(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Сведения о недвижимости получаем из ГКН
Наверняка, многие сталкивались с необходимостью выяснения сведений о том, кому и на каком праве принадлежит тот или иной объект недвижимости или земельный участок. Кроме того, рано или поздно у каждого возникает потребность в получении определенных сведений об объекте недвижимости. Хотя бы при его покупке или продаже. Причем абсолютно не имеет значение, представляете вы при этом интересы юридического лица, или же действуете от своего имени, как лицо физическое. Сведения все равно получать нужно.
Возникает закономерный вопрос о том, куда и в каком порядке для этого следует обратиться. Ответ на этот вопрос можно получить, изучив Приказ Минэкономразвития России от 07.11.2012 N 716 «Об утверждении Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости» (далее - Порядок).
 
Выбираем форму обращения
 
Итак, рассматриваемый Порядок определяет правила предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Причем сведения предоставляются посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, их содержащему.
В то же время следует иметь в виду, что Порядок не распространяет свое действие на предоставление сведений, относящихся к государственной тайне. Кроме того, предоставление сведений, содержащих персональные данные, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите данных.
Сам запрос о предоставлении сведений, представляется в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальные органы, а в случае наделения подведомственного ей государственного бюджетного учреждения соответствующими полномочиями, в указанное учреждение.
Заявителю принадлежит право выбора, каким образом направить соответствующий запрос:
1) В виде бумажного документа при личном обращении;
2) В виде бумажного документа путем его отправки по почте;
3) В электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте;
4) В электронной форме посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.
Обратите внимание, что для осуществления электронного документооборота потребуются соответствующие электронные ключи, которые следует получить заблаговременно.
 
Не забудьте указать вид доступа
 
Что же касается предоставления запроса лично на бумажном носителе, то, помимо предоставления его непосредственно в органы кадастра и картографии, имеется возможность предоставления его в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (разумеется, при его наличии).
Непосредственно в самом запросе на предоставление доступа к информации, должно быть указано, в каком виде ключи доступа должны быть предоставлены:
1) В виде бумажного документа, который заявитель получает в органе кадастрового учета при личном обращении;
2) В виде бумажного документа, который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством почтового отправления;
3) В виде бумажного документа, который заявитель получает в многофункциональном центре при личном обращении;
4) В виде электронного документа, размещенного на официальном сайте (в данном случае ссылка на ключ доступа направляется заявителю посредством электронной почты);
5) В виде электронного документа, направляемого заявителю посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.
Кстати, при представлении запроса путем личного обращения, заявитель должен представить документ, удостоверяющий личность. Соответственно, представитель заявителя, помимо подтверждения своей личности, предъявляет и документ, удостоверяющий его полномочия.
Обратите внимание на один нюанс. Если запрос представляется в электронной форме, доверенность должна быть представлена в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью лица, выдавшего доверенность. Сам же запрос может быть предоставлен в любой орган кадастрового учета, а также в многофункциональный центр.
 
Предоставление: платное и бесплатное
 
Наверняка, для всех вполне очевидно, что предоставлением только заявления, особенно в случае, когда предоставление сведений осуществляется бесплатно, дело не ограничивается. Потребуется, как минимум, доказать, что заявитель имеет право на безвозмездное получение информации. 
И действительно, рассматриваемый Порядок установил, что в случае, если заявитель рассчитывает получить сведения бесплатно, он должен приложить к запросу следующие документы:
1) Документ, подтверждающий право на безвозмездное получение сведений, либо копию такого документа, заверенная в установленном порядке;
2) Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если запрос представляется представителем заявителя).
Если запрос представляется в электронной форме, указанные документы должны быть представлены в электронной форме. Кстати, с перечнем лиц, обладающим правом на получение сведений на бесплатной основе, можно ознакомиться, обратившись к Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Если же заявитель не обладает правом на получение информации на безвозмездной основе, за ее получение придется заплатить. При этом, для осуществления оплаты заявителю предоставляется идентификационный номер платежа. Сама оплата должна быть осуществлена не позднее одного месяца со дня предоставления ключей доступа к информации.
После осуществления оплаты заявитель направляет в орган кадастрового учета платежный документ в электронной форме. При этом, днем осуществления оплаты считается:
1) День получения органом кадастрового учета платежного документа об оплате за предоставление сведений, внесенных в ГКН;
2) Рабочий день, следующий за днем перечисления денежных средств расчетной организацией, заключившей договор (соглашение) о приеме платежей.
Кстати, все бланки запросов предоставляются органом кадастрового учета в помещениях, в которых осуществляется прием заявителей при личном обращении. Формы бланков в электронной форме также размещаются на официальном сайте.
И еще одна немаловажная деталь. Все бланки предоставляются исключительно на безвозмездной основе.
 
Копии вам изготовят
 
Отдельно стоит оговорить порядок подачи документов на бумажном носителе при личном обращении, поскольку, зачастую, возникает вопрос о том, какие документы подаются принимающему специалисту, «навечно», а какие, после проверки, возвращаются заявителю.
Ответ на этот  вопрос мы также находим в Порядке. Так, если запрос представлен при личном обращении, заявителю выдаются (возвращаются):
1) Копия зарегистрированного запроса, заверенная подписью специалиста, принимающего запрос;
2) Оригинал документа, подтверждающего право заявителя на получение сведений, внесенных в ГКН, на безвозмездной основе (если такой документ представлен заявителем в подлиннике в качестве приложения к запросу), кроме случаев, когда такой документ подготовлен исключительно в целях представления в орган кадастрового учета и адресован такому органу;
3) Оригинал документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (если такой документ представлен заявителем в подлиннике в качестве приложения к запросу).
Если запрос представлен почтовым отправлением, указанные документы возвращаются заявителю одновременно с предоставлением ключей доступа или решением об отказе в предоставлении сведений.
Кстати, при возврате документов, специалист, принимающий запрос, самостоятельно изготавливает с оригиналов документов их копии, на которых проставляет отметку о соответствии копий документов их оригиналам и заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов.
 
Строго в пределах имеющихся сведений
 
Ну, и напоследок, давайте поговорим об объеме предоставления сведений об объекте недвижимости. Рассматриваемый Порядок прямо говорит о том, что предоставление сведений осуществляется в объеме, не превышающем объем сведений, содержащихся в Реестре объектов недвижимости и на публичных кадастровых картах.
При этом формирование сведений предоставляемых заявителю, осуществляется с использованием систем координат, применяемой для ведения государственного кадастра недвижимости. Сами же сведения предоставляются, по выбору заявителя:
1) В отношении объектов недвижимости, выбранных заявителем в специальном разделе;
2) В отношении всех объектов недвижимости в границах одного или нескольких кадастровых кварталов, выбранных заявителем в специальном разделе.
При «срочном» обращении, в целях предоставления сведений, не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления оплаты, орган кадастрового учета предоставляет заявителю возможность поиска объектов недвижимости, по следующим критериям:
1) Кадастровый номер, ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный), условный номер объекта недвижимости или часть одного из перечисленных номеров;
2) Адрес (местоположение) объекта недвижимости или его часть.
 
А за подробностями обращаемся к регламенту
 
Таким образом, рассмотренный Порядок достаточно подробно регламентирует основные вопросы, касающиеся организации предоставления информации об объекте недвижимости из государственного кадастра недвижимости.
Конечно, отдельные моменты, касающиеся непосредственной организации приема посетителей, следует искать во внутренних регламентирующих документах (к примеру «расчетное» время ожидания приема у специалиста при личном обращении или какая информация должна быть размещена на стендах для общего ознакомления). Также не совсем ясно требование к предъявляемым копиям документов: должны ли они быть заверены лично (для физического лица), подписью руководителя и печатью организации (для юридического лица) или же нотариусом (и если так, то для всех ли типов заявителей)?
Но и из изученного Порядка становится ясно, что интеграция различных способов предоставления информации по выбору заявителя проникает во все большие сферы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
К примеру, заявителю дается право выбора, в каком виде (бумажном, электронном) получить ключи доступа к информации или как направить запрос (лично, по почте, по электронной почте). Причем отдельно оговорена возможность подачи и получения сведений посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Однако, применительно к Приморскому краю, пользоваться услугами МФЦ в полном объеме (кстати, уже далеко не первый год) могут лишь жители Уссурийска. Для остальных городов и районов края такая возможность – дело будущего.
 
А. АНИКИН,
юрист,
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 5 (259), март 2013 г.
Дата публикации: 25.03.2013 г.
08.04.2013