(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Важнейшие изменения в законе о госзакупках в 2019 году
Главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Приморского УФАС России Маргарита Сергеевна ТУРЕНКО.
«Правоприменительная практика Приморского УФАС России по контролю исполнения законодательства в сфере закупок» – семинар с таким названием был проведен в конце апреля компанией «Базис». Как показывает практика, в силу ряда причин, контрактное законодательство постоянно меняется. К сожалению, результаты таких изменений на первый взгляд не всегда очевидны. Поэтому специалисты, работающие в сфере закупок, стараются внимательно следить за всеми нововведениями. О наиболее важных изменениях в законодательстве о контрактной системе, которые вступили в силу в 2019 году, рассказала главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Приморского УФАС России Маргарита Сергеевна ТУРЕНКО.
 
Электронные закупки
 
Пожалуй, самым значимым новшеством является перевод закупочных процедур в электронную форму. Эта работа началась еще в 2018 году, но тогда проведение закупок в электронной форме было правом заказчика. Однако с 1 января 2019 г. все аукционы, конкурсы, запросы котировок и запросы предложений должны реализовываться исключительно с использованием функционала электронных торговых площадок. В обновленной версии закона о контрактной сис-теме подробно расписан порядок проведения каждой процедуры.
Тем не менее, законом также предусмотрен ряд случаев, когда бумажный вариант при проведении закупок не будет считаться нарушением. Например, если товар приобретается организацией, действующей на территории иностранного государства (эта норма установлена ст. 75 закона о контрактной системе).
Другой пример: если закупка проводится с целью оказания помощи в случае возникновения экстренной ситуации (эта норма установлена ст. 76 Федерального закона о контрактной системе). Также допустима упрощенная закупка товаров для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС техногенного или природного характера (ст. 80, 82 закона № 44-ФЗ).
 
Закупка лекарств
 
Постановление Правительства РФ от 12 мая 2018 г. № 572 внесло изменения в правила предоставления преференций по закупке лекарств. Соответствующие изменения внесены в постановление № 1289, которым ранее были утверждены правила ограничения допуска при закуп-ках зарубежных лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). 
Прежде всего, откорректированы правила применения условий допуска к участию в закупке лекар-ственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП. Если на участие в процедуре подано минимум 2 заявки, в которых содержатся предложения о поставке товаров, произведенных на территории Евразийского экономического союза, то все остальные заявки с продукцией иностранного производства заказчик должен отклонить.
Если среди допущенных к участию в закупке заявок окажется хотя бы одна, содержащая предложение о поставке товара, все стадии изготовления которого проходили на территории стран Евразийского экономического союза, то в отношении таких лекарственных средств будут предоставляться преференции, то есть преимущества.
Более того, как подчеркнула спикер, в своей заявке участник должен продекларировать страну происхождения товара, подтвердив эту информацию документами о производстве препарата, выданными Минпромторгом России. Об этом говорится в приказе № 4369 от 15.12.2015.
 
Поменялись правила отчетности по СМП
 
Изменения коснулись и порядка определения объема закупок, проводимых среди субъектов малого предпринимательства. С первого января 2019 года в отчет разрешено включать закупки, проведенные у единственного поставщика из числа СМП. Такие действия разрешены только в том случае, если закупка проводилась повторно после признания конкурентной процедуры несостоявшейся. Согласно ч. 4 ст. 30 закона № 44-ФЗ заказчик имеет право отменить ограничение по участию в закупке фирм, не относящихся к СМП, только в том случае, если процедура проводится повторно, а первая была призвана несостоявшейся. Благодаря такому нововведению заказчикам теперь проще достигнуть необходимого количества контрактов, заключенных с СМП. Согласно действующему законодательству, в настоящее время с субъектами малого предпринимательства должно быть оформлено не менее 15 % всех договоров.
 
Запрос предложений
 
Также обновлен и дополнен список случаев, когда заказчикам разрешено проводить запрос предложений. Согласно поправкам, вступившим в силу с 1 января 2019 года, теперь возможна закупка жилых помещений для детей-сирот и для детей, оставшихся без опеки родителей у физических лиц, являющихся собственниками жилых помещений.
 
Регистрация в ЕИС
 
Еще один момент связан с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.18 № 1752 «О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок и внесения изменений в постановление правительства Российской Федерации № 656». Постановлением определены порядок и сроки регистрации участников закупок в ЕИС, перечень информации и документов, на основании которых проводится регистрация участников; порядок ведения единого реестра участников закупок, внесение в него изменений; перечень информации и документов, включенных в единый реестр участников закупок, а также сроки их размещения.
Теперь правила предусматривают, что регистрация участников обеспечивается Федеральным казначейством путем информированного взаимодействия ЕИС с Федеральной государственной единой информационной системой идентификации и аутентификации, а также с электронными площадками. Если участник уже аккредитован на всех федеральных площадках, то в течение 2019 года ему также необходимо зарегистрироваться в ЕИС.
 
Строительно-монтажные работы
 
Еще одним новшеством, о котором напомнила спикер, стало вступление в силу с 1 января 2019 года Приказа Минстроя России от 5 июня 2018 года № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ».
Новая методика, утвердившая порядок составления графика выполнения строительно-монтажных работ и порядок оплаты выполненных работ по контракту, предметом которого является строительство и реконструкция объектов капитального строительства, принята в соответствии с ч. 7 ст. 110.2 закона № 44-ФЗ.
Также начали действовать единые правила составления заказчиками графика выполнения строительно-монтажных работ. В частности, график выполнения строительно-монтажных работ должен содержать информацию о сроке начала и окончания строительства, реконструкции объекта капитального строительства, о сроках завершения отдельных этапов работ, также промежуточные сроки. Проекты, указанные в графиках, составляются заказчиком одновременно с проектом контракта и размещаются в единой информационной системе в сфере закупок.
 
Экспертам придется отвечать за свои заключения
 
Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 512-ФЗ «О внесении изменений в статьи 41 и 94 федерального закона о контрактной системе» вступил в силу 7-го января текущего года. Этим законом предусмотрена ответственность эксперта/экспертной организации за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, а также за невыполнение экспертом требований об уведомлении в письменной форме заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы, в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы.
Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2018 года № 510-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который также вступил в силу с 7 января 2019 года, кодекс был дополнен статьей 7.32.6, предусмат-ривающей административную ответственность для экспертов, экспертных организаций, уполномоченных представителей экспертной организации за дачу заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг в соответствии с законом № 44-ФЗ. 
Отныне выдача экспертом заведомо ложного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (если это действие не попадает в разряд уголовно наказуемых) влечет ответственность в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, либо дисквалифицикацию на срок от 6 месяцев до одного года. Для юридических лиц штраф установлен более высокий – от 100 000 до 150 000 рублей.
Следует иметь в виду, что физические лица, занимающиеся экспертной деятельностью в сфере госзакупок, давшие заведомо ложные заключения, несут ответственность как должностные лица. Это предусмотрено Федеральным законом от 27.12.2018 № 510-ФЗ.
 
Единственный поставщик
 
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, Президент или Правительство (по поручению Президента) имеют право своим правовым актом определить организацию единственным поставщиком каких-либо товаров (работ, услуг). Раньше в правовом акте, определяющем такого поставщика, в обязательном порядке указывался только предмет контракта. Кроме того, была возможность установить предельный срок, на который заключается контракт, и требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно новой редакции, теперь в обязательном порядке в таком правовом акте необходимо установить следующие требования: 
— предмет контракта; 
— предельный срок, на который заключается контракт;
— обязанность поставщика исполнить контракт лично;
— возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков/соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком своих обязательств по контракту лично. 
Так же, как и в старой редакции этой нормы, имеется возможность установить требование обеспечения исполнения контракта.
В законе 44-ФЗ появился еще один случай закупки у единственного поставщика. Статья 93 дополнена пунктом, допускающим закупку у единственного поставщика при изготовлении: бланков документов, удостоверяющих личность граж-данина РФ; личность иностранного гражданина или лиц без гражданства; бланков регистрации; актов регистрации гражданского состояния; а также бланков, документов для выезда и въезда из РФ.
 
Энергосервисные контракты
 
С 1 апреля 2019 года вступило в силу постановление Правительства от 21 декабря 2017 года № 1618 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации». Согласно этому документу внесено изменение в постановление Правительства от 21 ноября 2013 года № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд».
Теперь информация о закупке, предусматривающей заключение энергосервисного контракта, будет включаться в план закупок отдельно от других закупочных процедур. Кроме того, казначейство больше не уполномочено вести контроль энергосервисных закупок в части объемов финансирования.
 
Антидемпинговые меры по-новому
 
С первого июля этого года вступает в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 502 
«О внесении изменений в федеральный закон о контрактной системе».
Внесены изменения в часть 2 статьи 37 и часть 3 статьи 83.2. закона № 44-ФЗ. Речь идет о ситуациях, когда в соответствии законодательством о контрактной системе применяются антидемпинговые меры. Это касается конкретного случая, когда участник по своему выбору предоставляет информацию, подтверждающую свою добросовестность. В этом случае такой участник должен одновременно с информацией о добросовестности предоставить заказчику обеспечение контракта. Обеспечение предоставляется в размере, установленном в документации о закупке.
 
Внешняя экспертиза по несостоявшимся процедурам
 
У многих заказчиков возникали сложности при проведении внешней экспертизы в тех случаях, когда контракт заключался по результатам несостоявшей электронной процедуры. 
Внесены долгожданные изменения в п. 1 ч. 4 ст. 94, отменяющие необходимость проведения внешней экспертизы по несостоявшимся процедурам в электронной форме.
НДС
Статья 112 дополнена частью 54, предусматривающей до 1 октября 2019 года возмож-ность изменения цены контракта по соглашению сторон в пределах увеличения ставки НДС в рамках исполнения контракта. Эта норма применяется в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых состоялась после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки НДС не был предусмотрен условиями контракта.
Банковские гарантии
Внесены уточнения о том, что с 1 июля 2019 года понятие «банковская гарантия» используется в значении, определенном Гражданским Кодексом РФ. Статья 34 закона о «О контрактной системе» дополнена частью 30, предусматривающей обязанность включения в контракт условий о предоставлении поставщиком, подрядчиком, исполнителем нового обеспечения исполнения контракта в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций. Причем размер такого обеспечения может быть уменьшен пропорционально исполненным обязательствам.
Статьи 45 и 96 указанного закона дополнены положениями, в соответствии с которыми уменьшение размера обеспечения исполнения контракта, при замене ранее предоставленного обеспечения, предоставленного в виде банковской гарантии, происходит путем отказа заказчика от части своих прав по этой гарантии. Также установлено, что уменьшение размера обеспечения исполнения контракта возможно при условии отсутствия неисполненных поставщиком, подрядчиком, исполнителем требований об уплате неустойки, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в объеме выплаченного аванса, если контрактом предусмотрено авансирование.
Изменения в законе с 2019 года в очередной раз коснулись обеспечения заявки банковской гарантией. С 1 июля 2019 года банковскую гарантию для обеспечения участия разрешено использовать в таких видах закупок, как электронный аукцион, открытый конкурс в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме, в конкурсе с ограниченным участием. Участник сам будет выбирать: внести ему денежные средства или предоставить банковскую гарантию. Оформить гарантию на обеспечение заявки, как и раньше, необходимо в одном из банков, перечень которых установлен Минфином.
 
Государственная информационная система (ГИС)
 
Одной из тем семинара стал предстоящий с 1 октября текущего года запуск ГИС, в задачи которой входит обеспечение мониторинга и фиксация действий (а также бездействия), участников ЕИС и ЭТП.
Основная задача ГИС – отслеживание и сохранение информации о работоспособности ЕИС и ЭТП. Это необходимо для тех случаев, когда заказчики допускают нарушения. Например, участники не могут подписать контракт или заказчик не разместил соответствующую информацию по причине технических проблем ЕИС и ЭТП. После 1 октября все технические ошибки станут фиксироваться программой ГИС, к которой антимонопольная служба будет иметь доступ. Это необходимо для защиты добросовестных участников закупок. Нередки ситуации, когда при рассмотрении вопросов о включении исполнителей в реестр недобросовестных поставщи-ков, последние ссылаются на технические сбои, произошедшие на стадии подписания контрактов. Таких случаев достаточно много, поэтому, по мнению специалистов антимонопольной службы, необходима ГИС.
Фиксацией действий участников, операторов ЭТП и ЕИС, будет заниматься уполномоченный федеральный орган, отвечающий за функционирование ГИС. В настоящий момент такой орган Правительством РФ не определен.
 
Заключение
 
Следует отметить, что ряд важных моментов, которые обсуждались на семинаре, остался за рамками настоящего обзора. В связи с этим настоятельно рекомендуем всем заинтересованным лицам самостоятельно ознакомиться с видеоверсией семинара. Напомним, что вся информация 
по семинару доступна клиентам компании «Базис» на сайте kprim.ru в разделе «Видеосеминары и видеоконференции».
 
К. ЛЫКОВ, 
корреспондент.
 
Фото: С. Семериков
 

Впервые опубликовано в газете "Ваш информационный партнер" № 10 (408) июнь 2019 г.
Дата публикации: 10.06.2019 г. 
21.06.2019