(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Заветный список или мечта о собственном жилье
В последнее время во всех средствах массовой информации активно обсуждается тема форсированного развития жилищного строительства. Тем более что в реализацию данного приоритетного национального проекта включился Федеральный фонд содействия развития жилищного строительства (далее - Фонд). Естественно, Приморский край не остался в стороне. Ведь еще в конце прошлого года руководство Фонда проводило выездные совещания в крупных городах нашего края, где совместно с краевыми и муниципальными властями определялись участки для скорого комплексного жилищного строительства.
Но определить участки под строительство – это еще далеко не все. Необходима серьезная нормативная база для того, чтобы граждане смогли претендовать на уже построенное жилье. Ведь одной из целей такого строительства является снижение стоимости квадратного метра, что позволит возводить жилье экономического класса, доступного (разумеется, только в теории) для отдельных групп населения, которые в обычном порядке позволить себе приобрести недвижимость точно не смогут.
При этом на федеральном уровне оговаривалось, что непосредственное формирование списка таких граждан будет регулироваться законодательством субъектов Федерации. Именно в связи с этим, наше внимание привлек Закон Приморского края от 14.03.2013 N 173-КЗ «О правилах формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, и о порядке включения граждан в такие списки» (далее - Закон).
 
Жилье - только эконом-класса
 
Итак, рассматриваемый Закон устанавливает общие правила формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилых помещений в:
- многоквартирных жилых домах;
- домах индивидуального жилищного строительства.
При этом существует оговорка о том, что все эти дома должны соответствовать обязательному условию – относиться к экономическому классу.
Что же касается списка граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, то он формируется непосредственно органами местного самоуправления. Кстати, о том, кто именно и в каком порядке вправе претендовать на включение в данный перечень можно узнать, обратившись к справочной правовой системе КонсультантПлюс и ознакомившись с Постановлением Правительства РФ от 25.10.2012 N 1099 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса».
 
Какие полномочия у муниципалитета?
 
Поскольку непосредственные участки строительства, и, соответственно, построенные дома будут находиться на территории различных муниципальных образований, полезно будет определиться с тем, какие же все-таки полномочия существуют у органов местного самоуправления.
В соответствии с рассматриваемым Законом, органы местного самоуправления:
1) Осуществляют сбор сведений о гражданах, отнесенных к перечню, с целью определения возможности включения таких граждан в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса;
2) Ведут книгу регистрации, предоставляют выписки из такой книги;
3) Ведут муниципальный реестр, предоставляют выписки из него;
4) Непосредственно формируют списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, а также осуществляет подготовку изменений в такие списки (форма списка утверждается на уровне Правительства РФ);
5) Направляют в сведения о гражданах, включенных в список в Фонд.
 
Готовим документы заранее
 
Таким образом, для того, чтобы претендовать на включение в заветный список, гражданин должен обратиться в органы местного самоуправления. Обращение, естественно, носит заявительный характер.
Обратите внимание, что форма заявления утверждается администрацией Приморского края. При этом помимо заявления, придется собрать и приложить следующий пакет документов:
1) Копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи;
2) Копии документов, подтверждающих состав семьи (свидетельства о рождении, свидетельства о заключении (расторжении) брака, свидетельства об усыновлении (удочерении), судебного решения о признании членом семьи);
3) Справку органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у гражданина, членов его семьи;
4) Справку о наличии (отсутствии) занимаемых по договорам социального найма жилых помещений у гражданина, членов его семьи;
5) Копии документов, подтверждающих правовые основания пользования жилыми помещениями, и их подлинников для обозрения;
6) Доверенность, оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае обращения представителя гражданина).
Обратите также внимание на следующее обстоятельство. Помимо копий всех указанных документов, при себе нужно иметь их оригиналы. Оригиналы нужны для сличения  с ними ответственным специалистом представленных копий документов.
 
Возможен межведомственный обмен
 
Заявление может быть подано гражданином как лично, так и через своего представителя. Подача осуществляется в уполномоченный орган местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок Фонда для строительства жилья экономического класса.
Помимо подачи заявления и указанных выше документов, может потребоваться подать целый ряд дополнительных документов. Однако гражданин вправе не представлять дополнительные документы, если они находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, а также непосредственно в Фонде. В этом случае документы запрашиваются органом местного самоуправления самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.
Важной деталью является то, что в заявлении обязательно указывается согласие гражданина на обработку содержащихся в заявлении персональных данных.
 
Могут и отказать во включении в список
 
Заявителю (или его представителю) в день обращения выдается расписка в получении заявления и приложенных к нему документов (с обязательным указанием перечня таких документов). Все поступившие заявления регистрируются в книге регистрации в хронологическом порядке с обязательным указанием времени поступления заявления.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня принятия заявления принимает решение о включении гражданина в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, либо об отказе во включении в такой список.
В течение трех рабочих дней со дня принятия решения, орган местного самоуправления направляет гражданину письменное уведомление о принятом решении.
Обратите внимание, что рассматриваемый Закон ограничивает круг оснований, по которым орган местного самоуправления отказывает заявителю. В число таких оснований отнесены:
1) Гражданин не соответствует ни одной из категорий граждан, указанных в перечне, утвержденном Правительством РФ;
2) Отсутствуют предусмотренные перечнем основания для включения гражданина в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса;
3) Представлены недостоверные сведения о гражданине и (или) членах его семьи либо об основаниях включения в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.
Важным является то, что гражданин вправе повторно обратиться с заявлением в орган местного самоуправления после устранения оснований для отказа.
При изменении сведений, содержащихся в ранее представленных гражданином документах, гражданин в течение 15 календарных дней с даты изменения таких сведений, должен сообщить об этом в орган местного самоуправления.
 
Включение в порядке очереди
 
Не секрет, что в любом регионе России, и в Приморском крае в частности, количество лиц, которые бы желали попасть в «заветные списки» гораздо выше того числа, которое реально способен обеспечить малобюджетным жильем Фонд.
Поэтому в случае возникновения подобной ситуации, Закон предусматривает включение граждан в список в порядке следующей очередности:  
1) В первую очередь в список граждан, согласившихся приобрести жилье экономического класса, включаются граждане, зарегистрированные и проживающие по месту жительства в жилом помещении, которое в установленном порядке признано непригодным для проживания, либо в жилом помещении в многоквартирном доме, который в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
2) Во вторую очередь  в список включаются граждане, состоящие на учете в муниципальном образовании по месту подачи заявления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3) В третью очередь в список включаются граждане, имеющие трех и более детей, зарегистрированные на территории Приморского края;
4) В четвертую очередь в список включаются неуказанные выше граждане, включенные в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.
 
Вопросов все еще много
 
Итак, определенные «подвижки» в сфере реализации проектов массового строительства жилья экономического класса, как говорится, налицо. Особенно радует, что претендовать на него смогут слабозащищенные в финансовом плане граждане. Но вместе с тем, реализация проектов строительства малобюджетного жилья Фондом на территории Приморского края оставляет двойственное впечатление.
С одной стороны, уже имеется опыт комплексной застройки на территории Владивостока. Прошли аукционы, и начинается строительство в Уссурийске (впервые в России был применен так называемый «голландский» аукцион). В скором времени намечается строительство и в Находке.
Но с другой стороны, стоимость «бюджетного» жилья во Владивостоке ничуть не уступает элитному. Какова окажется итоговая стоимость квадратного метра в Уссурийске (после окончания защищенного условиями аукциона периода) тоже под большим вопросом. К тому же неясен вопрос о том, как же быть тем гражданам, которые проживают в населенных пунктах, в которых Фонд не планирует реализовывать свои проекты по комплексной застройке. Смогут ли такие граждане обратиться за включением их в список на территории крупных городов юга края? Ответ на данный вопрос все еще не ясен.
Кроме того, много вопросов возникает и непосредственно к самому Закону. К примеру, если гражданину требуется предоставить дополнительные документы, содержащиеся в ином органе государственной власти или местного самоуправления, Закон освобождает его от необходимости делать это. При этом говорится, что орган местного самоуправления просто делает межведомственный запрос. Но ведь мы прекрасно знаем, что далеко не между всеми органами государственной власти и местного самоуправления заключены договоры о межведомственном обмене. Соответственно, неясно как быть гражданину в данной ситуации. Ведь время, потраченное на ожидание ответа на запрос, ответ на который никогда не придет, может быть безвозвратно упущено.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 6 (260), апрель 2013 г.
Дата публикации: 08.04.2013 г.
22.04.2013