(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Пересекая границу
В последнее время все больше российских граждан имеют возможность или необходимость покинуть территорию России для проведения отпуска или деловой встречи в ином государстве. Точно также, иностранные граждане все чаще прибывают на территорию России. Причем с самыми разными целями: кто по работе, а кто и просто в качестве туриста.
Но, как бы то ни было, каждому придется пройти процедуру пересечения государственной границы (не важно в какую сторону). И первое лицо, встречающее вас при въезде – сотрудник пограничного контроля. Соответственно, знание основных моментов пограничного контроля никогда не будет лишним. Особенно, учитывая, что Приморский край является одним из наиболее активных субъектов Федерации в плане частых поездок за пределы России.
Именно поэтому наше внимание привлек Приказ ФСБ России от 08.11.2012 N 562 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (далее - Регламент).
 
Контроль осуществляет ФСБ
 
Итак, рассматриваемый Регламент устанавливает сроки и последовательность действий по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу России. Непосредственное исполнение данной государственной функции осуществляется подразделениями пограничного контроля, которые, в свою очередь, входят в состав пограничных управлений (отделов) ФСБ России.
В качестве предмета пограничного контроля в пунктах пропуска называется признание законности пересечения государственной границы въезжающими лицами, либо разрешение на пересечение государственной границы лицами, выезжающими из России. Кроме того, в сферу предмета пограничного контроля также попадает осуществление действий по обнаружению и задержанию нарушителей правил пересечения государственной границы и выявление источников ионизирующего излучения.
 
Полномочия обозначены
 
Одним из основных вопросов, при осуществлении пограничного контроля, является вопрос о сфере полномочий должностных лиц ФСБ, осуществляющих этот самый контроль.
Регламент обозначает сферу полномочий достаточно четко. При исполнении государственной функции должностные лица в пределах компетенции имеют право:
1) Проверять необходимые документы у граждан, производить осмотр (досмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов;
2) Осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц,  в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима государственной границы, режима в пунктах пропуска, доставление таких лиц в расположение подразделений пограничного контроля пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения;
3) Приглашать лиц в подразделения пограничного контроля пограничных органов и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения государственной границы или иного нарушения режима в пунктах пропуска.
4) Делать в документах на право пересечения государственной границы соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы;
5)  Продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства (производится в тех местах, где отсутствуют представительства федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области иностранных дел);
6) Аннулировать российские визы иностранных граждан в установленном порядке;
7) Временно ограничивать или запрещать в пунктах пропуска движение лиц и транспортных средств;
8) Временно ограничивать производство различных работ в пунктах пропуска, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями;
9) Вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону;
10) Применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак;
11) Налагать штраф за незаконный провоз лиц через государственную границу.
 
Имеете право!
 
Еще одним немаловажным вопросом является вопрос о том, какие же корреспондирующие права возникают у лица, в отношении которого сотрудники ФСБ проводят мероприятия пограничного контроля. Рассматриваемый Регламент наделяет лиц, пересекающих государственную границу, следующими правами:
1) Давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету пограничного контроля, непосредственно присутствовать при проведении осмотра (досмотра) принадлежащих им транспортных средств, грузов, товаров и животных;
2) Получать от должностных лиц информацию, которая относится к предмету пограничного контроля и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;
3) Знакомиться с результатами осмотра (досмотра) принадлежащих им транспортных средств, грузов, товаров и животных и указывать в акте осмотра (досмотра) о своем ознакомлении с его результатами, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;
4) Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение их прав при осуществлении пограничного контроля, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
 
В пропуске может быть отказано
 
Вместе с тем зачастую могут возникнуть определенные обстоятельства, препятствующие пропуску лица через государственную границу. К числу таких обстоятельств Регламент относит:
1) Представление лицом недействительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из неё;
2) Представление лицом не всех документов, необходимых для въезда или выезда с территории РФ.
3) Нарушение правил пересечения государственной границы;
4) Выявление у лица источников ионизирующего излучения;
5) Иные основания, прямо указанные в Федеральном законе от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Ознакомиться с данным федеральным законом, а также с перечнем документов необходимых для предъявления при осуществлении пограничного контроля (в зависимости от того, к какой группе лиц вы относитесь: граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства), можно обратившись к справочной правовой системе КонсультантПлюс.
 
Административный порядок обжалования
 
Вполне естественно, что отказ в пропуске через государственную границу, да и вообще отказ в совершении пограничных мероприятий, можно обжаловать. Причем Регламент предусматривает не только судебный порядок обжалования, но и административный порядок. Так, в административном порядке может быть подана жалоба
1) На решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственную функцию в пунктах пропуска, - начальнику пограничного органа;
2) На решения и действия (бездействие), принятые (осуществленные) начальником пограничного органа, - первому заместителю директора - руководителю Пограничной службы ФСБ России;
3) На решения и действия (бездействие), принятые (осуществленные) первым заместителем директора - руководителем Пограничной службы ФСБ России, - директору ФСБ России.
При этом основанием для начала процедуры обжалования является обращение, направленное в адрес органа или должностного лица. Обращение направляется в виде жалобы в письменной форме на бумажном носителе. Хотя предусмотрена возможность подачи жалобы и в электронном виде. Причем направляется жалоба одним из нескольких предложенных регламентом способов по выбору лица: по почте, через многофункциональный центр, с использованием сети Интернет, официального сайта ФСБ России в сети Интернет, Единого портала, а также при личном приеме заявителя.
Обратите внимание, что рассматриваемый Регламент устанавливает срок для рассмотрения поступившей жалобы – тридцать дней с момента ее регистрации. Кроме того, в исключительных случаях срок может быть продлен еще на тридцать дней. При этом лицо, обратившееся с жалобой, должно быть об этом уведомлено.
По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, принимает одно из следующих решений:
1) Удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, а также в иных формах;
2) Отказывает в удовлетворении жалобы.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю.
 
Еще бы сроки сократить…
 
Таким образом, рассмотренный Регламент рекомендуется для ознакомления достаточно широкому кругу лиц. Ведь он дает ответы на основные вопросы построения отношений при проведении пограничных процедур между лицом, пересекающим границу Российской Федерации и сотрудниками органов ФСБ, осуществляющими пограничные процедуры.
Сам Регламент довольно подробно описывает наиболее часто встречающиеся ситуации, обозначает основные права и обязанности сторон пограничного контроля. Однако он почему-то не предусматривает возможность более оперативного реагирования при возникновении коллизионных ситуаций в каждом конкретном случае.
К примеру, если вам не было позволено пересечь границу России и вы обратились с жалобой, то рассматриваться она будет месяц. В лучшем случае. После чего, если ее признают обоснованной, отказ отменят и вам позволят пересечь границу. Но время будет уже безвозвратно упущено. Нужда в пересечении границы вообще может исчезнуть. Соответственно, возможны и финансовые потери. Но только кто и в каком порядке их будет возмещать? А ведь достаточно было бы оперативно рассмотреть конкретную ситуацию в момент ее возникновения компетентным лицом, и никаких потерь (временных и финансовых) вообще бы не возникло.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 4 (258), март 2013 г.
 
Дата публикации: 11.03.2013 г.
25.03.2013