(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Практический семинар для некоммерческих организаций
На площадке компании «Базис» 29 марта 2019 года прошел практический семинар для некоммерческих организаций. Мероприятие было организовано Прокуратурой Приморского края и Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации. Информационную и организационную поддержку мероприятия оказала компания «Базис».
На мероприятии обсуждались общие вопросы деятельности некоммерческих организаций, в том числе сложные моменты, связанные с предоставлением отчетности. Помимо этого, на семинаре обсуждался большой блок вопросов по противодействию экстремизму и терроризму, а также по профилактике этих явлений.
Семинар посетили 22 представителя некоммерческих организаций Приморского края (далее – НКО). По итогам семинара его участники оставили отзывы. Все участники семинара сочли его актуальным и полезным. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор семинара.
 
Прокурорский надзор в сфере антитеррористического законодательства
 
Открыл семинар Корсаков Дмитрий Игоревич – прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности Прокуратуры Приморского края.
Представитель прокуратуры дал краткий анализ нормативно-правовых документов антиэкстремистского и антитеррористического характера. Помимо федерального закона № 114-ФЗ, речь шла о содержании и практической реализации «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года».
Как отметил спикер, законодательство выделяет несколько видов внутренних угроз, которые существуют в данной сфере. Наиболее опасные из них: религиозные, националистические и политические. Контроль за соблюдением некоммерческими и религиозными организациями требований антитеррористического законодательства возложен на органы прокуратуры и юстиции.
Одной из форм прокурорского реагирования на нарушение закона является письменное предупреждение. Основанием для вынесения предупреждения может быть публичное выступление руководителя или члена руководящего органа некоммерческой или религиозной организации, призывающее к экстремистской деятельности, без указания на то, что это личное мнение выступающего. Также предупреждение выносится в случае, если вступил в законную силу приговор суда в отношении вышеуказанных лиц за преступления экстремистской направленности.
Представитель прокуратуры обратил внимание на то, что если имелся факт экстремистского высказывания или вступил в законную силу приговор суда, то НКО должна в течение пяти дней с момента указанных событий публично заявить о своем несогласии с данными действиями членов своей организации. Если этого сделано не было, то в отношении этой НКО выносится предупреждение.
Спикер также подробно проинформировал участников о том, в каких случаях выносится повторное предупреждение и что является основанием для ликвидации некоммерческой организации в судебном порядке.
 
Диалог с общественностью: экстремизм или объективная критика
 
Следует отметить, что слушатели в ходе семинара имели возможность задавать представителям контролирующих органов интересующие их вопросы и получать на них подробные и развернутые ответы.
Несколько вопросов прозвучало от представителя межрегионального совета содействия развитию гражданского общества Дальневосточного федерального округа (в настоящий момент организация проходит регистрацию в Минюсте). Речь шла о том, что в СМИ неоднократно публиковались материалы о деятельности одной религиозной организации. По мнению представителя межрегионального совета содействия развитию гражданского общества Дальневосточного федерального округа, данные публикации дают основания полагать, что деятельность указанной религиозной организации не соответствует законодательству. В связи с этим был задан вопрос о том, какие действия нужно предпринять общественности, чтобы прекратить деятельность данной организации.
Дмитрий Игоревич обратил внимание на то, что прокуратура проводит мониторинг публикаций прессы. В деятельности указанной организации существенных нарушений пока не обнаружено. Оснований для её ликвидации не усматривается. Если литература, издаваемая этой религиозной организацией, будет признана экстремистской, то надзорным органом будет проводиться соответствующая работа по её ликвидации.
Второй вопрос касался того, что в ходе работы межрегионального совета содействия развитию гражданского общества Дальневосточного федерального округа были собраны в большом количестве видеоматериалы экстремистского характера. При этом у этой общес-твенной структуры нет четкого понимания о том, в какой правоохранительный орган нужно обращаться с собранными материалами.
Представитель прокуратуры пояснил, что с указанной информацией можно обратиться в органы прокуратуры. После проверки, при наличии достаточных оснований, информация может быть передана в органы Минюста, ФСБ или МВД.
Представитель надзорного органа обратил внимание на то, что нужно отличать экстремистские высказывания от объективной критики. Право на выражение своего мнения (в том числе на критику) закреплено Конституцией РФ. Однако критические высказывания не должны содержать призывов к свержению власти, разделу территории, геноциду и т. д.
 
Административная и уголовная ответственность
 
В своем выступлении Корсаков Д. И. прокомментировал правовые нормы, устанавливающие административную и уголовную ответственность за нарушение антиэкстремистского и антитеррористического законодательства.
В частности, был дан анализ статей 5.26; 5.62; 20.3; 20.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Особенно подробно представитель прокуратуры остановился на положениях статьи 20.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Напомним, эта статья введена в действие с 08.01.2019 года.
Нормами указанной статьи вводится ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ответственность наступает за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. При этом данные деяния должны быть со-вершенны публично, в том числе с использованием средств мас-совой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет». Кроме того, в статье имеется оговорка о том, что эти действия не должны содержать признаки уголовно наказуемого деяния.
Санкции данной статьи предусматривают для граждан административный штраф от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток. На юридических лиц может быть наложен штраф от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Представитель надзорного ведомства пояснил, что данная статья смягчает ответственность за подобные действия. Ранее за подобные действия сразу наступала уголовная ответственность по статье 282 Уголовного кодекса РФ. Сейчас к уголовной ответственности по статье 282 УК может быть привлечено только лицо, которое уже привлекалось административной ответственности за аналогичные деяния в течение года.
Также на семинаре был дан обзор статей 280; 289.1; 282; 282.1; 282.2; 283,3. Уголовного кодекса РФ, которыми установлена уголовная ответственность за противоправные действия в указанной сфере.
Помимо этого, спикер обратил внимание присутствующих на нормы краевого законодательства. Дмитрий Игоревич напомнил, что в крае создана и действует антитеррористическая комиссия Приморского края. Аналогичные комиссии имеются и в муниципальных образованиях края.
В октябре 2018 года были внесены изменения в краевой закон «Об административных правонарушениях в Приморском крае». Была введена административная ответственность за неисполнение решений антитеррористической комиссии Приморского края. Штрафы за первичное неисполнение реше-ний комиссии составляют 3 тыс. рублей для граждан, 20 тыс. рублей – для должностных и 50 тыс. рублей – для юридических лиц. За повторное нарушение максимальный размер санкций составит 5 тыс. рублей для граждан, 40 тыс. рублей – для должностных и 100 тыс. – для юридических лиц.
 
Профилактика экстремизма
 
Еще одна важная тема, которая обсуждалась на семинаре – профилактика экстремизма.
Представитель надзорного ведомства обратил внимание на необходимость соблюдения требований ст. 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанная статья предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Эта статья касается не только образовательных учреждений, но и предпринимателей, оказывающих услуги Интернет-кафе. Спикер подчеркнул, что такого рода заведения обязаны принимать соответствующие меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Корсаков Дмитрий Игоревич отметил, что зачастую правонарушения в сфере экстремизма совершаются не намеренно, а в силу незнания определённой информации. На практике встречаются ситуации, когда предприниматели привлекаются к ответственности за продажу одежды с запрещенными символами или за издание книг, в отношении которых есть судебное решение о признании их экстремистскими. Также можно попасть под статью за продажу музыкальных произведений, которые включены в соответствующий список.
Представитель прокуратуры обратил внимание на то, что этого можно было бы избежать, если бы предприниматели предварительно проверяли соответствующую информацию. В интернете в свободном доступе есть информация о том, какие книги, лекции и музыкальные произведения признаны экстремистскими. Эта информация постоянно актуализируется, и её нужно проверять перед принятием тех или иных решений.
От участника семинара поступил вопрос о том, необходимо ли организациям принимать локальные нормативные акты в сфере антитеррористического законодательства. Как
пояснил представитель надзорного ведомства, все зависит от вида деятельности организации. Если в силу специфики деятельности организации существует высокий риск нарушения указанных норм законодательства, то локальные акты разрабатывать нужно. В качестве примера была приведена деятельность Интернет-кафе. Для таких предприятий локальные нормативные акты в данной области обязательны.
 
Полномочия органов Юстиции по регистрации НКО и контролю их деятельности
 
Об этом на семинаре рассказала Чистякова Альбина Юрьевна – главный специалист-эксперт отдела по работе с некоммерческими организациями Главного управления Минюста России по Приморскому краю.
Всего в Приморском крае зарегистрировано 3097 некоммерческих организаций. Половина из них – общественные объединения. Религиозных организаций – 328, региональных отделений политических партий – 43.
Представитель органов юстиции обратила внимание на следующий важный момент. В последние годы было внесено очень много изменений в законодательство, регламентирующее деятельность НКО. В связи с этим положения уставов НКО, принятых до 2014 года, устарели. Такие уставы нужно актуализировать. Сроки актуализации законом не установлены. Обычно это происходит, если вносятся какие-либо изменения в устав. Однако если в отношении организации проводится проверка, на это будет обращаться внимание и устав придется изменить.
 
Виды деятельности НКО, адрес местонахождения, смена руководителя и другие непростые вопросы 
 
Спикер рассмотрела вопросы о том, что включает в себя понятие «иная приносящая доход деятельность», чем отличается это понятие от предпринимательской деятельности НКО. Кроме того, были даны ответы о том, имеет ли право НКО заниматься предпринимательской деятельностью, какой именно и какие условия при этом должны соблюдаться.
Альбина Юрьевна рекомендовала обратить внимание на следующий момент. При регистрации НКО некоторые организации указывают в уставе в качестве адреса местонахождения не только город, но и название улицы. Если в дальнейшем НКО будет располагаться на другой улице, то придется вносить изменения в устав. Для того, чтобы в этом не было необходимости, при регистрации нужно указывать только город или населенный пункт.
Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, – это адрес, по которому органы юстиции направляют официальные обращения НКО. Вся официальная переписка направляется по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Спикер напомнила присутствующим об обязанности НКО в трехдневный срок извещать уполномоченные органы о смене адреса.
Также на семинаре обсуждался вопрос о символике НКО. Законодательство в данной области изменилось. С одной стороны регистрацию символики отменили, с другой стороны, НКО необходи-мо иметь в документах описание своей символики. В ходе проверок некоммерческих организаций такие нарушения (отсутствие описания символики) встречаются достаточно часто.
Еще один сложный вопрос, который вызывает затруднения на практике – смена руководителя НКО
и назначение исполняющего обязанности. Представитель контролирующего органа рекомендовала в уставе НКО прописывать возможность назначения исполняющего обязанности руководителя организации. В противном случае могут возникнуть сложности при смене руководителя НКО.
 
Отчетность некоммерческих организаций
 
На семинаре также были рассмотрены вопросы, касающиеся предоставления отчетности некоммерческими организациями. Этой теме было посвящено выступление Акберовой Улькер Ислахат кызы – главного специалиста-эксперта отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Минюста России по Приморскому краю.
Представитель ведомства обратила внимание на то, что в августе 2018 года были утверждены новые формы отчетности. Лектор подробно прокомментировала формы отчетности и порядок их заполнения для различных видов некоммерческих организаций. При этом был сделан акцент на то, что для отправления отчетности в электронном виде необходимо наличие ЭЦП.
Акберова Улькер Ислахат кызы провела анализ ошибок, которые чаще всего допускают НКО при представлении отчетности.
Спикер напомнила о том, что ответственность за непредставление отчетности предусмотрена ст. 19.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
Вот далеко неполный перечень тем, которые обсуждались в ходе семинара. После семинара несколько участников поделились своими впечатлениями о нём.
 
Чепурная Лилиана Владимировна, адвокат
В целом семинар понравился. Такие мероприятия представляются весьма полезными. Однако, на мой взгляд, на таких семинарах нужно более подробно разбирать различные практические аспекты вопросов взаимодействия с Минюстом в части деятельности некоммерческих организаций. Приводить больше примеров из практики, давать рекомендации о том, как НКО избежать тех или иных нарушений. Представляется, что такой подход будет способствовать профилактике этих правонарушений. Считаю, что такие семинары необходимо проводить регулярно и надеюсь услышать больше практических советов, основанных на конкретных примерах.
 
Разова Татьяна Сергеевна (межрегиональный совет содействия развитию гражданского общества Дальневосточного федерального округа)
О мероприятии наша организация узнала случайно. Хотелось бы, чтобы компания «Базис» в дальнейшем информировала нас о таких семинарах.
Мы не пожалели, что пришли на семинар. Мы пришли на семинар не для «галочки», мы были готовы к живому диалогу с представителями органов власти. У нас было намерение задать свои вопросы и донести до них мнение общественности, и, мы считаем, что у нас это получилось. После семинара мы знаем, что и как нам делать. Активисты нашего движения взяли на вооружение нормы закона, про которые говорили на семинаре. Будем их изучать и руководствоваться ими
в своей работе.
Для общественности такие семинары нужно проводить постоянно. Общественность должна иметь возможность донести до органов информацию. Нужно вместе бороться с этим злом.
 
Материал подготовила
Т. МАТВЕЕВА.
 

Впервые опубликовано в газете "Ваш информационный партнер" № 07 (405) апрель 2019 г.
Дата публикации: 15.04.2019 г.
16.04.2019