(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Саморегулирование под присмотром
Не секрет, что не столь давняя отмена обязательного лицензирования отдельных видов деятельности стала вызывать определенное беспокойство у заинтересованных лиц. Действительно, как может осуществлять строительство объекта организация, не обладающая соответствующей квалификацией, подтвержденной лицензией? Но не все так просто. Ведь и лицензия не гарантирует соблюдение всех требований, предъявляемых к строительству.
Вместе с тем, многие организации, хоть и не должны больше получать лицензии на свою деятельность, однако обязаны стать членами соответствующей саморегулируемой организации. Напомним, что такого рода организации являются основанными на членстве и объединяют субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров, работ или услуг.
И в этой связи возникает вопрос о том, а каков же собственно предел ответственности таких организаций, кто осуществляет контроль и надзор за их деятельностью и в каком порядке? Ответ на подобные вопросы можно найти, обратившись к Постановлению Правительства РФ от 22.11.2012 N 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций» (далее - Положение).
 
Надзорных органов много
 
Итак, рассматриваемое Положение устанавливает порядок осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций. При этом, что любопытно, установлено, что подобного рода надзор осуществляется не каким-либо одним органов государственной власти, а сразу несколькими. Разумеется, полномочия в области контроля зависят от сферы деятельности, как надзорного органа, так и саморегулируемой организации.
В частности, правом на осуществление надзора наделены:
- Министерство финансов РФ (в отношении аудиторов);
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства);
- Министерство энергетики РФ (в области энергетического обследования);
Министерство сельского хозяйства РФ (в отношении ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов);
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (в отношении оценщиков и арбитражных управляющих);
- Федеральная служба по финансовым рынкам (в отношении кредитных потребительских кооперативов).
Предмет проверок определен
 
Что же касается непосредственного предмета проведения проверок, то им является соблюдение саморегулируемыми организациями требований, установленных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», а также специальных требований, предъявляемых профильным законодательством.
В частности, проверке могут быть подвергнуты:
1) Соответствие числа членов саморегулируемой организации числу указанных членов, предусмотренному обязательными требованиями;
2) Разработка и установление условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
3) Стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
4) Обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
5) Осуществление контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, а также применение мер дисциплинарного воздействия;
6) Обеспечение информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов, соблюдение стандартов раскрытия информации, а также способы получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;
7) Аттестация работников членов саморегулируемой организации или сертификации произведенных членами саморегулируемой организации товаров, работ и услуг;
8) Рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований, законодательства, а также условий членства в саморегулируемой организации;
9) Осуществление мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации;
10) Выполнение предписаний, выданных должностными лицами федеральных органов исполнительной власти.
 
Мероприятия в хронологии
 
Интересным является также вопрос о том, в каком же именно виде орган государственного контроля вправе осуществлять надзор за деятельностью саморегулируемых организаций. Рассматриваемое Положение вводит следующие виды мероприятий.
Во-первых, проводится рассмотрение, анализ и оценка информации, содержащейся в учредительных документах саморегулируемых организаций. Кроме того, проверяются все утвержденные стандарты, правила, и иные документы, принятые ее органами управления.
Во-вторых, проводится рассмотрение, анализ и оценка соблюдения саморегулируемой организацией обязательных требований о дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров, работ, услуг и иными лицами;
И, в-третьих, проводятся иные мероприятия, установленные специальными федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 
К вопросу о правах
 
Неизбежно также возникновение вопроса о том, какими же все-таки правами обладают сотрудники надзорных органов государственной власти при выполнении своих служебных функций в области контроля за деятельностью саморегулируемых организаций. Положение дает исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Так, должностные лица вправе:
1) Запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов информацию и документы по вопросам, связанным с предметом проверки;
2) Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать здания и помещения, используемые саморегулируемой организацией при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по государственному надзору;
3) Обращаться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по основаниям, предусмотренным федеральными законами;
4) Выносить решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;
5) Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения;
6) В случае необходимости привлекать к проведению проверок экспертов, не являющихся работниками органов государственного надзора, и (или) экспертные организации.
 
Детали ищем в регламентах
 
Нужно понимать, что рассмотренное Положение по своей сути является лишь основным документом, который определяет только самую общую схему взаимодействия саморегулируемой организации и надзорного органа государственной власти. Каких-либо конкретных сроков осуществления отдельных видов контроля, а также детальное описание самой процедуры оно не содержит. Да и не должно содержать, поскольку сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора должны быть определены в соответствующем административном регламенте.
Напомним, что поскольку государственных органов, наделенных правом осуществления государственного надзора за саморегулируемыми организациями несколько, то и единого регламента ждать не стоит. Просто каждый из контрольных органов либо утвердит свой регламент с учетом рассмотренного Положения, либо внесет необходимые изменения в уже утвержденный и действующий регламент.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 23 (253), декабрь 2012 г.

Дата публикации: 03.12.2012 г.

 

24.12.2012