(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-семинары и видео-конференции Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Помогаешь малому бизнесу? Получи субсидию!
Развитие малого и среднего предпринимательства в России уже достаточно давно позиционируется как один из основных приоритетов дальнейшего экономического развития страны. Для его поддержки принимаются различные программы, причем как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и муниципальных образований. Разумеется, не является исключением и Приморский край.
Как известно, муниципальные образования края получают субсидии и дотации из краевого бюджета в том случае, если на их территории создаются условия для становления и развития малого и среднего бизнеса. Но до 2009 года, фактически не оказывалось финансовой поддержки тем организациям, которые в силу своей деятельности создают особо благоприятные условия для развития предпринимательства. А ведь Бюджетным кодексом РФ и Законом Приморского края от 03.12.2008 № 544-КЗ прямо предусмотрена обязанность краевого бюджета по оказанию им субсидиарной поддержки. Именно поэтому наше внимание привлекло постановление администрации Приморского края от 24.05.2010 N 191-па «О Порядке предоставления в 2010 году субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Приморского края» (далее - Порядок).
Справедливости ради нужно отметить, что по своей сути, оно копирует уже принятое ранее постановление администрации Приморского края от 16.10.2009 N 277-па «О Порядке предоставления в 2009 году субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Приморского края», подстраивая его под краевой бюджет 2010 года. Какие хозяйствующие субъекты имеют право получить субсидию, что им для этого нужно сделать, каков размер положенной субсидии и изменилось ли что-либо по сравнению с прошлым годом мы и попытаемся разобраться.
 
Организации инфраструктуры - это что?
 
Прежде всего, давайте определимся с тем, на каких же хозяйствующих субъектов распространяет свое действие рассматриваемый Порядок. Ведь название весьма расплывчатое. Далеко не сразу можно понять, о чем идет речь, когда говорится о создании некой инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства на территории края.
Прежде всего, к таким организациям отнесены те, которые формируют благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с требованиями Порядка, такого рода деятельность должна быть прямо отражена в их учредительных документах. Если говорить более конкретно, то под условия о предоставлении субсидии подпадают следующие виды деятельности:
- проведение семинаров, конференций, тематических выставок, ярмарок;
- бизнес-планирование, повышение квалификации и обучение;
- предоставление организационных, информационных и консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты.
Естественно, все вышеперечисленные услуги должны оказываться вновь создающимся или уже действующим субъектам малого и среднего бизнеса.
И в любом случае, такая организация должна быть зарегистрирована на территории Приморского края с отсутствием задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.
 
Субсидию получат не все
 
В самом Порядке указывается, что субсидии предоставляются организациям за счет средств краевого бюджета. При этом субсидии, как таковые направлены на:
- возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по обеспечению условий для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, их поддержке и развитию;
- возмещение части затрат, связанных с проведением мероприятий по повышению эффективности и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Однако, не все организации, подпадающие под вышеуказанные критерии, имеют право на получение субсидии. В Порядке установлены обязательные условия и критерии отбора организаций инфраструктуры для получения субсидий. То есть допускается конкуренция между такого рода организациями, что фактически приводит к установлению конкурса на получение субсидий между ними.
Относительно же критериев отбора организаций, для начисления субсидии инфраструктурной организации, принимаются во внимание следующие факторы:
- количество муниципальных образований, на территории которых планируется реализация проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- размер средств, направляемых организацией на реализацию таких проектов;
- число субъектов малого и среднего предпринимательства, привлеченных организацией к участию в реализации своих проектов.
 
Готовим документы
 
Остается открытым вопрос о том, какие же документы необходимо подготовить инфраструктурной организации, для того, чтобы получить возможность на начисление субсидии? Порядок приводит исчерпывающий перечень таких документов. В частности, помимо стандартного набора документов, таких как копии учредительных документов, документов, подтверждающих государственную регистрацию и постановку на учет в налоговом органе, а также выписки из ЕГРЮЛ, организация должна представить в уполномоченный орган (в качестве такового выступает Департамент экономического развития Приморского края):
- заявление;
- расчет размера субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по обеспечению условий для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, их поддержке и развитию;
- справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, выданную не более чем за 30 дней до даты подачи документов;
- копии платежных документов, подтверждающих оплату предоставленных услуг;
- копии документов, подтверждающих предоставление услуг субъектам малого и среднего предпринимательства (договоры, платежные документы, акты);
- копии документов, подтверждающих участие субъектов малого и среднего предпринимательства в мероприятиях, проводимых организацией инфраструктуры с приложением пояснительной записки.
Обратите особое внимание, что все эти документы должны быть предоставлены организацией в срок до 10 декабря 2010 года. В противном случае право на получение субсидии будет утрачено. Кроме того, все заявления и расчеты подаются не в произвольной форме, а по формам, утвержденным в приложениях к рассматриваемому Порядку.
Кстати, с данными формами, а также с самим Порядком, можно легко ознакомиться, обратившись к справочной правовой системе «КонсультантПлюс: Приморский выпуск».
 
В размер субсидии внесены изменения
 
И, наконец, о самом главном – о размере самой субсидии, ради которой весь пакет документов может быть собран и подан в соответствующий орган.
С определением размера субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по обеспечению условий для создания субъектов малого и среднего предпринимательства особых затруднений не возникает. Выплаты субсидий производятся единовременно по мере поступления заявлений от организации из расчета 50 процентов произведенных затрат по договорам, текущие обязательства по которым исполнены и оплачены. Однако в любом случае выплачивается не более 200 тысяч рублей.
При этом обратите особое внимание, что по сравнению с тем Порядком, который действовал в 2009 году, размер данной субсидии существенно уменьшился, поскольку ранее субсидия рассчитывалась исходя из компенсации 80 процентов затрат и ограничивалась 800 тысячами рублей.
Что же касается определения размера субсидии на возмещение части затрат, связанных с проведением мероприятий по повышению эффективности и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, то здесь вопрос обстоит несколько сложнее, хотя расчетные суммы субсидий и не изменились, по сравнению с 2009 годом.
Дело в следующем. В зависимости от проводимого организацией инфраструктуры вида мероприятия, указанного в Порядке, устанавливается определенный размер субсидии.
По общему правилу, субсидии на возмещение части затрат предоставляются единовременно из расчета 80 процентов от планируемых затрат по выполнению мероприятий.
Но если, к примеру, речь идет о таком виде мероприятии как проведение семинаров и тренингов для начинающих предпринимателей, студентов и молодежи по основам бизнес-планирования и работе с заемными средствами, по вопросам микрокредитования и инвестициям, то размер субсидии ограничивается 160 тысячами рублей.
В тоже время, если речь идет о проведении ежегодной краевой конференции предпринимателей, то максимальный размер субсидии составляет 240 тысяч рублей. Для проведения съезда предпринимателей – 880 тысяч рублей.
То есть размер такой субсидии дифференцирован и зависит от степени важности и трудоемкости проводимого мероприятия.
 
Качество услуг возрастет?
 
Итак, рассмотренный Порядок весьма интересен. Из кардинальных изменений, которые были внесены в 2010 году можно отметить уменьшение (причем весьма существенное) размера субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по обеспечению условий для создания субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в этом же случае несколько сузилась сфера затрат, которые слагаются для определения размера причитающейся субсидии. В такие затраты больше не включается приобретение офисной мебели и средств связи.
И все же в целом, для тех организаций, которые создают условия для становления и развития малого и среднего предпринимательства на территории нашего края он будет более чем полезен. Ведь организация всевозможных семинаров, конкурсов, съездов предпринимателей – дело не только весьма хлопотное и трудоемкое, но и затратное. К тому, же, далеко не всегда окупаемое. Именно поэтому получение субсидии из краевого бюджета будет как нельзя кстати.
Но самым важным, на наш взгляд, является все же не только и сколько финансовая поддержка такого рода инфраструктурных организаций. Ведь по мере того, как подобные фирмы будут ощущать все большую финансовую защищенность, их активность должна возрасти (впрочем, как и количество этих самых организаций). А если вырастет количество организаций, оказывающих помощь и поддержку малому и среднему бизнесу, улучшится качество предоставляемых ими услуг, то это позволит положительным образом изменить динамику развития предпринимательства на территории нашего края. Немаловажным является также и то, что для получения субсидии вводится критерий оценки проводимой организацией деятельности на территории различных муниципальных образований края. Чем больше районов охвачено – тем лучше. Это в свою очередь должно простимулировать развитие, а главное грамотность ведения бизнеса на территории всего Приморья, а не только на территории его основных центров - Владивостока, Уссурийска, Находки.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 11 (193), июнь 2010 г.
 
09.07.2010