(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Ниже нижнего назначить можно!
Как известно, при назначении административного наказания судьи должны учитывать характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение нарушителя, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Данные оценки позволяют суду назначить наказание в виде штрафа в пределах статьи, по которой привлекается лицо. Соответственно в большую или меньшую сторону. Однако, к сожалению, в рамках административного процесса суды не вправе назначать штраф ниже минимального предела санкции статьи.
Ситуацию изменил Конституционный суд России. В своем постановлении от 25.02.2014 N 4-П  он признал не соответствующими Конституции РФ положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц.
Поводом для такого решения стала жалоба, с которой обратились в Конституционный суд РФ 9 организаций. Данные компании были признаны виновными в совершении административных правонарушений, штраф за которые составляет от 100 тысяч рублей до 1 млн. рублей. Конечно же, такие суммы не могли не сказаться на финансовом положении компаний. Все попытки оспорить решения в связи с несоразмерностью наказания не увенчались успехом для данных организаций.
Необходимо отметить, что правонарушения, о которых идет речь не являются общественно опасными. Заявители жалобы были признаны виновными за такие правонарушения как:
- пользование недрами без лицензии (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ)
- нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ)
- нарушение изготовителем, продавцом требований технических регламентов (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ)
- нераскрытие или нарушения представления раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ)
- нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ)
- непредставление или нарушение порядка, сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление недостоверной или не в полном объеме информации (ст. 19.7.3 КоАП РФ).
Конституционный суд России, рассмотрев все доказательства и доводы по делу, вынес следующее решение. Размер административного штрафа, предусмотренный указанными и иными статьями КоАП, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме 100 тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела.
Данное постановление Конституционного суда от 25.02.2014 N 4-П затрагивает не только организации – заявителей жалобы, но и вообще все случаи наложения несоразмерных штрафов.
В своем постановлении Конституционный суд  РФ указал, что административное наказание должно быть сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя и наступившими последствиями. А также отметил, о необходимости надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Для регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий юридических лиц. В противном случае, как указал Конституционный Суд в постановлении от 17 .01. 2013 N 1-П, нельзя исключить превращения административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции РФ и противоречит общеправовому принципу справедливости.
Стоит отметить, что Конституционный Суд полагает, что принятие решения о назначении штрафа ниже низшего предела, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание было назначено иным компетентным органом или должностным лицом, суд, по заявлению юридического лица, также может снизить размер ранее назначенного административного штрафа.
К сожалению, постановление от 25.02.2014 N 4-П не распространяется на не вступившие к моменту провозглашения постановления в силу или вступившие в законную силу, но не исполненные или исполненные частично судебные акты.
В заключение необходимо отметить, что в практике арбитражных судов уже поднимались вопросы о возможности назначения наказания ниже минимального предела, установленного в КоАП РФ, при наличии каких-либо смягчающих обстоятельств. Примером может служить дело одной из организации – заявителей, подавших жалобу в Конституционный суд. ООО «Волмет» было оштрафовано за нарушения требований промышленной безопасности. Арбитражный суд Тверской области, куда ООО «Волмет» обратилось с заявлением об оспаривании указанного решения, посчитал назначенное ему наказание чрезмерным и, руководствуясь постановлением Конституционного Суда от 17.01. 2013 года N 1-П, уменьшил размер административного штрафа до двадцати тысяч рублей.
Однако, четырнадцатый арбитражный апелляционный суд решение отменил, указав, что санкция части 1 статьи 9.1 КоАП РФ не допускает назначения административного штрафа ниже предусмотренного ею для юридических лиц минимального размера в двести тысяч рублей и что постановление от 17 января 2013 года N 1-П распространяется только на случаи применения административного наказания предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Остается надеяться, что универсальное решение Конституционного Суда смягчит бремя оштрафованных организаций и позволит не довести до сложного экономического положения представителей малого предпринимательства.
 
О. ТУРЬЯНСКАЯ,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 04 (282), март 2014 г.
 
Дата публикации: 11.03.2014 г.
24.03.2014