(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Что законодатель нам готовит?
Представляем вашему вниманию очередной обзор законопроектов, проходящих в Государственной Думе РФ процедуру принятия.
 
Пылящие навалочные грузы в морских портах Дальнего востока
 
Проект федерального закона N 509360-7 «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
 
От жителей портовых городов и поселков Приморского края поступают многочисленные обращения с жалобами на загрязнение окружающей среды при открытой перегрузке на морские суда пылящих навалочных грузов. К ним относятся, в том числе: уголь, свинцовый и цинковый концентрат, сульфат аммония, глинозем.
Также к пылящим навалочным грузам относятся кусковые, зернистые, порошкообразные или пылевидные грузы, транспортируемые без упаковки.
В 2013 году порты Приморского края перегрузили около 33,8 млн. тонн угля (в 2007 году - только 18,8 млн. тонн угля). Более половины от общего объема перевалки угля (около 20,0 млн. тонн) перегружалось на универсальных причалах открытым способом портальными кранами с помощью грейферов.
В ближайшие годы на побережье залива Петра Великого Японского моря планируется строительство новых угольных терминалов общей мощностью около 100 млн. тонн угля. По мнению специалистов, ускоренное экономическое развитие Приморского края, формирование на его территории нового транспортно-логистического центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее - АТР) не могут осуществляться на базе устаревших технологий по перевалке грузов на суда морского транспорта, таких как открытая перегрузка угля.
Ориентация портов Приморского края на открытую перегрузку угля формирует ряд неблагоприятных экологических факторов, исключающих возможность использования портовых мощностей для обработки иных видов грузов, в том числе насыпных пищевых и рыбной продукции.
В результате открытой перегрузки пылящих навалочных грузов в морских портах, не приспособленных для работы с такими видами грузов и расположенных в черте населенных пунктов, происходит загрязнение атмосферного воздуха вредными (загрязняющими) веществами, что значительно ухудшает экологическую обстановку.
Анализ ситуации, сложившейся с загрязнением атмосферного воздуха угольной пылью от эксплуатации открытых терминалов в других российских субъектах, позволяет сделать вывод о наличии аналогичных проблем. Например, в Хабаровском крае пыль с угольного терминала, расположенного в порту Ванино, загрязняет воздух в поселках Токи и Ванино, увеличивается количество людей с легочными и онкологическими заболеваниями.
При отсутствии в морских портах оборудования для закрытой перегрузки пылящих навалочных грузов с учетом возрастающего грузооборота и перспектив развития морских портов, связанных с расширением спроса на уголь в странах АТР, экологическая ситуация в портовых городах Дальнего Востока будет усугубляться и может вызвать повышение социальной напряженности в населенных пунктах.
Таким образом, предлагается законодательно закрепить, что вновь строящиеся морские терминалы, осуществляющие перевалку пылящих навалочных грузов, должны быть оборудованы закрытыми зонами пересыпки, конвейерным и перегрузочным оборудованием закрытого типа, исключающими вынос пыли во внешнюю среду. Действующие и реконструируемые морские терминалы должны будут привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями в течение одного года с даты вступления изменений в силу.
 
Регистрация судов на о. Русском или о. Октябрьском
 
Проект федерального закона N 488878-7 «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части создания Российского открытого реестра судов в связи с принятием Федерального закона «О международных компаниях» и Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».
 
Законопроектом предусматривается создание Российского открытого реестра судов, которые могут находиться в собственности иностранных граждан, иностранных юридических лиц, юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», что позволит в минимальные сроки зарегистрировать объект и получить право использовать российский флаг.
Законопроектом предлагается определить, что в Российском открытом реестре судов регистрируются:
1) суда, используемые для целей, предусмотренных статьей 2 Кодекса торгового мореплавания РФ, и принадлежащие на праве собственности иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях». В этот список не войдут суда рыбопромыслового флота.
2) спортивные, парусные, прогулочные и маломерные суда, используемые в коммерческой и некоммерческой деятельности, принадлежащие на праве собственности иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях».
При этом предлагается определить, что судно, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов или реестре маломерных судов после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра.
 
Предоставить возможность международным компаниям производить валютные операции без использования счетов в уполномоченных банках
 
Проект федерального закона N 488870-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», Федерального закона «О международных компаниях».
 
Законопроект направлен на урегулирование вопросов, связанных с валютным регулированием и контролем в отношении резидентов специальных административных районов (далее - САР). Напомним, что к этим районам относятся остров Русский и остров Октябрьский. Так, отдельный валютный режим устанавливается для компаний, редомицилированных в САР из иностранных юрисдикций (получение статуса нерезидента, возможность осуществлять некоторые виды расчетов (валютных операций) без использования банковских счетов в уполномоченных банках).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
 
Налоговый режим международных холдинговых компаний
 
Проект федерального закона N 488869-7 «О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части создания налогового режима международных холдинговых компаний)».
 
Законопроект разработан в целях уточнения налогового режима для международных холдинговых компаний.
Предлагается установить, что Международные компании, зарегистрированные в порядке континуитета, в том числе международные холдинговые компании, в целях Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) признаются российскими организациями.
Постановка на учет международной компании в качестве международной холдинговой компании осуществляется налоговым органом на основании заявления международной компании и документов, представляемых в соответствии со статьей 25 НК РФ.
По мнению законодателей, развитие правового режима для международных компаний требует создания конкурентоспособного налогового режима, наличие которого в Российской Федерации не приводило бы к ущербу для национальной налоговой системы.
В связи с этим предлагается определить ряд особенностей налогообложения международной холдинговой компании.
Поэтому предполагается установить особенности определения налоговой базы международными компаниями, наравне с иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации.
Предлагают установить специальные налоговые ставки:
- по доходам, полученным международной холдинговой компанией в виде дивидендов;
- по доходам, полученным иностранными лицами в виде дивидендов по акциям (долям) международных холдинговых компаний, которые на дату выплаты дивидендов являются публичными компаниями.
Также депутаты предлагают установить, что к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе, погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов. При этом такая ставка может быть применена только при соблюдении установленных законопроектом условий.
 
Уточняется порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
 
Проект федерального закона N 332647-7 «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации».
 
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает гарантии социальной защиты граждан, имеющих невысокий уровень доходов предоставление субсидий и компенсаций на оплату расходов жилого помещения и коммунальных услуг.
Одним из условий предоставления таких мер социальной поддержки является отсутствие задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению.
Факт отсутствия задолженности проверяется, в соответствии с пунктом 64 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уполномоченным на предоставление субсидий органом. Специалисты получают от наймодателя, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, ресурсоснабжающих организаций сведения об оплате за жилое помещение и коммунальных услуг.
Вместе с тем на практике имеются случаи, когда граждане фактически лишаются права на получение субсидии из-за предоставления управляющими организациями недостоверных или неточных сведений. Также это происходит в связи с осуществлением ими неправильного расчета размера соответствующей платы и выставления задолженности с истекшим 3-х годовалым периодом давности.
В результате граждане вынуждены отстаивать свои права в судах и в органах государственной власти, доказывая отсутствие задолженности по оплате, при том, что злоупотребления управляющих организаций не пресекаются.
Законодатели предлагают снять с граждан бремя доказывания отсутствия задолженности. Факт отсутствия задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг должен подтверждаться на основании вступившего в законную силу судебного решения. При этом граждане не должны предоставлять какие-либо документы, которые подтверждают наличие или отсутствие судебного акта. Для проверки наличия у гражданина задолженности орган власти использует банк данных, содержащий сведения, по судебным актам.
 
Cтрахование вкладов микропредприятий и малых предприятий
 
Проект федерального закона N 194162-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
 
В настоящее время в случае отзыва у банка лицензии страхованию подлежат только денежные средства, размещенные на банковских счетах (во вкладах) физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем субъекты малого предпринимательства, как правило, имеющие один расчетный счет в небольшом банке с несколькими сотнями тысяч рублей на нем, остаются незащищенными и неизбежно становятся банкротами или испытывают серьезные финансовые проблемы. Как отмечают эксперты, лицензии отзываются чаще всего у небольших банков, в которых, как правило, открывают счета субъекты малого предпринимательства, отсутствие страхования их денежных средств серьезно тормозит развитие малого бизнеса и влечет нарастание социальной напряженности.
Поэтому законодатели предлагают, страховать денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые микропредприятиями и малыми предприятиями или в их пользу в банках (банках с базовой лицензией и банках с универсальной лицензией) на основании договора банковского вклада (депозита) или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада. Размер страхового возмещения аналогичен размеру страхового возмещения, определенного для физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Также пределен перечень документов, которые должны подать микропредприятия и малые предприятия в государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство) для выплаты им страхового возмещения, и порядок перечисления Агентством сумм страхового возмещения.
В отношении вкладов микропредприятий и малых предприятий устанавливается регулирование, исключающее остатки на счетах по учету указанных вкладов, при расчете размера страховых взносов с применением дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов.
 
Управление малоэтажными жилыми комплексами
 
Проект федерального закона N 518259-7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления порядка управления малоэтажными жилыми комплексами)».
 
Законодатели предлагают установить порядок управления малоэтажными жилыми комплексами. Под комплексом понимается отдельно стоящие жилые дома, и (или) жилые дома блокированные, и (или) многоквартирные дома с количеством надземных этажей не более чем три (без учета мансардного этажа). Они должны быть возведены на одном или нескольких земельных участках, образующих один или несколько элементов планировочной структуры в соответствии с документацией по планировке территории.
Согласно проекту, управление малоэтажным жилым комплексом может осуществляться тремя способами. Непосредственно, если количество помещений в таком малоэтажном жилом комплексе не превышает 30. Товариществом собственников жилья или управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению малоэтажными жилыми комплексами. Решение о выборе способа управления малоэтажным жилым комплексом принимают собственники помещений.
На этапе строительства малоэтажного жилого комплекса до передачи по передаточному акту или иному документу о передаче не менее 50% помещений в малоэтажном жилом комплексе, управление им осуществляет управляющая организация, выбранная застройщиком.
Если решение о выборе способа управления комплексом не принято, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по ее выбору, согласно жилищному законодательству.
Проект также предусматривает установление порядка определения общего имущества в малоэтажном жилом комплексе и правил по его содержанию. Вводится новый документ - Правила создания и эксплуатации малоэтажного жилого комплекса. Он разрабатывается собственником земельных участков, образующих территорию малоэтажного жилого комплекса, и является неотъемлемой частью договора на приобретение помещения в таком малоэтажном жилом комплексе.
Проектом устанавливается порядок проведения общих собраний в малоэтажных жилых комплексах, вопросы рассмотрение которых относятся к компетенции общего собрания, а также порядок голосования на таких общих собраниях.
Кроме того, в законе решается проблема определения общего имущества жилых домов блокированных. Согласно проекту, к числу таких объектов могут относиться только подвалы, технические подполья и инженерные коммуникации в них расположенные. Также устанавливается порядок управления общим имуществом жилых домов блокированных и дается определения понятий «многоквартирный дом» и «жилой дом блокированный».

Ведущая рубрики С.ТАМАРОВСКАЯ,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете "Ваш информационный партнер" № 14 (388) август 2018 г. 
 
Дата публикации: 06.08.2013 г.
13.08.2018