(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Что законодатель нам готовит?
      Безопасность зданий и сооружений

      Законопроект федерального закона «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений».

      В Государственную Думу внесен проект технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». При разработке проекта использовалась Директива 89/106 ЕС - основной нормативный акт Европейского союза в отношении строительной продукции.
      Структура технического регламента включает в себя три основные части:
      - требования к безопасности зданий и сооружений;
      - требования по обеспечению безопасности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла строительной продукции;
      - формы оценки соответствия.
      В проекте регламента объектами технического регулирования являются объекты капитального строительства (здания, сооружения) на всех стадиях их жизненного цикла, но не процессы изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, сноса.
      Идентификация объекта технического регулирования проводится по трем признакам:
      1) по назначению (жилые, общественные, производственные здания и т.д.);
      2) по уровню ответственности (повышенный, нормальный, пониженный) - от уровня ответственности зависят коэффициенты запаса, закладываемые в расчетные формулы при выполнении проектных работ;
     3) по формам оценки соответствия. При этом по данному признаку объекты разделяются на следующие группы:
     - объекты, подлежащие обязательной государственной экспертизе и надзору;
     - объекты, не подлежащие обязательной государственной экспертизе и надзору;
     - объекты индивидуального жилищного строительства.
     Формы оценки соответствия подразделяются на две группы: осуществляемые государственными органами власти и негосударственными организациями.
     При этом, государственные органы власти осуществляют: государственную экспертизу, государственный строительный надзор, ввод в эксплуатацию объектов, государственный эксплуатационный контроль. Также выдают разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию. Негосударственные организации проводят: негосударственную экспертизу, строительный контроль, авторский надзор, испытания, эксплуатационный контроль, выдают заключение о соответствии.
     Технический регламент устанавливает требования по шести видам безопасности строительной продукции:
     - механическая безопасность;
     - пожарная безопасность;
     - безопасность в сложных природных и техногенных условиях;
     - требования безопасных условий проживания (биологическая, химическая, радиационная безопасность);
     - требования безопасности пользования (электробезопасность, термобезопасность).
     - требования безопасного воздействия на окружающую среду.
     Выполнение указанных требований безопасности применительно к конкретному зданию, сооружению позволит обеспечить его безопасность в целом.
     Особенностью строительной продукции является то, что элементы безопасности будущего здания или сооружения закладываются на всех стадиях от инженерных изысканий до вывода из эксплуатации. Поэтому в проекте технического регламента все требования к безопасности зданий и сооружений прописаны применительно к каждому этапу жизненного цикла строительной продукции.

     Уменьшение взноса в СРО для малого бизнеса

     Законопроект федерального закона «О внесении изменений в статьи 55.2 и 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в части уменьшения размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации для субъектов малого предпринимательства).

     Проект направлен на совершенствование системы саморегулирования в области строительства. Целью изменений Градостроительного кодекса Российской Федерации является учет интересов малого предпринимательства в строительной отрасли.
     В соответствии с Градостроительным кодексом для приобретения статуса саморегулируемой организации (далее - СРО) некоммерческая организация должна сформировать компенсационный фонд.
     Юридические лица и индивидуальные предприниматели - члены некоммерческой организации должны оплатить взнос в компенсационный фонд. Он составляет не менее 500 тысяч рублей для лиц, выполняющих инженерные изыскания или проектирование, а для лиц, осуществляющих строительство - не менее 1 миллиона рублей. В случае, если некоммерческой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, размер компенсационного фонда на каждого члена организации устанавливается не менее 150 и 300 тысяч рублей соответственно. Конкретный размер взноса в компенсационный фонд определяется каждой саморегулируемой организацией самостоятельно. При этом предельный уровень взносов в компенсационный фонд Градостроительный кодекс не устанавливает.
      Минимальные размеры взносов установлены Градостроительным кодексом для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих инженерные изыскания, проектирование и строительство, вне зависимости от категории хозяйствующего субъекта (малый, средний или крупный бизнес). Вместе с тем для субъектов малого предпринимательства минимальный размер взносов несоразмерен с уровнем доходов малого бизнеса в сфере строительства. Так, в ряде субъектов Российской Федерации средняя годовая чистая прибыль на одну организацию малого бизнеса не превышает 400 тысяч рублей. Кроме того, следует иметь в виду существенные различия по уровню объемов работ, уровню рисков и, соответственно, уровню доходов малого и крупного бизнеса. Предусмотренные Градостроительным кодексом минимальные размеры взносов и связанный с ними механизм солидарной ответственности членов организации в ряде случаев могут привести к банкротству малых предприятий.
     Законопроектом предлагается сократить в два раза минимальные размеры взносов в СРО для ее членов, являющихся субъектами малого предпринимательства. Это обеспечит не только сохранение малого предпринимательства в сфере строительства, но и дальнейшее развитие малого бизнеса в этой области.
     Статьей 2 законопроекта предусмотрено, что средства, внесенные представителями малого предпринимательства до вступления в силу законопроекта, подлежат частичному возврату. Это произойдет при условии, что общим собранием членов СРО будет принято решение об уменьшении размера взноса в компенсационный фонд для малого бизнеса.

      Дисциплина на море

      Законопроект федерального закона «Устав о дисциплине работников морского транспорта».

      Необходимость разработки данного закона вызвана тем, что дисциплина работников морского транспорта, их организованность при выполнении трудовых обязанностей служат гарантией устойчивой работы и обеспечения безопасного функционирования морского транспорта.
      В настоящее время, трудовые отношения работников морского транспорта регламентируются федеральными законами, Трудовым кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ, а также Уставом о дисциплине работников морского транспорта.
     Действие закона распространяется на членов экипажей судов морского транспорта, плавающих под Государственным флагом России, и иных работников морского транспорта, деятельность которых непосредственно связана с мореплаванием.
     Законопроект устанавливает:
     - основные обязанности работников морского транспорта - по обеспечению безопасности мореплавания, предупреждению аварий и аварийных ситуаций, могущих повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, сохранности грузов и загрязнения окружающей среды. Эти обязанности могут возлагаться на них помимо трудовых обязанностей, определенных Трудовым кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами, правилами внутреннего трудового распорядка и трудовыми договорами;
     - поощрения за труд и дисциплинарные взыскания, помимо видов, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также порядок их применения;
     - основания для применения дисциплинарных взысканий и порядок их обжалования.
     Принятие законопроекта позволит повысить уровень безопасности мореплавания и эксплуатации транспортных и иных технических средств на морском транспорте.

      Дисциплина для железнодорожников

      Законопроект федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации».

      Законодатели считают, что соблюдение дисциплины труда работниками железнодорожного транспорта имеет важное значение. Ее нарушение может повлечь за собой крайне тяжелые транспортные происшествия (аварии, катастрофы, гибель людей). Поэтому к работникам, непосредственно связанным с движением железнодорожного подвижного состава, предъявляются более высокие требования. Для них должны быть установлены более жесткие дисциплинарные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. Включая дополнительные основания для увольнения за грубое нарушение требований по обеспечению безопасности движения, если это повлекло за собой транспортные происшествия.
      Данный законопроект устанавливает особенности правового регулирования дисциплины труда этих работников. В частности, предусматриваются обязательные правила их поведения, трудовые обязанности, особые условия соблюдения трудовой дисциплины и меры дисциплинарного воздействия, также основания применения и виды поощрений.
      Принятие законопроекта позволит повысить уровень безопасности движения поездов и эксплуатации транспортных и иных технических средств на железнодорожном транспорте.

     Лоцманская служба

     Законопроект федерального закона «О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания РФ».

      Законодатель предлагает изменить пункт 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом установить, что в морских портах, имеющих смежные акватории с военно-морскими базами или пунктами базирования военных кораблей или в которых перевалка опасных и вредных веществ составляет более половины грузооборота, лоцманская проводка будет осуществляться лоцманскими службами только государственных организаций.
      Перечень морских портов, в которых лоцманская проводка осуществляется государственными организациями, устанавливается Правительством РФ. Сейчас лоцманские негосударственные организации (коммерческие и некоммерческие) самостоятельно осуществляют хозяйственную деятельность. При таких условиях возможен отказ (по различным основаниям) от выполнения лоцманских проводок, что приведет к остановке деятельности крупных морских портов. Принятие новой редакции пункта 2 статьи 87 Кодекса позволит гарантированно обеспечить бесперебойный доступ судов в морские порты.
      Кроме того, некоторые морские порты совместного базирования (Мурманск, Владивосток, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский, Астрахань и ряд других) имеют важное значение для обеспечения обороноспособности страны. В случае остановки работы негосударственной лоцманской организации возможно возникновение скопления судов на рейдах таких морских портов, что будет препятствовать выполнению задач Вооруженных Сил РФ. Как считает законодатель, создание в таких портах, государственной организации (наряду с негосударственной) проблему не решит.
      Оказание лоцманских услуг относится к сфере деятельности естественных монополий, размер лоцманского сбора устанавливается государством. Существование в таких условиях двух лоцманских организаций экономически нецелесообразно. Возникнет необходимость увеличения лоцманского сбора для покрытия расходов двух аналогичных организаций. Это увеличит расходы судовладельцев и снизит привлекательность российских портов. Данный закон поможет избежать возникновения таких ситуаций.

      Инновации в малый и средний бизнес

      Законопроект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства».

      В развитых странах малые и средние предприятия находятся на острие научно-технического прогресса. На их базе крупные компании осуществляют апробацию инновационной продукции, после успешного освоения которой, она поступает в серийное производство. Малый и средний инновационный бизнес обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений.
В Российской Федерации малые и средние предприятия недостаточно интегрированы в инновационную систему. Как следствие - неразвита кооперационная сеть «наука и образование - инновационный малый и средний бизнес - крупный бизнес». Поэтому инновационная активность малых и средних предприятий находится на достаточно низком уровне. По экспертным оценкам удельный вес инновационной продукции малых и средних предприятий составляет 0,7%. А вес инновационной продукции, произведенной на основе использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) в общем объеме составляет менее 1,7% от вышеназванной цифры.
      Как показывает зарубежный опыт, непременным условием успешного развития малого инновационного предпринимательства является его государственная поддержка, включающая, прежде всего, предоставление налоговых льгот.
      Предлагаемый законопроект направлен на совершенствование системы государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий. В законопроекте установлены дополнительные льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость. Льготы направлены на стимулирование инновационной активности субъектов малого и среднего бизнеса, использующим новации в собственном производстве, а также выполняющим научные исследования и разработки.
      Налоговые льготы стимулируют процесс внедрения результатов НИОКР в хозяйственную практику, производство и реализацию конечной инновационной продукции. Законопроект дополняет льготы, предусмотренные статьей 149 Налогового кодекса РФ. Создает условия для стимулирования инновационного процесса в целом.
      Принятие законопроекта позволит создать эффективную систему государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Это будет способствовать росту их инновационной активности, увеличению экспорта от реализации высокотехнологичной продукции, повышению доли России на мировом рынке наукоемкой продукции. Кроме того, приведет к созданию новых рабочих мест, снижению социальной напряженности в обществе.

      С. ТАМАРОВСКАЯ,
      юрист.

      Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 23 (181), декабрь 2009 г.

08.12.2009