(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




Кому подарки, а кому - поправки
 В Управлении Роскомнадзора по Приморскому краю в режиме видеоконференцсвязи прошел семинар, посвященный изменениям законодательства в сфере массовых коммуникаций. Напомним, с 1 января 2018 года вступают в действие поправки в Закон о СМИ, а также в статьи 333-33 и 333-34 части 2 Налогового кодекса РФ. Последние касаются госпошлины за регистрацию СМИ и за выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории РФ.
 
Регистрация по новым правилам
 
Главным нововведением является то, что с 1 января 2018 года Роскомнадзор прекращает выдачу бумажных свидетельств о регистрации средств массовой информации. СМИ будет считаться зарегистрированным с момента внесения соответствующей записи в Реестр средств массовой информации.
- Мы переходим на принцип ведения общероссийского Реестра зарегистрированных СМИ, и теперь будет выдаваться выписка из него, - комментирует Светлана Александровна Солодовникова, заместитель начальника Управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций, начальник отдела регистрации СМИ. - Выписка будет выдаваться как по итогам государственной услуги при обращении, так и в случае, если вы вносили какие-либо изменения. Она готовится в течение 5 рабочих дней и выдается по состоянию на определенное число. Процедура эта - бесплатна.
До конца текущего года история о средстве массовой информации указывается на оборотной стороне бланка свидетельства о регистрации СМИ. С нового года история будет также храниться в Реестре СМИ и, соответственно, будет содержаться в выписке из Реестра.
Законодатель поменял и порядок заявления на регистрацию СМИ, в зависимости от того, где будет распространяться издание:
- если СМИ предполагается к выходу на территории всей Российской Федерации и за ее пределами, то заявление необходимо подавать в центральный аппарат Роскомнадзора;
- если издание будет действовать на территории одного субъекта РФ и одного муниципального образования, то в таком случае заявление подается учредителем в территориальный орган Роскомнадзора;
- если заявление подается на издание, которое будет выходить на территории двух и более субъектов страны, то все зависит от того, в одном ли территориальном округе находятся эти субъекты. Если речь идет об одном и том же округе – заявление необходимо подавать в окружное территориальное управление Роскомнадзора. Если это разные округа – заявление подается в Роскомнадзор по центральному федеральному округу.
Визуально поменялось и само заявление о регистрации. Теперь, в случае, если издание регистрирует учредитель-физическое лицо, необходимо к заявлению приложить и копию СНИЛС. Общая графа «Тематика и специализация» разделились, и из них появились две новых графы с соответствующими названиями. Появилась и графа, в которой указываются сведения об уплате госпошлины. В ней необходимо указать информацию о самом платежном документе и данные плательщика.
Увеличен срок на регистрацию средства массовой информации. Если раньше он составлял 30 календарных дней, то теперь – 30 рабочих дней с момента подачи заявления. Это касается как регистрации в центральном аппарате Роскомнадзора, так и в его территориальных управлениях.
Важным изменением является объединение понятий «перерегистрация СМИ» и «внесение изменений в запись о регистрации СМИ». Обе эти процедуры будут проводиться внесением изменений в запись о регистрации СМИ. Соответственно, объединяются и причины, по которым осуществлялось внесение изменений и перерегистрация.

О возобновлении – пишите!
 
С 1 января 2018 года добавится веский повод направить уведомление в контролирующий орган. Теперь уведомление направляется не только в случае прекращения или приостановления деятельности СМИ, но и в случае ее возобновления.
- Автоматически возобновляться ничего не будет, - говорит С. Солодовникова. – И если вы ранее прекратили или приостановили свою деятельность, то в случае ее возобновления необходимо направить об этом уведомление. Сделать это нужно в течение месяца.
 
Размер пошлины теперь един
 
Размер государственной пошлины за регистрацию СМИ теперь един и не зависит от того, регистрируется ли теле- или радиоканал или же печатное или сетевое издание. Стоимость госпошлины определяется территорией распространения СМИ. Если издание будет выходить на территории одного субъекта страны - госпошлина составляет 4 тысячи рублей. Если выбрана территория двух и более субъектов или Российская Федерация – 8 тыс. рублей. Сохраняются как льготные тарифы для детских изданий, изданий для инвалидов, так и повышающие коэффициенты для рекламных и эротических изданий.
 
«Иностранцы» теперь тоже платят. И аннулируются
 
Ранее, выдача разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации была бесплатной услугой. С 1 января госпошлина за регистрацию такого издания станет 8 тысяч рублей. Также ранее не были урегулированы основания для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий. Теперь законодательно эти основания предусмотрены.
- Основной причиной для отказа является наличие ранее зарегистрированного СМИ с тем же наименованием и формой периодического распространения, - комментирует Светлана Александровна. – Эта же причина является основанием для отказа в регистрации и российским печатным изданием. Таким образом, законодатель уравнивает зарубежные и российские издания. Также причинами для отказа может стать наличие недостоверной информации, представленной при регистрации, а также несоответствие статье 4 Закона о СМИ (Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации) и Закону «О противодействии экстремистской деятельности».
В отношении продукции зарубежного печатного периодического издания появилась и возможность аннулирования разрешения на распространение такой продукции. Причины для аннулирования те же, что и для отказа в регистрации: нарушение ст. 4 Закона о СМИ либо Закона «О противодействии экстремистской деятельности» в случае, если такие нарушения были выявлены в результате мероприятий по контролю и надзору, в том числе, без взаимодействия с распространителем.
 
Главредам дали права
 
Распоряжением правительства N 2354-р от 26 октября 2017 года вносятся изменения и в пакет документов, которые теперь необходимо предоставить при регистрации СМИ. К основному пакету документов добавляется заверенная копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) и копия приказа о назначении главного редактора или документ, подтверждающий его полномочия. Последнее нововведение требуется при внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации в связи со сменой или с изменением состава соучредителей.
Поправки в Закон о СМИ впервые установят требования к лицам, замещающим должности главного редактора. Раньше такая норма присутствовала для учредителей.
- С нового года редакторами и учредителями не смогут быть граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, граждане имеющие судимость за совершение преступлений, в том числе, с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационной сети Интернет или за совершение преступлений связанных с осуществлением экстремистской деятельности, граждане не достигшие 18-летнего возраста а также признанные судом недееспособными, - рассказывает специалист центрального аппарата Роскомнадзора Александр Юрьевич Ижко.
 
Сетевики, внимание!
 
Спикер также обращает отдельное внимание на то, что появилось новое требование непосредственно к сетевым изданиям, которое им предписывает указывать в выходных данных следующую информацию:
- наименование (название) издания;
- учредитель (соучредители);
- фамилия, инициалы главного редактора;
- адрес электронной почты и номер телефона редакции;
- знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- В Роскомнадзоре действует автоматизированная система мониторинга, которая и выявляет нарушения законодательства, - обращает внимание А. Ижко. – И с 2018 года эта система будет доработана и начнет проверять выходные данные сетевых СМИ. Я бы порекомендовал сетевикам обновить свои выходные данные, в соответствии со статьей 27 Закона о СМИ еще до вступления в силу поправок.
Зато для печатных СМИ с 1 января 2018 года исчезает необходимость указывать в выходных данных время подписания в печать, по графику и фактическое.
 
Учимся на ошибках
 
Также спикер напомнил слушателям, что по результатам мониторинга телеканалов, распространяющихся по кабельным и спутниковым сетям, были выявлены нарушения в соблюдении требований Приказа Минкомсвязи N 202, которые касаются порядка демонстрации знака информационной продукции, а также социальной рекламы о вреде табака.
- Социальная реклама должна содержать посыл, что курение вредить здоровью и не должна быть в завуалированной форме, - обращает внимание А. Ижко. – В отношении знака информационной продукции телеканалы допускают такие нарушения, как невозобновление демонстрации знака после рекламы; его продолжительность (она должна быть не менее 8 секунд); площадь знака информационной продукции не должна быть меньше логотипа канала и не допускается возможность наложения знака информационной продукции на логотип канала, как и не допускается транслировать несуществующий знак информационной продукции.
 
Рекламы станет больше

Рекламодателей, пожалуй, порадует тот факт, что на законодательном уровне готовятся поправки и в Закон о рекламе. Так, рассматривается увеличение объема рекламы в печатных СМИ до 45% против прежних 40%.. Предполагается и увеличение рекламы, выходящей на региональных телевизионных СМИ способом «бегущая строка».
- Сейчас законодатель разрешает распространять рекламу «бегущей строкой» в объеме 15% вещания в течение часа,– рассказывает в своем выступлении Ирина Ивановна Василенкова, заместитель начальника Управления рекламы и недобросовестной конкуренции, начальник отдела контроля законодательства о рекламе ФАС. - Предполагается увеличить в региональных СМИ продолжительность рекламы способом «бегущая строка» до 5% вещания в течение часа. А если «бегущая строка» выходит в рамках информационной или развлекательной телепередачи, то здесь допустимо добавить еще 15% «бегущей строки». Таким образом, время передачи рекламы способом «бегущая строка» может достигать 35% в информационных и развлекательных телепередачах.
Также И. Василенкова напомнила о том, что в Законе о рекламе действует запрет на рекламу алкогольных напитков в телерадиорекламе. Но есть и исключение. Реклама вина и игристого вина, которые произведены на территории Российской Федерации и из выращенного на территории Российской Федерации винограда, может демонстрироваться с 23 ч. до 7 ч. утра.
- Это исключение предполагается распространить не только на вино и игристое вино, выращенное на территории РФ, но и на членов-участников Евразийско-экономического Союза, - говорит И. Василенкова.
 
***
- То, что мы сегодня обсуждаем, это – плод анализа той нормативной базы, которая была ранее и тех наиболее частых ошибок, которые приводили к возвратам или отказам по документам, - резюмирует выступления своих коллег Максим Викторович Виноградов, заместитель начальника Управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций. - Мы постарались их учесть еще года три назад, и сделать из этого некие заплатки в действующее законодательство, которые бы упростили жизнь и нам и вам.
 
Е. ПАВЛОВА.

Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер» № 24 (374) декабрь 2017 г.
 
Дата публикации: 25.12.2017 г.
15.01.2018