(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Копейка рубль бережет
Высший Арбитражный Суд России признал не соответствующими Налоговому кодексу РФ ряд положений декларации по упрощенной системе налогообложения. В частности, общество с ограниченной ответственностью «Ю.» (далее - истец) обратилось в ВАС РФ с заявлением о признании недействующим пункта 2.11 Приложения N 2 «Порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» к Приказу Министерства финансов РФ от 22.06.2009 N 58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения» (далее - Приказ N 58н).
Согласно указанному пункту при заполнении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях, при этом значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля. По мнению заявителя это противоречит положениям статьи 346.20 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), поскольку позволяют изменять ставку налога, установленную данной статьей.
Представители Минфина России требование общества не признали и пояснили, что оспариваемое правило округления не распространяется на сумму налога, так как сумма налога не определяется как стоимостной показатель, к которому относятся сумма полученных доходов, сумма произведенных расходов и иные суммы, определяемые стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Следовательно, Приказ № 58н в оспариваемой части соответствует налоговому законодательству, а увеличение суммы налога, на которое ссылается заявитель, связано с неправильным заполнением им налоговой декларации.
Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения представителей Минфина России, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Объектом налогообложения по упрощенной системе налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
Статьей 346.20 НК РФ установлены налоговые ставки налога по упрощенной системе налогообложения в зависимости от избранного объекта налогообложения. Так, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере шести процентов. Если же объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере пятнадцати процентов.
Приказом N 58н Минфин России утвердил Порядок заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Пунктом 2.11 Приказа № 58н установлено, что все значения стоимостных показателей при заполнении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, указываются в полных рублях, значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Сопоставив суммы налога, исчисленного исходя из округленных стоимостных показателей и без их округления, суд пришел к выводу, что установленное пунктом 2.11 Приказа № 58н правило округления приводит к изменению налоговой обязанности налогоплательщика.
Также суд отметил, что согласно пункту 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом пунктом 1 статьи 4 НК РФ федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, предоставлено право в пределах их компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами. Но принятые нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
При этом суд учел, что порядок исчисления налога с применением округления стоимостных показателей установлен НК РФ непосредственно для определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. В свою очередь для упрощенной системы налогообложения такого порядка исчисления налога НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, суд решил Признать пункт 2.11 Приказа № 58н не соответствующим Налоговому кодексу РФ.
 
Полный текст решения Высшего арбитражного суда РФ от 20.08.2012г. № 8116/12 можно найти в справочных правовых системах КонсультантПлюс.
 
Е. ГУРОВА,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 17 (247), сентября 2012 г.

Дата публикации: 10.09.2012 г.

 

25.09.2012