(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Субсидии для военнослужащих
Получая очередную квитанцию об оплате коммунальных услуг, особенно в зимний период, не перестаешь удивляться размеру таких платежей. Тем более, что их стоимость с каждым годом увеличивается, а вот качество оставляет желать лучшего. И уж совсем неудивительно, когда потребители пытаются различными способами сократить расходы на оплату жилищных услуг. Одним из таких способов является получение субсидий, Правила предоставления которых установлены постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.
В первоначальной редакции указанные Правила начали действовать еще в конце 2005 года. А последние изменения в них были внесены в 2008 году. Можно сделать вывод, что правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг доработали так, что теперь при их применении не должно быть никаких разночтений (как это часто бывает). Однако в реальности это далеко не так, и граждане вынуждены обращаться за защитой своих интересов в судебные органы.
В этом материале мы рассмотрим решение Верховного Суда РФ от 26.10.2011 № ГКПИ11-1394, которое признало ряд пунктов постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 недействительными.
 
Суть спора
 
Предметом судебного разбирательства стало признание недействующим подпункт «б» пункта 8 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Постановление № 761).
Данным пунктом предусмотрено, что определенная в указанном постановлении категория граждан для получения субсидии должна предоставить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства ряд документов. В частности, заявление о предоставлении субсидии с приложением копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
 
Позиция заявителя
 
Гражданин Б. (далее – Заявитель) обратился в Верховый суд РФ с заявлением, в котором оспаривал подпункт «б» пункта 8 Постановления № 761. Основанием для обращения в суд послужило, по мнению заявителя, наличие противоречия между указанной нормой и статьей 159 Жилищного кодекса РФ, а также статьей 3 Закона РФ № 5242-1 от 25.06.93 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ».
Заявитель указал, что его семья является многодетной и зарегистрирована постоянно по адресу дислокации воинской части, так как жилье от этой части не предоставлено. В этом же населенном пункте они занимают по договору найма жилое помещение в частном жилищном фонде, оплачивая помимо платы за наем помещения и коммунальные платежи. Решив получить субсидию на оплату коммунальных услуг, заявитель обратился в краевую администрацию. Однако в предоставлении субсидий ему было отказано. Основанием для отказа послужил тот факт, что субсидия предоставляется лишь при условии регистрационного учета по месту постоянного жительства в жилом помещений, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией.
 
Позиция Правительства РФ
 
Представители Правительства РФ в судебном заседании претензии заявителя не признали и пояснили следующее.
Требование о регистрации по месту жительства как необходимое условие выплаты субсидии не противоречит действующему законодательству РФ, которое обязывает граждан регистрироваться в первую очередь по месту жительства.
Подтверждением места проживания является регистрация по месту жительства. Таким образом, без регистрации по месту жительства именно в том жилом помещении, на оплату которого предоставляется субсидия, невозможно достоверно установить сам факт проживания гражданина в жилом помещении.
 
Решение Верховного Суда РФ
 
Условия предоставления гражданам субсидий регламентированы статьей 159 Жилищного кодекса РФ. Они предоставляются гражданам в следующем случае. Расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом такие расходы рассчитываются, исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным им учреждением вышеуказанным гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Согласно абзацам первому и второму пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
По смыслу приведенных норм регистрация военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей по адресам воинских частей приравнивается к регистрации по месту жительства; при этом в случае отсутствия служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда, общежитий, названные военнослужащие вправе получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений и, следовательно, самостоятельно определять жилое помещение по договору найма (поднайма). В таких случаях место фактического проживания указанных граждан и место их регистрации по адресам воинских частей не совпадают. Однако это обстоятельство не может служить основанием для лишения граждан права на получение субсидий на оплату коммунальных, поскольку требование закона об обязанности зарегистрироваться по месту жительства ими выполнено.
Поскольку оспариваемое положение подпункта «б» пункта 8 ограничивает право военнослужащих на получение субсидии на оплату коммунальных услуг, препятствуя им представлять с заявлением копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилыми помещениями, если заявители в них не зарегистрированы по месту постоянного жительства, оно подлежит признанию в соответствующей части недействующим.
В заключение еще раз напоминаем, что позиция суда отражена в решении ВС РФ от 26.10.2011 по делу № ГКПИ11-1394.
 
Е. ГУРОВА,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 22 (228), ноябрь 2011 г.
 
Дата публикации: 28.11.2011 г.
 
12.12.2011