(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-семинары и видео-конференции Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Электронные аукционы: совместное разъяснение компетентных органов
Уже давно нормой жизни стал тот факт, что бюджетные организации все необходимое для их жизнедеятельности приобретают в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее - Закон о госзакупках). То есть либо путем проведения торгов, либо без таковых. Но вторым вариантом можно воспользоваться только в строго определенных Законом о госзакупках рамках. Поэтому чаще всего заказчики вынуждены проводить торги.
До недавнего времени пальму первенства делили между собой котировки и конкурсы. Хотя проводились и аукционы, и даже в электронной форме (статья 41 Закона о госзакупках). С 1 июля 2010 года список процедур по закупке работ, товаров или услуг для государственных или муниципальных нужд пополнился открытыми аукционами в электронной форме (глава 3.1. Закона о госзакупках). Стоит отметить, что отныне поставка товаров, оказание услуг, выполнение работ, входящих в утвержденный Правительством РФ перечень, осуществляется исключительно с использованием электронного аукциона. На сегодняшний день такой перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 22.02.2008 № 236-р.
Несмотря на то, что эксперты считают такую форму проведения торгов самой современной и прозрачной, новая электронная форма госзаказа ставит перед заказчиками множество вопросов. А, как известно функции по разъяснению законодательства о государственных закупках возложены на Министерство экономического развития РФ, которое в Письме от 25.05.2010 № 8384-АП/Д22 ответило на наиболее интересующие заказчиков вопросы. Справедливости ради необходимо сказать о том, что это письмо совместное творчество Минэкономразвития РФ, Федеральной антимонопольной службы и Федерального казначейства. И вот что получилось в результате совместного «творчества» трех ведомств.
В соответствии с главой 3.1. Закона о госзакупках по результатам проведенных аукционов в электронной форме контракты заключаются в форме электронного документа и подписываются сторонами электронной цифровой подписью. На практике все чаще возникают ситуации, когда заказчик просит победителя электронных торгов пописать контракт еще и в бумажном виде. По большому счету у заказчика есть основание для такой просьбы. Ведь для того, чтобы прошли платежи через казначейство, заказчик должен предоставить туда один экземпляр заключенного контракта. Но с другой стороны по Закону о госзакупках победитель аукциона не обязан подписывать контракт на бумаге. Вот и получается конфликт интересов.
Тем не менее, Минэкономразвития РФ совместно с двумя другими ведомствами в этой ситуации, можно сказать, встало на сторону победителя торгов и пояснило следующее. Заказчик не вправе требовать от победителя открытого аукциона или лица, с которым в соответствии с положениями Закона о госзакупках заключается контракт, подписания контракта в письменной форме. При этом дополнительные документы, сопровождающие государственный контракт, такие как счета, акты сдачи-приемки, дополнительные соглашения и так далее оформляются сторонами путем подписания на бумажном носителе. Причем обмен указанными документами в электронной форме между заказчиком и исполнителем по контракту посредством электронной площадки Законом о госзакупках не предусмотрен.
Для заказчика, по мнению Минэкономразвития РФ, тоже есть выход в данной ситуации. А именно - предоставлять государственные контракты, заключенные в форме электронного документа, при помощи системы электронного документооборота Федерального казначейства. Информация о подключении к системе электронного документооборота Федерального казначейства размещена на сайте http://www.zakupki.gov.ru в разделе «Вопросы организации и проведения открытых аукционов в электронной форме».
Полный текст письма Минэкономразвития РФ, Федеральной антимонопольной службы и Федерального казначейства от 25.05.2010 № 8384-АП/Д22 можно найти в справочной правовой системе «КонсультантПлюс: Версия Проф».
 
Е. ГУРОВА,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 19 (201), октябрь 2010 г.

 

19.10.2010