(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Рыбу ловим на участке
К сожалению, когда заходит речь об экспорте из Российской Федерации, первое что приходит на ум – это природные ресурсы. Поставки каких-либо иных продуктов обрабатывающей (и тем более высокотехнологичной) промышленности на их фоне крайне незначительны. Это касается как всей России в целом, так и отдельных ее регионов. Приморский край исключением не является.
Впрочем, когда речь заходит о Приморье, нужно иметь ввиду, что отличительной чертой края является наличие как большой территории, занятой лесами, так и наличие морских ресурсов. Соответственно, рыбная ловля, как один из видов добычи морского биологического сырья, носит довольно развитый характер. Но нужно понимать, что Приморье, как часть Российской Федерации, помимо внутреннего административного деления на районы, еще и является приграничным регионом. Япония, Китай, Корея также имеют выход к морю и точно также осуществляют рыбную ловлю в промышленных масштабах.
Вот почему имеет такое большое значение установление точных границ рыбопромысловых участков на территории Российской Федерации. В связи с этим, наше внимание привлек новый Приказ Минсельхоза России от 22.03.2013 N 143 «Об утверждении Порядка определения границ рыбопромысловых участков» (далее - Порядок).
 
Действует. Но не везде!
 
Итак, рассматриваемый Порядок устанавливает процедуру определения границ рыбопромысловых участков. При этом, такие участки включают в себя акваторию внутренних вод и территориального моря Российской Федерации.
Сам рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства. Однако следует иметь ввиду, что Порядок не распространяет свое действие на:
1) Пруды и обводненные карьеры, находящиеся в собственности физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2) Внутренние морские воды России (в пресноводных водных объектах);
3) Прибрежное и товарное рыбоводство;
4) Рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
5) Любительское и спортивное рыболовство.
Границы рыбопромыслового участка устанавливаются в пределах акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части. При этом непосредственное определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Федерации.
Важным обстоятельством является и то, что при определении границ исполнительная власть обязана учитывать мнение и предложения граждан, общественных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований, а также заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
 
Все мнения учитываются
 
Как уже говорилось выше, ответственность за определение границ несет исполнительная власть субъекта федерации. Остается открытым вопрос о том, какой же конкретно орган занимается непосредственной разработкой и утверждением границ рыбопромысловых участков? В Порядке сказано, что исполнительная власть субъекта для определения границ формирует специальную комиссию.
В состав этой комиссии должны быть включены представители:
1) Федеральных органов исполнительной власти (из числа представителей территориальных подразделений в субъекте);
2) Органов исполнительной власти соответствующего субъекта России;
3) Муниципальных образований субъекта;
4) Общественных объединений;
5) Объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и научных организаций.
Порядок деятельности указанной комиссии должен быть определен исполнительной властью субъекта Федерации.
 
Точек не может быть меньше трех
 
Теперь давайте поговорим о том, каким же именно образом Порядок предлагает определять эти самые границы участков.
На самом деле, все довольно просто. Порядок определил, что границы будут устанавливаться по точкам, описываемым в географических координатах (разумеется, с указанием системы используемых координат). Обратите внимание, что точек может быть сколько угодно, но не менее трех.
Кроме того, три определяющие точки не могут располагаться на одной прямой. И еще одной важной особенностью является привязка границ рыбопромыслового участка к границам муниципального образования, на котором такой участок расположен. Иными словами, границы рыбопромыслового участка не должны выходить за границы муниципального образования, в котором формируется рыбопромысловый участок.
Порядок устанавливает отдельные случаи, когда не требуется указывать географические координаты при формировании участка.
Так, указание географических координат не требуется:
1) Если границы участка включают в себя всю акваторию водного объекта рыбохозяйственного значения (границы устанавливаются в виде географического названия конкретного водного объекта рыбохозяйственного значения);
2) Если границы речного рыбопромыслового участка определяются в расстояниях (метрах) от устья к верховью реки в пределах русла с учетом географического рельефа местности.
Кроме того, при определении границ рыбопромыслового участка не допускается полное или частичное наложение границ одного рыбопромыслового участка на границы другого, а также нахождение границ одного участка в пределах границ другого.
 
О береговой линии
 
Еще одним важным вопросом является вопрос о том, каким же все-таки способом определить границы рыбопромыслового участка по береговой линии. Ведь береговая линия, зачастую, понятие нестабильное и изменчивое. На отдельных участках колебания в зависимости от сезона или времени дня могут составлять до нескольких десятков метров.
Для определения координат береговой линии водного объекта, на котором формируется рыбопромысловый участок, Порядок вводит следующие правила их определения:
1) По среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (для рек, ручьев, каналов, озер, обводненных карьеров);
2) По нормальному подпорному уровню воды (для прудов, водохранилищ);
3) По границе залежи торфа на нулевой глубине (для болот);
4) По постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального прилива (для внутренних вод).
 
Ждем регламент?
 
Таким образом, рассмотренный Порядок устанавливает основные общие правила, опираясь на которые уполномоченный на то орган будет определять границы рыбопромысловых участков на территории муниципальных образований (поскольку привязка идет к ним) субъекта Российской Федерации.
Однако, даже в самом Порядке прямо указывается на необходимость формирования специальной комиссии и порядка ее функционирования. Возможно в виде отдельного регламента. Именно эти нормативные акты будут определять пошаговые действия комиссии и обратившихся к ней заинтересованных лиц (мнение которых должно быть учтено), а также сроков выполнения тех или иных действий.
Подготавливаемые по результатам определения границ материалы (список участков с границами, географическая карта и протокол комиссии) также будут подготавливаться в соответствии с требованиями будущих нормативных актов субъекта федерации.
 
А. АНИКИН,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 15 (269), августа 2013 г.
 
Дата публикации: 12.08.2013 г.
26.08.2013