(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Двигатель прогресса
      Каждый из нас в повседневной жизни ежедневно сталкивается с таким глобальным явлением, как торговля. Это неизбежно, поскольку даже «добыть» продукты питания по пути домой городскому жителю возможно только лишь одним путем - купить их. А купить - означает вступить в правоотношения с продавцом, урегулированные соответствующими законами и подзаконными актами. Таким образом, мы становимся частью системы торговли, выступая в качестве либо покупателя, либо продавца. Но ограничиваются ли такие отношения только лишь этими двумя субъектами?
      По-видимому, нет. Ведь есть еще и Российская Федерация со своим государственным механизмом и всевозможными регуляторами торговой деятельности. А регуляторов этих (как прямых, так и косвенных) достаточно большое число. При этом остро встает вопрос о том, чтобы таких регуляторов было не слишком много.
      Непомерно большое их количество приводит к тому, что они неизбежно начинают мешать друг другу эффективно управлять столь глобальным процессом. Именно поэтому самого пристального внимания заслуживают документы, призванные напрямую закрепить основные особенности процесса организации и управления торговой деятельностью. Такие, например, как вступающий в законную силу с 1 февраля 2010 года Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон). Его мы сегодня и попробуем рассмотреть более подробно.

      О применении

     Прежде всего, как видно из самого названия, данный Закон призван внести ясность в порядок государственного регулирования торговой деятельности в России. Иными словами, он регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности. Кроме того, сюда же подпадают и отношения, возникающие между самими хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли.
      Важной особенностью нового Закона является то, что его положения не применяются в отношении:
     1) внешнеторговой деятельности;
     2) торговли на товарных биржах;
     3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
     4) отдельных видов купли-продажи (таких, как сделки с ценными бумагами, производственно-технической продукцией, энергоресурсами).

     Вмешательство государства ограниченно... почти

     И все же, когда дело касается регулирования торговли, естественным образом встает вопрос о пределах регулирования и способах, коими будет пользоваться государство. Очевидно, что в Российской Федерации, где роль государства традиционно очень велика, подобный вопрос становится еще более актуальным.
     Итак, Закон напрямую говорит о том, что государственное регулирование торговли осуществляется путем:
     1) установления требований к ее организации и осуществлению;
     2) антимонопольного регулирования;
     3) информационного обеспечения в торговли;
     4) государственного и муниципального контроля (надзора) за торговой деятельностью.
    Вероятно, в целях ограждения участников торговой деятельности от излишней «заботы» государства, Закон устанавливает ограничение, в соответствие с которым не допускается применение каких-либо иных методов государственного регулирования. И вместе с тем, остается традиционная лазейка российского законодателя в виде приписки о том, что иное (в смысле иные методы регулирования) может быть напрямую предусмотрено федеральными законами. Для достижения определенных, поставленных государством целей.

      Хозяйствующий субъект вправе

     По сути, предпринимательская деятельность, коей фактически и является торговля, является деятельностью, осуществляемой хозяйствующими субъектами самостоятельно в рамках гражданского законодательства. Поэтому естественно, что они должны обладать определенным набором основополагающих прав при ведении торговли. Закон четко регламентировал такие права субъекта, как право на самостоятельное определение:
     1) вида торговли (выделяется оптовая и розничная торговля);
    2) форму торговли (установлено, что торговля может вестись в стационарных торговых объектах, либо вне таких объектов. Предусмотрена возможность организации ярмарок, выставок, развозной торговли, дистанционной продажи товаров и иных способов торговли, перечень которых является открытым);
     3) способ торговли (т.е. торговля может осуществляться как с использованием торговых объектов, так и без них);
     4) специализацию торговли (Закон выделяет универсальную и специализированную торговлю);
     5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности;
     6) основания использования имущества при осуществлении торговли;
     7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе, определять ассортимент продаваемых товаров, режим работы, а также приемы и способы, с помощью которых будут осуществляться продажи товаров (сюда отнесены количество, типы и модели технологического оборудования и инвентаря, а также способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах и оказываемых услугах);
     8) цены на продаваемые товары;
     9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;
    10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг.

     Есть и социальные гарантии

     Если мы обратимся к Конституции РФ, то увидим, что Россия является социальным государством (пункт 1 статьи 7 Конституции), то есть ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Именно человека (в нашем случае - покупателя), а не хозяйствующего субъекта. Применительно к торговой деятельности, это в первую очередь означает установление неких социальных гарантий для населения. И, прежде всего, здесь подразумевается государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, а также торговых надбавок и наценок.
     Так, в соответствии с рассматриваемым Законом, предусмотрены меры, предпринимаемые Правительством РФ, направленные на стабилизацию цен в отношении отдельных видов социально значимых товаров. Правительство попросту устанавливает предельно допустимые розничные цены на территории отдельных субъектов Российской Федерации (перечень таких товаров и цены на них утверждаются соответствующим постановлением Правительства). Производится это в том случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта России рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов.

     Курс на развитие заложен

     Новый Закон не оставил без внимания и самих хозяйствующих субъектов. Он предусматривает целый ряд мероприятий, направленных на содействие развитию торговой деятельности. Все мероприятия разделены на группы, в зависимости от уровня поддержки развития со стороны государства. Так, Российская Федерация берет на себя обязательства по установлению общих направлений социально-экономического развития, а также по разработке и реализации целевых программ федерального и регионального уровня.
Субъекты Российской Федерации должны со своей стороны обеспечивать:
      1) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, и продовольственных товаров;
      2) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
    3) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, а также их взаимодействие с поставщиками товаров и организаторами всевозможных выставок и ярмарок.
     Не меньшая доля ответственности по развитию предпринимательской деятельности возложена и на уровень местного самоуправления. Причем задачи муниципалитета носят более конкретный и узконаправленный характер. Но это и не удивительно, ведь муниципалитеты находятся в гораздо более тесном контакте с субъектами хозяйственной деятельности и наглядно видят перспективы их развития, а также их нужды. Так, органы местного самоуправления:
    1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
    2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
     3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
     4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

     Подводя итог

     Таким образом, вступающий в законную силу с 1 февраля 2010 года Федеральный закон затрагивает практически все аспекты регулирования торговой деятельности на территории России: начиная от способов и методов государственного регулирования торговли и заканчивая конкретными направлениями деятельности, кои должны развивать власти на местах. Отрадно заметить, что Закон пытается отразить интересы различных участников торговой деятельности, таких как государство (на всех его уровнях), хозяйствующие субъекты и конечные потребители. Насколько полно и рационально это получилось пока сказать довольно сложно, ведь сам Закон еще не вступил в силу и практики его применения нет.
     И, тем не менее, рассматриваемый Закон без сомнения будет являться основополагающим для организации процесса торговли на территории Российской Федерации. Это конечно не означает, что каким-то образом изменится влияние действующих норм Гражданского кодекса РФ. Просто Закон может рассматриваться как специальная часть по отношению к нормам ГК РФ.

ВНИМАНИЕ! Новые правила торговли!

     Что же касается основных новшеств, на которые следует обратить особое внимание хозяйствующим субъектам при организации торговой деятельности, то среди них можно выделить следующие ключевые моменты.
     Во-первых, Закон содержит целый раздел, посвященный антимонопольному регулированию торговой деятельности. Он напрямую запрещает создавать дискриминационные условия для иных участников рынка и навязывать контрагенту собственные условия организации торговли.
    Во-вторых, будет запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
     В-третьих, существенные ограничения коснутся крупных торговых сетей. Касаются они ситуации, когда розничная сеть за финансовый год на определенной территории (будь то региональный уровень или городской округ) реализовала более двадцати пяти процентов всех продовольственных товаров. В этом случае ей будет запрещено размещать на этой территории новые торговые объекты.
   В-четвертых, не реже чем один раз в квартал на сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в области торговой деятельности будут размещаться сведения о:
     1) решениях, принятых данным федеральным органом;
     2) издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности;
     3) среднем уровне цен на отдельные виды товаров.
    В-пятых, устанавливаются определенные правила для сроков взаиморасчетов между поставщиками продовольственных товаров и конечными сбытовиками. Так, продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее, чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность. Те же товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее, чем тридцать календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность. И, наконец, - в отношении продовольственных товаров, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольной продукции, произведенной на территории России, распространяется срок в сорок пять календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

     А. АНИКИН,
     юрист.

     Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 1 (183), январь 2010 г.

25.01.2010