(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-семинары и видео-конференции Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Новые правила контроля за рыболовством
С целью исполнения Постановления Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Федеральная служба безопасности России разработала новый регламент по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. Он утвержден Приказом ФСБ  РФ № 675 от 25 декабря 2012 года и называется - Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов (далее – Регламент).
Регламент определяет порядок и последовательность действий пограничных органов по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ. А так же устанавливает меры по контролю за судами, осуществляющими рыболовство в отношении трансграничных и далеко мигрирующих видов рыб в открытом море, в соответствии с международными договорами и законодательством РФ.
Регламент существенно отличается от предыдущего и пока еще действующего (старый регламент был утвержден Приказом ФСБ  РФ от 11.01.2009 N 1). Новшества внесены в административные процедуры, права и обязанности сторон, а также досудебный порядок обжалования действий должностных лиц.
 
Должностные лица
 
Права должностных лиц
Первое изменение, которое обращает на себя внимание - это права и обязанности должностных лиц при осуществлении госконтроля.
Регламент дает право должностному лицу включать и эксплуатировать судовые приборы и механизмы, необходимые для обеспечения осмотра, конвоирования или безопасности осматриваемого судна в случаях, когда капитан или ответственные лица экипажа осматриваемого судна отказываются выполнять его законные требования. В действующем регламенте есть оговорка: данные действия производятся по решению должностного лица, осуществляющего осмотр.
Согласно новому Регламенту должностное лицо может применять оружие против нарушителей. Применение оружия возможно для отражения нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительный выстрел вверх.
 
Обязанности должностных лиц
В Регламенте отдельным пунктом прописаны обязанности должностного лица. В соответствии с Регламентом должностные лица обязаны:
   - перед началом исполнения государственной функции ознакомить с положениями Административного регламента лиц, осуществляющих рыболовство. (Данная обязанность возникает, если контролируемое лицо изъявит желание ознакомиться с Регламентом);
- не требовать от рыбаков, документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством и международными договорами Российской Федерации;
- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов контролируемых лиц;
- принимать все необходимые меры, чтобы гарантировать сохранность и целостность доказательств совершения противоправной деятельности;
- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании.
 
Лица, осуществляющие рыболовство
 
Права лиц, осуществляющих рыболовство
Наряду с новыми правами и обязанностями должностных лиц, стали четко регламентированы права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется контроль.
Лица, осуществляющие рыболовство имеют следующие права:
- непосредственно присутствовать при исполнении государственной функции, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного контроля;
- знакомиться с результатами исполнения контроля и делать в акте осмотра судна запись о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, допустивших нарушения в судебном порядке.
 
Обязанности лиц, осуществляющих рыболовство
Обращает на себя внимание и четкая регламентация обязанностей лиц, осуществляющих рыболовство. Так контролируемые лица обязаны:
- соблюдать правила рыболовства;
- не допускать нарушение среды обитания водных биологических ресурсов;
- обеспечивать беспрепятственный доступ на судно должностных лиц и содействовать их быстрой и безопасной посадке на судно и высадке с судна;
- обеспечивать оптимальные условия для работы должностных лиц;
- представлять беспрепятственно и бесплатно отчетные материалы о сроках, видах и районах добычи (вылова) водных биологических ресурсов, об уловах водных биологических ресурсов;
- вести промысловый журнал;
- иметь специальные опознавательные знаки;
- маркировать ставные орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов с обоих концов с указанием названия судна (для иностранного судна - страны судовладельца), номера разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и порядкового номера орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
- осуществлять погрузку, выгрузку, перегрузку уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции в присутствии должностных лиц.
 
Осмотр судов, используемых для осуществления рыболовства
 
Новшества появились и в правилах, регламентирующих процедуру осмотра судна. Так по новым правилам продолжительность осмотра судна не должна превышать 4 часа. Следует отметить, что ранее время осмотра никак не регламентировалось.   При особых обстоятельствах, связанных с размером судна или количеством уловов водных биологических ресурсов продолжительность осмотра судна по решению должностного лица может быть продлена до 20 часов. При продлении осмотра судна должностное лицо информирует лицо, осуществляющее рыболовство (капитана судна).
В случае обнаружения признаков административного правонарушения должностные лица остаются на судне на время, необходимое для оформления документов и обеспечения сохранности и целостности доказательств совершения правонарушения. А также на время, необходимое для доставления судна в ближайший порт РФ.
При осмотре судна проверке подлежат следующие документы:
- судовая роль и документы, удостоверяющие личность капитана судна, членов его экипажа и других лиц, находящихся на судне;
- документы, устанавливающие право собственности на судно и подтверждающие право на его использование;
- свидетельство о праве плавания под государственным флагом;
- подлинники разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
- промысловый, технологический, судовой и машинный журналы, копии судовых суточных донесений;
- квитанции и коносаменты на сданный (принятый) улов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, акты передачи и квитанции о получении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции;
- таможенные декларации с отметкой таможенных органов (в случае транспортировки уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции для доставки за пределы РФ);
- контракты (договоры) или иные предусмотренные законодательством РФ документы на доставку уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции в иностранные порты.
 
Административные процедуры по видам госконтроля
 
Регламент дополнен новыми главами с подробным описанием административных процедур по каждому виду контроля.
 
Контроль погрузки, перегрузки водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции на другие суда
 При осуществлении контроля погрузки, перегрузки должностными лицами проводятся следующие мероприятия:
- осмотр судов, осуществляющих погрузку, перегрузку водных биологических ресурсов;
- установление объемов погруженных, перегруженных водных биологических ресурсов.
По результатам контроля погрузки, перегрузки должностными лицами составляется акт регистрации объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции при перегрузке судном, который оформляется непосредственно после его завершения. Рекомендуемая форма акта приведена в приложении N 3 к Регламенту.
 
Контроль выгрузки водных биологических ресурсов в портах
 При осуществлении контроля выгрузки водных биологических ресурсов должностными лицами проводятся следующие мероприятия:
- осмотр судна, осуществляющего выгрузку водных биологических ресурсов;
- установление объемов выгруженных водных биологических ресурсов.
По результатам контроля выгрузки водных биологических ресурсов составляется акт, регистрации объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции при перегрузке судном. Рекомендуемая форма акта приведена в приложении N 4 к Регламенту.
 
Контроль прохождения судами контрольных пунктов
При осуществлении контроля прохождения судами контрольных пунктов (точек) должностными лицами проводятся следующие мероприятия:
- осмотр судов, осуществляющих прохождение контрольных пунктов (точек);
- установление объемов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, находящихся на судне.
По результатам контроля прохождения контрольных пунктов (точек) составляется акт регистрации объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции в контрольном пункте (точке). Рекомендуемая форма акта приведена в приложении N 5 к Регламенту.
 
Осмотр рыбопромысловых участков
Осмотр рыбопромыслового участка должностными лицами проводится в целях проверки соблюдения обязательных требований к рыболовству и документов, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
При осмотре рыбопромыслового участка подлежат проверке:
- документы, относящиеся к предмету государственного контроля;
- места добычи (вылова) водных биологических ресурсов, приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биологических ресурсов и производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, находящиеся на территориях указанных участков здания, помещения и сооружения;
- добытые (выловленные) водные биологические ресурсы и произведенная из них рыбная и иная продукция, их соответствие выданному разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и другим документам, подтверждающим законность их добычи (вылова);
- средства добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
О результатах осмотра рыбопромыслового участка, используемого для осуществления рыболовства, должностным лицом производится соответствующая запись в промысловом журнале, а также составляется акт осмотра рыбопромыслового участка, который оформляется непосредственно после его завершения. Рекомендуемая форма акта приведена в приложении N 6 к Регламенту.
 
Контроль погрузки, выгрузки, перегрузки добытых при осуществлении рыболовства водных биологических ресурсов
При осуществлении контроля проводятся следующие мероприятия:
- осмотр рыбопромысловых участков;
- установление объемов погруженных, выгруженных, перегруженных водных биологических ресурсов.
По результатам контроля составляется акт регистрации объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции на рыбопромысловом участке. Рекомендуемая форма акта приведена в приложении N 7 к Регламенту.
 
Досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц
 
Регламент дополнен главой 5, в которой подробно прописан досудебный порядок обжалования решений и действий должностных лиц.
Досудебный порядок осуществляется путем подачи жалобы.
 
Пишем жалобу
Жалоба составляется в свободной форме. Однако жалоба должна содержать обязательную информацию. А именно:
- наименование органа, исполняющего государственную функцию, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) должностных лиц органа, исполняющего государственную функцию;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц органа, исполняющего государственную функцию. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Необходимо отметить, что Регламент не содержит оснований для приостановления рассмотрения жалобы. Но, в документе приведен исчерпывающий перечень случаев, в которых ответ на жалобу не предоставляется. Ответ не предоставляется если:
а) не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
б) обжалуется судебное решение (по вопросу жалобы);
в) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
г) текст не поддается прочтению;
д) содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;
е) содержится вопрос, ответ на который не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
 
Отправляем жалобу.
Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
 
Сроки рассмотрения
Срок рассмотрения письменной жалобы не должен превышать тридцати дней с даты ее регистрации в пограничном органе, Пограничной службе ФСБ России или ФСБ России. В исключительных случаях уполномоченное должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив заявителя о продлении срока его рассмотрения.
В заключение хотелось бы отметить что, авторы Регламента достаточно подробно прописали административные процедуры, права и обязанности сторон, досудебный порядок обжалования действий должностных лиц при государственном контроле по охране биологических ресурсов. Облегчит ли новый Регламент работу пограничной службы и организаций, осуществляющих рыболовство, покажет время.
 
О. ТУРЬЯНСКАЯ.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 12 (266), июль 2013 г.
Дата публикации: 01.07.2013 г.
15.07.2013