(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Новый регламент регистрации ККТ
Министерство финансов РФ Приказом от 29.06.2012 № 94н утвердило новый Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники.
 
Большинство хозяйствующих субъектов, производящих расчеты наличными или с помощью платежных карт, обязаны применять кассовую технику (далее - ККТ) и выдавать покупателю кассовый чек. Не использовать ККТ и вместо чека выдавать клиентам бланк строгой отчетности могут позволить лишь те фирмы и предприниматели, которые, например, уплачивают единый налог на вмененный доход. Для некоторых компаний и предпринимателей допустимо производить наличные и карточные расчеты без применения ККТ в силу специфики деятельности либо особенностей местонахождения. Их перечень приведен в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ) и не так уж велик.
Но перед тем как начать использовать ККТ, кассовый аппарат в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в инспекции Федеральной налоговой службы по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Такое требование содержится в ст. 4 Закона № 54-ФЗ.
До недавнего времени Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники был утвержден Приказом Минфина России от 10 марта 2009 N 19н. Однако с 7 октября 2012 года этот документ утратил силу, а взамен появился новый регламент, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.06.2012 № 94н. По большому счету эти два приказа мало чем отличаются друг от друга. Тем не менее, давайте разберемся, как же теперь необходимо регистрировать ККТ в налоговых органах.
 
Кто регистрирует ККТ
Итак, еще раз напомним, кто должен зарегистрировать кассовый аппарат. Согласно Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н (далее – Регламент) обратиться в территориальные налоговые органы для регистрации ККТ должны организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут:
- расчеты наличными деньгами и (или) с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг;
- деятельность по приему платежей физических лиц с использованием платежных терминалов и банкоматов.
 
Где регистрируют ККТ
Кассовую технику необходимо регистрировать по месту нахождения заявителя - организации или по месту жительства заявителя - индивидуального предпринимателя.
Если контрольно-кассовая техника применятся обособленным подразделением организации, то она регистрируется в территориальном налоговом органе по месту нахождения данного подразделения. Но бывает ситуации, когда компания ведет деятельность через обособленные подразделения, которые находятся на территории одного муниципального образования, однако подведомственны разным территориальным налоговым органам. В этом случае регистрация ККТ производится в налоговой по месту нахождения одного из обособленных подразделений, в котором заявитель - организация поставлена на налоговый учет.
 
Документы для регистрации
Для регистрации ККТ в территориальный налоговый орган представляются заявителем следующие документы:
- заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@;
- паспорт ККТ, подлежащей регистрации налоговым органом;
- договор о технической поддержке ККТ, заключенный заявителем или с лицом, обеспечивающим производство, распространение и техническую поддержку модели ККТ, включая поставку запасных частей, или с центром технического обслуживания, уполномоченным поставщиком на осуществление технической поддержки регистрируемой модели ККТ.
Если организации необходимо перерегистрировать или снять с учета ККТ, то представляется следующий пакет документов:
- заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@;
- паспорт ККТ;
- карточка регистрации.
Что касается способа представления указанных документов, то заявитель может выбрать один из следующих: лично, направить по почте с уведомлением о вручении или направить в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
Важно отметить, что оба перечня документов являются закрытыми. А это означает, что регистрирующий орган не вправе потребовать от заявителя еще каких-либо бумаг.
 
Административные процедуры: общие вопросы
Предположим, компании надо зарегистрировать ККТ, все необходимые документы собраны, с налоговым органом, который будет проводить регистрацию - определись. Что делать дальше?
Прежде всего, отправляемся в тот самый налоговый орган, в котором находим помещение, специально выделенное для предоставления государственной услуги по регистрации ККТ. Причем Регламент предъявляет ряд требований к такому помещению. Оно должно быть расположено на нижнем этаже здания налоговой инспекции и снабжено табличками с указанием ФИО специалиста регистрирующего органа. Более того, в данном помещении места ожидания приема должны быть оборудованы стульями, кресельными секциями или скамьями, столами (стойками) для возможности оформления документов, а на столах (стойках) должны лежать писчая бумага и канцелярские принадлежности (шариковые ручки).
Срок предоставления государственной услуги не может превышать 5 рабочих дней с даты представления заявления о регистрации (перерегистрации, снятии с регистрации) контрольно-кассовой техники и необходимых документов. Датой представления заявления считается дата его регистрации в территориальном налоговом органе.
Максимальное время ожидания в очереди при подаче заявления или получении результата предоставления государственной услуги не должно превышать 20 минут.
Предоставление государственной услуги территориальными налоговыми органами осуществляется на бесплатной основе и включает в себя следующие административные процедуры:
а) прием и регистрация заявления и прилагаемых документов;
б) рассмотрение заявления и документов, прилагаемых к заявлению;
в) осмотр контрольно-кассовой техники;
г) регистрация контрольно-кассовой техники с одновременной выдачей заявителю карточки регистрации;
д) перерегистрация контрольно-кассовой техники с выдачей заявителю карточки регистрации;
е) снятие с регистрации контрольно-кассовой техники;
ж) уведомление заявителя об отказе в предоставлении государственной услуги.
 
Прием заявления
Прием и регистрация заявления и прилагаемых документов осуществляются специалистом территориального налогового органа, ответственным за прием документов, в день их получения налоговиками (по обычной или электронной почте).
При регистрации заявления и прилагаемых документов специалист территориального налогового органа, ответственный за прием документов, ставит на заявлении штамп своего учреждения с указанием даты регистрации и заверяет его своей подписью с расшифровкой фамилии, имени и отчества.
После регистрации заявления и прилагаемых к заявлению документов специалист территориального налогового органа, ответственный за прием документов, передает заявление и прилагаемые к заявлению документы в структурное подразделение, ответственное за предоставление государственной услуги.
Максимальный срок выполнения указанных административных действий не может превышать 1 рабочий день.
 
Рассмотрение заявления
Основанием для начала административной процедуры по рассмотрению заявления и прилагаемых документов для регистрации (перерегистрации, снятия с регистрации) ККТ является получение заявления и представленных документов специалистом структурного подразделения налогового органа, ответственным за предоставление госуслуги, от специалиста, ответственного за прием документов.
При рассмотрении заявления и прилагаемых к нему документов, представленных заявителем для регистрации (перерегистрации, снятия с регистрации) ККТ, проверяется соответствие сведений, указанных в заявлении, с информацией, которая содержится в прилагающихся к нему документах, а также с информацией, имеющейся в распоряжении налогового органа.
В случае, если заявителем представлен комплект необходимых документов, оформленных в неустановленном порядке, территориальный налоговый орган уведомляет об этом заявителя способом, подтверждающим получение уведомления не позднее дня, следующего за днем регистрации заявления и представленных документов.
Недостатки, выявленные в представленных заявителем документах, должны быть устранены не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего уведомления.
 
Осмотр ККТ
Если документы в полном порядке или выявленные недостатки устранены, то специалист налоговой, ответственный за предоставление госуслуги, согласовывает с заявителем время и место проведения осмотра контрольно-кассовой техники при регистрации (перерегистрации) ККТ.
Основанием для начала административной процедуры по осмотру ККТ является предоставление заявителем к месту проведения осмотра в согласованное с налоговым органом время контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации (перерегистрации).
Осмотр ККТ проводится специалистом налогового органа, ответственным за предоставление госуслуги, совместно со специалистом поставщика контрольно-кассовой техники или центра технического обслуживания (далее – ЦТО) в обязательном присутствии заявителя.
В случае, если заявителем предполагается применение ККТ в составе платежного терминала (банкомата), то специалисту налогового органа обеспечивается доступ к такой контрольно-кассовой технике для проведения осмотра.
При осмотре ККТ специалист налогового органа, в целях проверки соответствия контрольно-кассовой техники установленным законодательством требованиям осуществляет следующие действия:
а) обращает внимание на целостность корпуса;
б) проверяет наличие на корпусе контрольно-кассовой техники, марки-пломбы, знаков «Сервисное обслуживание», «Государственный реестр» и идентификационного знака, который содержит наименование модели ККТ и ее заводской номер (в отношении контрольно-кассовой техники, выпущенной после утверждения образца идентификационного знака).
В случае обнаружения неисправности ККТ, отсутствия марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля (знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»), налоговый орган не предоставляет государственную услугу.
При проведении осмотра ККТ специалист налогового органа проверяет документы, удостоверяющие право сотрудника поставщика или ЦТО на выполнение технического обслуживания и ремонта регистрируемой модели ККТ, а также проверяются заводские номера контрольно-кассовой техники.
При осмотре ККТ в составе платежного терминала (банкомата) специалист налогового органа проверяет заводской номер ККТ и платежного терминала (банкомата). После осмотра контрольно-кассовой техники в установленном порядке осуществляется опломбирование ККТ маркой-пломбой установленного образца, включение фискального режима ККТ (далее - фискализация), а также активация накопителя фискальной памяти.
В ходе фискализации ККТ специалистом налогового органа вводится пароль доступа к содержимому фискальной памяти контрольно-кассовой техники.
По завершении фискализации специалист налогового органа проводит проверку наличия на распечатанных ККТ кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах реквизитов, соответствующих техническим характеристикам и параметрам функционирования регистрируемой модели ККТ, а также на соответствие требованиям к кассовым чекам, установленным законодательством Российской Федерации. Для подтверждения факта эксплуатации ККТ в фискальном режиме отпечатывается чек на произвольную сумму, которая должна быть отражена в сменном и фискальном отчетах.
 
Регистрация ККТ
Основанием для начала административной процедуры по регистрации ККТ и одновременной выдаче заявителю карточки регистрации является завершение фискализации контрольно-кассовой техники.
Специалист налогового органа не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов выполняет следующие действия:
- вносит сведения о регистрации ККТ в книгу учета контрольно-кассовой техники, ведущуюся территориальным налоговым органом,
- делает отметки в паспорте ККТ и учетном талоне контрольно-кассовой техники, которые подписываются специалистом территориального налогового органа с указанием фамилии, имени и отчества, а также заверяются печатью этого ведомства.
После внесения сведений о регистрации ККТ в книгу учета и проставлении отметки в паспорте ККТ и учетном талоне контрольно-кассовой техники специалист налогового органа заполняет карточку регистрации и передает ее на подпись начальнику (заместителю начальника) налогового органа. Одновременно с регистрацией ККТ он выдает заявителю подписанную начальником (заместителем начальника) налогового органа и заверенную печатью этого ведомства карточку регистрации, возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению. А затем специалист налогового органа заверяет представленный заявителем журнал кассира-операциониста.
Результатом административной процедуры является регистрация ККТ и выдача заявителю паспорта ККТ и учетного талона.
Более подробно ознакомиться с описанными выше с административными процедурами, а также с порядком обжалования действий (бездействий) специалистов налоговых органов можно с помощью справочных правовых систем КонсультантПлюс, в которых размещен Приказ Минфина России от 29.06.2012 № 94н.
 
Е. ГУРОВА,
юрист.

Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 19 (249), октябрь 2012 г.

Дата публикации: 08.10.2012 г.
 
22.10.2012