(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Роспечать придет на помощь СМИ
Как известно, в России очень много СМИ. По некоторым данным сейчас в стране зарегистрировано свыше 52 тысяч различных средств массовой информации – от небольших газет до крупных телевизионных каналов и интернет-изданий. Правда реально издаются или выходят в эфир далеко не все из зарегистрированных СМИ, но это уже отдельный вопрос.
Тем не менее, выжить на рынке средств массовой информации не просто. Конкуренция здесь не просто большая, а просто огромная. Поэтому часто в борьбе за привлечение к себе постоянного читателя, а главное – рекламодателя, многие СМИ вынуждены гоняться за сенсационностью новости, ее скорейшим выходом в свет, отодвигая достоверность информации на второй план. Но это как, говориться, издержки бизнеса.
Впрочем, многие российские издания являются социально ориентированными и реализуют на страницах изданий, в Интернете и эфире многие важные социальные программы. Вот таким СМИ попросту не выжить без определенной поддержки со стороны государства, субъекта Федерации или органов местного самоуправления.
С недавнего времени подобные средства массовой информации могут рассчитывать и на дополнительные преференции со стороны власти. Это произошло после издания Приказа Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (далее - Роспечать) от 27.02.2012 N 42 «Об утверждении критериев отбора получателей государственной поддержки в области средств массовой информации» (далее - Приказ), привлекшего наше внимание на этой неделе.
 
Требования к СМИ
 
Итак, Роспечать, в свете рассматриваемого Приказа, выступает в качестве распределителя государственных средств, направленных на финансовую поддержку тех СМИ, которые в своей деятельности проводят социально-ориентированную политику. Но все ли подобные средства массовой информации могут рассчитывать на государственную помощь? Оказывается - нет, далеко не все.
В самом Приказе говорится о том, что для рассмотрения потенциальных участников программы, Роспечать формирует специальный Экспертный совет. При этом к участию в отборе заявок допускаются только те СМИ, которые отвечают следующим критериям:
1) Не являются государственными или муниципальными учреждениями;
2) Зарегистрированы на территории Российской Федерации;
3) Имеют свидетельство о регистрации электронного СМИ;
4) Имеют долю иностранного участия в организации менее 50 процентов;
5) Подали заявку о предоставлении государственной поддержки в Роспечать и приложили пакет документов, четко определенный в Приказе (с полным перечнем нужных документов можно ознакомиться, обратившись к справочной правовой системе КонсультантПлюс);
6) Не имеют предупреждений Роскомнадзора о нарушении законодательства о средствах массовой информации в течение года, предшествующего дню подачи заявки.
 
Критерии отбора
 
Как уже говорилось выше, Экспертный совет Роспечати осуществляет отбор организаций, которые и будут в итоге получателями государственной поддержки. Но какими же критериями должен руководствоваться этот Экспертный совет при отборе организаций? Ведь от его решения будет завесить порядок распределения государственных средств.
В рассматриваемом Приказе дается прямой ответ на данный вопрос. Критерии таковы:
1) Социальная значимость проекта, его масштабность и востребованность широкой аудиторией;
2) Проработанность сценарной концепции, оригинальность проекта;
3) Достоверность расчетов стоимости проекта;
4) Планируемая посещаемость интернет-сайта (при заявке на создание нового сайта, имеющего социальное или образовательное значение);
5) Численность населения, проживающая на территории распространения заявленного канала-вещателя;
6) Целевая аудитория проекта, ее соответствие целевой аудитории заявленного канала-вещателя.
7) Актуальность и новизна заявленной проблемы, на решение которой направлен проект
8) Тираж издания и его устойчивость
Иными словами, организации, планирующие получение государственной поддержки от Роспечати, могут осуществлять производство, распространение или тиражирование социально значимых проектов как в области электронных средств массовой информации (в том числе создание и поддержание в сети Интернет сайтов), так и в области печатных изданий.
 
Заявка должна содержать…
 
Как уже упоминалось выше, для того, чтобы у СМИ появилась возможность рассчитывать на государственную поддержку, оно должно обратится в Роспечать с соответствующей заявкой (не стоит забывать, что к заявке нужно будет приложить внушительный пакет документов). В связи с этим, не лишним будет рассмотреть вопрос о том, что же должна содержать заявка, чтобы ее допустили до участия в оценке.
Итак, заявка в Роспечать должна содержать:
1) Название проекта;
2) Наименование печатного СМИ, номер свидетельства о его регистрации;
3) ФИО руководителя издания, его должность, контактная информация;
4) Краткое описание проекта (цель проекта, перечень рубрик, публикаций);
5) Количество публикаций;
6) Срок реализации проекта;
7) Общий бюджет проекта;
8) Сумма, запрашиваемая у Роспечати;
9) Сведения об организации, предоставившей проект.
 
Вопросов остается немало
 
Итак, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, на основании рассмотренного Приказа, будет осуществлять оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим производство, распространение или тиражирование отбираемых социально значимых проектов в области электронных СМИ (в том числе интернет-СМИ), а также печатным средствам массовой информации.
Оговоримся сразу - необходимость в такой поддержке со стороны государства неоспорима и закономерна. Без такой поддержки для многих СМИ даже сама идея о реализации какого-либо социально ориентированного проекта покажется бесперспективной и неосуществимой. Но, в то же время, при изучении самого Приказа возникает довольно много вопросов.
Например, Приказ не определяет четкую последовательность действий для получения поддержки государства. Не называются конкретные сроки и не регламентируются процедуры. Говорит ли это о том, что в будущем стоит ждать какого-либо иного регламентирующего документа, определяющего порядок выполнения функции по оказанию государственной поддержки СМИ? Вполне возможно. Ведь в том виде, в котором Приказ существует сейчас, применимость его на практике будет достаточно сложно.
Однако само по себе издание этого Приказа – это значительный шаг государства в сторону поддержки СМИ. И это уже не плохо.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 05 (236), март 2012 г.
 
Дата публикации: 26.03.2012 г.
10.04.2012