(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Бизнес под защитой
Опыт основных развитых стран мира показывает, что без устоявшейся рыночной экономики и самостоятельного товаропроизводства, без предпринимательской активности и нормальных условий для ее реализации не может идти речь о дальнейшем развитии, как гражданского общества, так и самого государства.
При этом, если говорить конкретно о Российской Федерации, то следует отметить, что годы советской власти не прошли бесследно. Российское предпринимательство, которое практически отсутствовало в годы Советского Союза, и по сей день, по меркам ведущих стран Запада и Азии, развито довольно слабо. И это не удивительно, учитывая отсутствие собственного практического опыта. Хаотичное заимствование различных аспектов ведения бизнесу по опыту других стран тоже ни приносит ничего хорошего. Особенно если учитывать, что государство также не особо привыкло давать слишком много воли бизнесмену.
В этой связи актуальным становится вопрос о необходимости приспособления и адаптации уже существующих рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. А это, в свою очередь, подразумевает наличие института защиты предпринимательской деятельности. Иными словами, нужен тот, кто обладает реальными полномочиями и кому можно пожаловаться, когда все становится совсем плохо.
Именно поэтому наше внимание привлек Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – Закон).
 
Основные требования к кандидату
 
Итак, прежде всего следует отметить, что Закон определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Кроме того, отмечается, что законом субъекта Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в конкретном субъекте России. Эта должность является государственной должностью субъекта Российской Федерации.
Что же касается Уполномоченного при Президенте, то он является государственным органом, наделенным всеми правами юридического лица, на который возлагается обязанность по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения их прав органами государственной власти и местного самоуправления.
Дабы исключить вероятность оказания давления на Уполномоченного и обеспечить его большую независимость при осуществлении полномочий, в Законе оговорено, что назначение его на должность производится лично Президентом РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества. Срок полномочий – пять лет. Также оговорено, что одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд. Кроме того, Уполномоченный должен быть гражданином Российской Федерации в возрасте, не моложе тридцати лет и иметь высшее образование. Правда, не оговорено, в какой именно области.
 
Есть ряд ограничений
 
Также, как и в случае с другими основными государственными и муниципальными должностями, Закон налагает ряд ограничений на действующего Уполномоченного при Президенте России.
Так, Уполномоченный не может быть:
1) Членом Совета Федерации;
2) Депутатом Государственной Думы;
3) Депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) Не может заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
В случае, если до своего назначения Уполномоченный уже осуществлял какой-либо из указанных видов деятельности, то на него накладывается обязанность прекратить деятельность, несовместимую с его статусом. Причем установлен конкретный срок - не позднее четырнадцати дней со дня назначения на должность.
Обратите также внимание на то, что в своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит. То есть Уполномоченный – лицо беспартийное.
 
О круге задач
 
Поскольку институт Уполномоченного в данном случае является новым для российской действительности, будет не безынтересно узнать, какие же все-таки непосредственные задачи ставятся Законом перед  самим Уполномоченным.
К числу таковых Закон относит:
1) Защиту прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории России при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе при реализации международных договоров;
2) Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
3) Содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов бизнеса;
4) Активное взаимодействие с предпринимательским сообществом;
5) Участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
 
Основания для отказа исчерпывающие
 
Каждый субъект предпринимательской деятельности, если он считает, что его права и законные интересы были нарушены, вправе обратиться за посреднической помощью в их защите к Уполномоченному. Причем как непосредственно к Уполномоченному при Президенте России, так и к Уполномоченному в своем субъекте федерации (при условии, что он там есть).
Уполномоченный принимает решение о принятии жалобы субъекта предпринимательской деятельности к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в течение десяти дней со дня ее поступления, о чем уведомляет заявителя в течение трех дней. В дальнейшем Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца.
Вместе с тем, Закон предусматривает ряд оснований, по которым Уполномоченный вправе отказать в принятии жалобы к рассмотрению:
1) Текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;
2) В жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;
3) Ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
 
Возможные меры реагирования
 
Закон четко определили круг обязанностей (они же - права) Уполномоченного, которыми тот обязан воспользоваться при осуществлении действий, направленных на защиту предпринимательской деятельности:
1) Разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) Передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (обратите внимание, что направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, Законом запрещается);
3) Направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;
4) Обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, и организаций;
5) Обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;
6) Обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7) Направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Естественно, право на выбор конкурентной меры реагирования принадлежит исключительно самому Уполномоченному.
 
Права уполномоченного
 
Немаловажным видится и вопрос о том, какими же все-таки, в соответствие с Законом правами будет обладать Уполномоченный. Ведь именно от этого будут зависеть его реальные возможности по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Так, в ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) Запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
2) Беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;
3) В целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам об отдельных категориях преступлений без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;
4) Принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;
5) Одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.
Обратите также внимание, что Закон наделяет Уполномоченного правом привлекать к рассмотрению жалобы экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении.
 
Ждем разъяснений
 
Таким образом, с 8 мая 2013 года в Российской Федерации появился новый институт, направленный на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Причем институт, обладающий реальными, и достаточно обширными полномочиями, максимально защищенный в своей деятельности от возможного влияния иных органов и должностных лиц - как на федеральном, так и на местном уровнях. Даже отчитывается Уполномоченный непосредственно перед Президентом России, который его и назначил (уполномоченные в субъектах федерации отчитываются перед Уполномоченным при Президенте РФ).
Поскольку рассмотренный Закон, помимо утверждения обязательной должности Уполномоченного при Президенте РФ дал возможность субъектам России принять собственные законы с целью введения на своей территории должности уполномоченного по субъекту, стоит ожидать, что в непосредственном будущем многие субъекты Федерации не преминут ею воспользоваться. В том числе и Приморский край.
Также очевидно, что Закон, помимо введения должности, обозначил лишь самые общие вопросы организации деятельности Уполномоченного. Более конкретных положений следует ожидать с появление подзаконных актов, таких как регламент работы. Именно из них мы узнаем, как и в какой форме нам следует обращаться за защитой своего нарушенного права, как субъекта предпринимательства.
 
А. АНИКИН,
юрист,
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 9 (263), май 2013 г.
Дата публикации: 20.05.2013 г.

 

03.06.2013