(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Роспотребнадзор: правила обращения
В последнее время все больше внимания стало уделяться вопросам качества продуктов, товаров и услуг. И это не удивительно, поскольку в основной массе, уровень жизни населения все-таки растет (про темпы роста говорить не будем). Соответственно, постоянно увеличивается количество предложений на рынке. Ведь если еще лет 10 – 15 назад придя в магазин, мы видели стандартный набор предлагаемых продуктов, то теперь же, зайдя в супермаркет возле дома, можно растеряться от разнообразия предлагаемых товаров и услуг. Причем это касается не только продуктов питания, но и любой другой группы товаров.
Более того, не следует забывать и то обстоятельство, что вопросам обеспечения безопасности возводимых объектов, реализации социально значимых программ также стали уделять повышенное внимание. Как следствие, неизбежно растет роль уполномоченного надзорного органа в данной сфере - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (или попросту Роспотребнадзора). Ведь именно в этот орган мы обращаемся, когда нуждаемся в проведении экспертизы качества. При сдаче вновь возведенных объектов Роспотребнадзор участвует в их приемке. Даже когда нужно сделать обычную перепланировку в собственной квартире, прежде чем обратиться за выдачей разрешения в органы местного самоуправления, граждане с подготовленным проектам должны получить заключение на проект от Роспотребнадзора. Так что, даже с точки зрения приведенных обстоятельств (а это только небольшая часть направлений его деятельности), переоценить роль и значение такого органа, как Роспотребнадзор довольно сложно.
Но далеко не все знают, куда и в каком порядке следует обращаться, какие документы при этом предоставить. Да и в какой срок и в какой именно срок ждать ответ от Роспотребнадзора для многих тоже является загадкой. Поэтому в этот раз мы рассмотрим такой интересный документ, как Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 762 «Об утверждении Регламента Роспотребнадзора» (далее - Регламент).
 
Схема утверждена…Правительством
 
Схема расположения территориальных органов Роспотребнадзора далеко не случайна. Дело в том, что образуются территориальные органы на основании соответствующего приказа Федеральной службы. Но при этом следует учитывать, что непосредственная схема размещения территориальных органов утверждается Правительством РФ. Таким образом, сам Роспотребнадзор на федеральном уровне своим приказом всего лишь оформляет решение о размещении, которое было принято не им, а Правительством России.
Вместе с тем, при острой необходимости образования нового территориального органа, не предусмотренного утвержденной схемой размещения, руководитель Роспотребнадзора вправе внести в Правительство РФ предложение о внесении изменений в утвержденную схему размещения с приложением соответствующей пояснительной записки.
Кстати, в территориальных органах рассматриваются и в соответствии с полномочиями принимаются решения в основном по непосредственно поступившим обращениям (либо обращениям, «спущенным» с федерального уровня в соответствие с территориальной подведомственностью). При этом обратиться в Роспотребнадзор могут самые разнообразные субъекты:
1) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) Органов местного самоуправления;
3) Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальных органах иных федеральных органах исполнительной власти;
4) Граждане.
 
Форма обращения может быть разной
 
Теперь немного подробнее рассмотрим общий порядок обращения граждан в территориальные органы Роспотребнадзора. Само взаимодействие может быть инициировано гражданином по одной из следующих предусмотренных форм:
- обращение гражданина;
- предложение;
- заявление;
- жалоба.
При этом, предусматривается, что гражданин вправе обратиться как лично, так и путем направления своего обращения по почте – обычной или электронной. Главное не забывать указать способ, который территориальный орган Роспотребнадзора должен использовать для направления ответа на обращения (указать адрес, в том числе электронный).
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование территориально отдела, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица. Кроме того, должна быть четко, ясно и недвусмысленно изложена суть предложения, заявления или жалобы. Кроме того, обязательно должна стоять подпись и дата обращения. Анонимки не принимаются.
Непосредственно к обращению гражданин вправе (но не обязан) приложить копии материалов, подтверждающих изложенные в обращении факты. В случае, если они не приложены, Роспотребнадзор все равно обязан рассмотреть обращение. Если же рассмотрение обращения невозможно без изучения подобных документов, территориальный орган Рогспотребнадзора вправе направить запрос на предоставление недостающих документов. В том числе и в иные органы государственной власти.
Кстати, если вы решите обратиться в территориальный орган лично, то не забудьте взять с собой паспорт, так как придется подтвердить свою личность.
Обращаем внимание на сроки
 
Обратите внимание, что все письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления. Дата регистрации обращения крайне важна для последующего определения сроков взаимодействия.
Так, ответ на обращение заявителя направляется в течение 30 дней с даты регистрации обращения в территориальном органе. Вместе с тем, в исключительных случаях, когда требуется изучение дополнительных материалов, их истребование, взаимодействие с иными органами государственной власти или местного самоуправления, срок может быть увеличен, но не более чем еще на 30 дней. Однако если было принято решение об увеличении сроков, территориальный орган Роспотребнадзора официально информирует заявителя об этом с указанием причин продления срока.
Обратите внимание, что, как уже отмечалось выше, обращение подлежит обязательному рассмотрению в любом случае.
Вместе с тем возможны случаи, когда обращение, содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию территориально органа. В таком случае, оно в течение семи дней со дня регистрации, перенаправляется в надлежащий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Опять же, гражданин должен быть об этом официально извещен.
Также возможны случаи, когда вопросы относятся непосредственно к компетенции органов Роспотребнадзора, но у конкретного территориально органа попросту недостаточно полномочий или информации для ответа на них. В таком случае, его руководитель перенаправляет их на рассмотрение в Федеральную службу с указанием срока регистрации обращения в территориальном органе.
 
Вопросов все еще много
 
Следует отметить, что рассмотренный Регламент определяет лишь общие начала и принципы построения взаимоотношений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов с иными органами государственной власти, органов местного самоуправления и гражданами. При этом, решение конкретных и более практических задач, таких как утверждение графика приема, требования к местам ожидания приема и порядку его проведения отдается на откуп разрабатываемым регламентам конкретных территориальных органов Роспотребнадзора.
Возможно именно поэтому, уделяя пристальное внимание органам государственной власти, Регламент как бы «вскользь» и «нехотя» упоминает о гражданах. При этом, когда вопросы касаются организации приема граждан Регламент попросту отсылает нас к Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Хотя нужно понимать, что хотя данный закон и декларирует общие принципы организации приема граждан, его непосредственный механизм как раз и должен был быть прописан в Регламенте. Возможно, ситуация будет исправлена в ходе утверждения регламентов отдельных территориальных органов.
Кроме того, необычным является и тот факт, что Роспотребнадзор самостоятельно не может формировать собственные территориальные органы в оперативном порядке реагируя на возрастающую нагрузку в отдельных подразделениях. Для этого сначала нужно обратиться в Правительство РФ, что никак не способствует ускорению решения вопроса.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 18 (248), сентября 2012 г.

Дата публикации: 24.09.2012 г.
08.10.2012