(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Кадастровая оценка – как узнать?
Вопросы, касающиеся земельных и имущественных отношений, всегда были и будут актуальными. Причем актуальными не только для тех юридических лиц, которые в силу особенностей своего рода деятельности вынуждены сталкиваться с необходимостью приобретения или продажи в собственность или аренду недвижимых объектов и земельных наделов. Обычные физические лица – граждане – точно так же сталкиваются с проблемой получения сведений о том или ином земельном участке или объекте недвижимости.
Потребность в получении сведений об их государственной кадастровой оценке становится особо актуальной еще и в свете прямой зависимости размера того же земельного налога от его кадастровой стоимости. Соответственно, потребность в получении такого рода сведений периодически возникает (или же должна возникать) у очень большого круга лиц.
В связи с этим, наше внимание привлек новый Приказ Минэкономразвития России от 12.04.2013 N 190 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной услуги по предоставлению сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» (далее - Регламент).
 
Лицо заинтересованное
 
Итак, рассматриваемый Регламент определяет сроки и последовательность действий, которые придется совершить обратившемуся лицу, а также Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) при выдаче сведений, содержащихся в фонде данных государственной кадастровой оценки.
Конечно, сведения из фонда данных можно получить в электронном виде на основании запроса путем обращения к соответствующему разделу официального сайта Росреестра (можно также пройти через сайт Госуслуг). Однако зачастую возникает потребность получить официальный ответ на официальный запрос. То есть, нужно обратиться в соответствующее подразделение Росреестра.
Кстати, Регламент разграничивает категории обратившихся за сведениями лиц следующим образом:
1) Любое заинтересованное лицо (или просто «заявитель»);
2) Лицо, обратившееся на основании запроса исполнителей работ по определению кадастровой стоимости (именуется «заявителем-исполнителем»).
Обе эти категории лиц совместно именуются «заинтересованными лицами». 
 
Консультации бывают разнообразными
 
Интересной особенностью является то, что сведения о порядке предоставления информации из фонда данных можно получить путем консультации. Причем Регламентом предусмотрены весьма разнообразные формы консультирования, к числу которых отнесены:
1) Индивидуальное консультирование лично;
2) Индивидуальное консультирование по почте (электронной почте);
3) Индивидуальное консультирование по телефону;
4) Публичное письменное консультирование;
5) Публичное устное консультирование.
Конечно, наиболее интересными и привычными для нас формами получения консультаций являются индивидуальные консультации во всех их вариантах. Ведь именно они позволяют получить информацию с максимальным учетом конкретных особенностей. 
 
Соблюдаем рамки
 
Важно помнить, что Регламент устанавливает достаточно четкие рамки, в которые специалисты Росреестра должны укладываться при проведении таких консультаций. К примеру, время ожидания при индивидуальном консультировании лично не может превышать пятнадцати минут. Само же индивидуальное консультирование не может превышать десяти минут.
Конечно, зачастую возникают обстоятельства, препятствующие выдачи ответа на поставленные при консультировании вопросы в течение столь ограниченного времени. В связи с этим, в случае, если для подготовки ответа требуется продолжительное время, должностное лицо, осуществляющее индивидуальное консультирование лично, предлагает заинтересованным лицам обратиться за необходимой информацией в письменном виде либо назначает другое удобное для них время.
Ответы на обращения заинтересованных лиц, поступившие по почте (не важно, в бумажном виде или электронном) направляются заинтересованным лицам по обратным, указанным ими при направлении обращения, адресам.
Обратите также внимание, что ответ на телефонный звонок всегда должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонило заинтересованное лицо, фамилии, имени, отчестве и должности должностного лица, осуществляющего индивидуальное консультирование по телефону. Само же время разговора ограничено десятью минутами.
При этом ответивший специалист не располагающий нужными сведениями вовсе не обязан соединять позвонившее заинтересованное лицо с иным специалистом. Максимум что от него требуется – проинформировать о том, куда нужно звонить по поставленному вопросу.
 
Форма обращения унифицирована
 
Сама государственная услуга по предоставлению сведений из фонда данных оказывается на основании поступившего запроса заинтересованного лица в Росреестр. Форма запроса является унифицированной.
Ознакомится с ней можно изучив Приложение № 1 к рассматриваемому Регламенту, размещенному в справочной правовой системе КонсультнтПлюс.
Сам запрос по установленной форме представляется путем обращения к разделу фонда данных на официальном сайте (в целях получения свободного доступа к сведениям, содержащимся в этом фонде), либо если требуется получить отчет об оценке, одним из следующих способов:
1) При непосредственном (личном) обращении в экспедицию Росреестра;
2) Путем отправки почтовым отправлением;
3) Путем отправки на электронную почту;
4) В виде сформированного электронного документа (электронной заявки) через официальный сайт или Единый портал государственных услуг.
Для получения отчетов об оценке к запросу заявитель-исполнитель может по собственной инициативе приложить копию договора на проведение оценки (определение кадастровой стоимости). Каких-либо иных документов, кроме формы запроса, прикладывать не требуется.
 
И это важно!
 
Еще на этапе планирования обращения в Росреестр за получением сведений из фонда данных, важно обратить внимание на следующие нюансы:
1) Для получения государственной услуги предоставление документов, находящихся в распоряжении других государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций, не требуется;
2) Основания для отказа в приеме документов не предусмотрено;
3) Оснований для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации  не предусмотрено.
4) Оснований для отказа в предоставлении государственной услуги также не предусмотрено;
5) Сама государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.
 
А сроки выдержим?
 
Итак, рассмотренный Регламент урегулировал основные моменты процедуры получения (и выдачи) сведений из фонда данных, касающиеся государственной кадастровой оценки. При этом, не смотря на казалось бы стандартные во многом требования, выполнимость некоторых из них находится под большим сомнением.
Так, Регламент устанавливает, что время ожидания в очереди для подачи документов в экспедицию Росреестра и при получении результата предоставления государственной услуги не может превышать пятнадцати минут. В реальности же, срок гораздо более длительный.
Также не совсем ясно, будет ли выдерживаться максимальный (в соответствии с Регламентом) срок для выполнения всех административных процедур. То есть срок от момента регистрации обращения и до выдачи носителя с результатом услуги и сопроводительного письма к нему. Ведь срок от двух до пяти рабочих дней (в зависимости от категории заинтересованного лица) на фоне тех сроков, которые обычно требуются Росреестру для совершения каких-либо действий, кажется несколько неправдоподобным.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 13 (267), июль 2013 г.
 
Дата публикации: 15.07.2013 г.
29.07.2013