(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Защита от нежелательных смс-сообщений
Сегодня очень многие граждане постоянно сталкиваются с смс-сообщениями рекламного характера. Они приходят в любое время суток, отвлекают, а порой и раздражают нас. Как же с этим бороться?
Для начала все-таки необходимо попытаться решить проблему с мобильным оператором. Для этого необходимо написать заявление о запрете смс рассылок рекламного характера на свой номер телефона.  
Однако необходимо учитывать, что далеко не все смс-рассылки являются рекламой. Пленум ФАС в своем Постановлении от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает критериям понятия «реклама», однако обязательна к размещению в силу закона или в силу обычая делового оборота.
Соответственно, не относиться к рекламе СМС-сообщения, содержащие сведения о «стандартных» услугах мобильного оператора в рамках заключенного договора:
- об изменении стоимости услуг;
- о бесплатных сервисных услугах (например, «Вам звонили», «Узнать баланс»);
- о нахождении абонента в роуминге (в том числе о пересечении абонентом границы и возможном изменении в порядке списания денежных средств);
- об изменении порядка оплаты услуг.
Если всё-таки вас донимают смс-сообщения рекламного характера, не связанные с услугами сотового оператора, то необходимо написать жалобу в антимонопольный орган. Федеральная антимонопольная служба (далее -  ФАС) в своем Письме от 31.10.2013 N АК/43077/13 «О рекламе посредством СМС-сообщений» разъяснила, как правильно оформить жалобу.
Антимонопольному органу необходимо иметь достаточные доказательства для привлечения нарушителей к административной ответственности. К таким доказательствам относятся:
- заявление абонента о получении им рекламы (с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама),
- изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия СМС-сообщения и т.п.),
- подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения),
-информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы, сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган не может самостоятельно получить информацию о поступлении абоненту СМС-сообщения и изображение такого сообщения, а также об отсутствии согласия абонента на его получение. Но сведения, подтверждающие факт поступления рекламы абоненту (детализацию услуг связи от оператора, содержащую указание на факт соответствующего соединения), а также сведения о лице, распространившем указанную рекламу, ФАС вправе установить самостоятельно, запросив сведения у соответствующих лиц.
При этом антимонопольному органу необходимо получить согласие гражданина на получение сведений от оператора связи, о факте поступления нежелательного СМС-сообщения и о лице, его направившем. ФАС, кстати, приводит текст этого согласия:  «Я, ФИО, серия и номер паспорта, даю согласие на получение ФАС России информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на абонентский номер телефона».
Необходимо учесть, что в случае отсутствия в приложении к заявлению гражданина ниже перечисленных документов антимонопольный орган будет лишен возможности направить соответствующий запрос сотовому оператору. А именно:
- детализации от оператора связи об оказанных услугах; 
- согласия гражданина на получение информации, о его телефонных соединениях;
- фотографии поступившего СМС-сообщения с нежелательной рекламой.
В связи, с этим в ответ на такое заявление гражданину будет дано разъяснение о порядке подачи в антимонопольный орган заявления о признаках нарушения статьи 18 Федерального закона «О рекламе».
Также ФАС России информирует, что в настоящее время разработана программа-приложение для мобильных телефонов, работающих на программе Android. Программа  позволяет гражданам при получении нежелательного СМС-сообщения с рекламой автоматически отправлять заявление о данном факте в ФАС (программа РосСпам). При этом к такому заявлению в автоматическом режиме присоединяется изображение СМС-сообщения, а также фотография (скан-копия) согласия гражданина на получение информации, о его телефонных соединениях. В указанном заявлении также содержится почтовый адрес гражданина, а также информация об операторе связи, оказывающем гражданину услуги связи.
Получается, чем активнее мы будем реагировать на незаконную СМС-рассылку, привлекая антимонопольный орган к соответствующим проверкам, тем меньше «нежелательных» СМС-сообщений будет приходить на наши телефоны.
 
О. ТУРЬЯНСКАЯ,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 23 (277), декабрь 2013 г.
 
Дата публикации: 02.12.2013 г.
23.12.2013