поэтому столь важно, чтобы услуги по управлению многоквартирными домами оказывали исключительно добросовестные и профессиональные участники этого довольно емкого рынка. Ведь от того, насколько эффективна будет их работа, напрямую зависит благополучие проживания граждан в собственных (а иногда и не собственных) домах. Да и юридические лица, являющиеся собственниками либо арендаторами нежилых помещений в многоквартирных домах, также напрямую заинтересованы в том, чтобы управление домом было максимально эффективным.
В связи с этим, наше внимание наше внимание и привлекло Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Положение).
 
Уполномоченные органы определены
 
Как уже видно из самого названия, рассматриваемое Положение устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией. В качестве уполномоченных органов, осуществляющих данное лицензирование, названы органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
Положение подчеркивает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Соответственно, качество всех услуг и работ должно соответствовать всем действующим нормативам.
 
Сведения для заявления
 
Для того, чтобы непосредственно приступить к выполнению прямых обязанностей по управлению многоквартирным домом, управляющая организация должна первым делом получить соответствующую лицензию, обратившись в уполномоченный орган субъекта Федерации.
При этом Положением установлено, что организация – соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. К самому заявлению, естественно, предъявляется ряд обязательных требований. Так, заявление должно содержать следующие сведения:
1) О регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;
2) Об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии (должностного лица другого хозяйственного общества, выступающего в качестве единоличного исполнительного органа соискателя лицензии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
3) Об отсутствии информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована или в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации;
4) Об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии;
5) О сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или об официальных печатных средствах массовой информации, в которых соискатель лицензии раскрывает информацию о своей деятельности (в соответствии с нормативными требованиями к раскрытию информации).
 
Все сведения подлежат проверке
 
Естественно, одного лишь заявления для получения лицензии будет недостаточно. Соискателю придется также подготовить установленный пакет документов, который является обязательным приложением к подаваемому заявлению. В данный пакет документов входят:
1) Копии всех учредительных документов юридического лица;
Обратите внимание, что все копии учредительных документов, приводимые в качестве приложения к заявлению, должны быть заверены исключительно в нотариальном порядке.
2) Опись всех прилагаемых документов (отдельным листом).
Следует иметь ввиду, что при проведении обязательной проверки сведений, содержащихся в заявлении и приложенных документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, а также в подведомственных им организациях.
 
Срок оформления лицензии не может превышать 45 рабочих дней
 
По итогам рассмотрения заявления и представленных документов, комиссия лицензирующего органа приходит к решению об издании одного из приказов:
1) О предоставлении лицензии;
2) Об отказе в предоставлении лицензии.
Следует помнить, что срок оформления приказа лицензирующего органа не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления. И это с учетом срока на проведение проверки предоставленных документов лицензионной комиссией. 
Кстати, какого-либо приостановления и последующего возобновление действия лицензии не осуществляется. Если она была аннулирована, нужно будет получать новую лицензию.
 
Все увидим в реестрах
 
Таким образом, рассмотренное положение действительно затрагивает довольно животрепещущую на сегодняшний момент тему – получение лицензии организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами. И, хотя наличие лицензии не является панацеей и не говорит напрямую о добросовестности намерений управляющей организации, это все же лучше, чем ничего.
Ведь раньше и такой правовой защиты не существовало. Теперь же появилась возможность не только проконтролировать факт входа на столь важный рынок нового участника, но и возможность повлиять на выход из него тех организаций, которые явно не справляются с возложенными на них функциями путем аннулирования лицензии.
Кстати, рассмотренное Положение также закрепляет порядок ведения реестра организаций, действительно получивших лицензию на право осуществления управления многоквартирными домами. Так, лицензирующий орган ежемесячно, не позднее десятого числа, направляет в электронном виде данные, содержащиеся в реестрах лицензий субъектов Российской Федерации, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Министерство же, в свою очередь, не позднее чем через десять рабочих дней после получения указанных сведений включает их в сводный реестр.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
В ТЕМУ
 
В Приморье лицензирование управляющих компаний начнется с 1 декабря
 
За недобросовестную работу у УК будут отзывать лицензии, а затем штрафовать на 500 тысяч рублей
 
Вступление в действие закона о лицензировании управляющих компаний в жилищной сфере избавит приморцев от многих проблем, заявил губернатор края в новом выпуске программы «Владимир Миклушевский. Блиц». Закон о лицензировании управляющих компаний был принят по поручению президента России В. Путина в результате анализа многочисленных жалоб граждан, сообщает пресс-служба администрации Приморского края.
«От приморцев было много жалоб, начиная от плохой работы, заканчивая фактами откровенного мошенничества – двойные квитанции, приписывание якобы выполненных работ, снятие за них денег с жильцов, невозможность привлечь мошенников к ответственности», - заявил Владимир Миклушевский.
Теперь же за такую недобросовестную работу у управляющих компаний будут отзывать лицензии, а за работу без лицензии компаниям грозит штраф – 500 тысяч рублей. Само лицензирование компаний в Приморье начнется с 1 декабря.
«Мы начнем лицензировать с 1 декабря. В течение ноября подготовлена нормативная база. Это серьезный процесс, и со сдержанным оптимизмом я ожидаю полезного эффекта от этого закона. Уже создана лицензионная комиссия, подготовлено положение о порядке аттестации директоров компаний», - отметил В. Миклушевский.
Напомним, по новым правилам, если управляющая компания получает два административных взыскания по одному дому, она лишается права управлять им. Если таких домов набирается более 15%, она лишается лицензии, а ее директор - права возглавлять подобную компанию. Жители конкретного дома могут отказаться от управляющей компании еще на этапе лицензирования, и мнение собственников является ключевым.
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства М. Мень подчеркнул, что в рамках лицензирования главы управляющих компаний должны будут сдать квалификационный экзамен на знание жилищного законодательства.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 22 (300), ноябрь 2014 г.
 
Дата публикации: 17.11.2014 г.
 
08.12.2014