(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Распространенные нарушения антимонопольного законодательства во II полугодии 2017 года
В. САМСОНОВА, начальник отдела контроля органов власти Приморского УФАС России.
Публичные обсуждения Приморского УФАС России традиционно собрали большое количество слушателей. В конце декабря минувшего года они прошли уже в третий раз. Многие из гостей мероприятия, заранее направили свои вопросы на сайт Приморского Управления ФАС для того, чтобы получить квалифицированные ответы еще на стадии подготовки данных обсуждений.
В первую очередь собравшихся интересовали такие вопросы, как законность указания товарных знаков при составлении документации, размещение рекламы на автотранспортных средствах, передача земель без торгов и многое другое.
О том, какие нарушениями антимонопольного законодательства выявила служба Управления во II полугодии 2017 года на практике, рассказала начальник отдела контроля органов власти Приморского УФАС России Вера Михайловна САМСОНОВА.

Справка: Отдел контроля органов власти Приморского УФАС напрямую работает с государственными органами власти Приморского края и с органами местного самоуправления, а также с организациями, которые наделены функциями органов власти. Отдел занимается контролем соблюдения органами власти антимонопольного законодательства, а именно - соблюдением Закона «О защите конкуренции». Это касается статей 15, 16, 17.1.
Изначально функцию за соблюдением антимонопольных правил выполнял отдел торгов, но в связи с тем, что отдел контроля органов власти чаще сталкивается с подобными вопросами на практике, эти обязанности перешли к нему.
 
Нарушения в сфере землепользования
 
С 1 марта 2015 года изменен порядок предоставления земельных участков. Сейчас они могут быть предоставлены только по результатам заключения аукционов, рассказывает спикер. Кроме того, изменилась позиция высшей судебной инстанции - Верховного суда Российской Федерации - относительно возможности продления срока действия договоров аренды. Это касается не только о земельных участков, но и недвижимого имущества.
В частности, представитель УФАС приводит следующий пример. Один из органов местного самоуправления (Приморский край) с 25 по 28 февраля в оперативном порядке принял 80 постановлений, издал 80 приказов об утверждении схем расположения земельных участков и подтверждение акта о предварительном согласовании, в отношении земельных участков предоставляемых для целей, связанных со строительством.
При этом был нарушен порядок, которым предусмотрено, что до того, как принимается соответствующее постановление, - утверждаются схемы, либо акты, соответствующему хозяйственному субъекту, - обязательно должна быть размещена соответствующая информация, и для реагирования должен быть установлен месячный срок.
Только по истечении месяца, если не поступают иные заявки, орган местного самоуправления может утвердить для конкретного хозяйственного субъекта схему расположения земельного участка и утвердить акт выбора земельного участка.
Таким образом, стараясь успеть до 1-го марта, за три дня были утверждены соответствующие документы. Договоры с хозяйствующими субъектами были заключены без предварительной проверки публикации. В связи с этим нарушением Федеральная антимонопольная служба была вынуждена, в соответствии с законом, выдать департаменту предупреждение об изъятии всех 80 земельных участков.
Департамент посчитал, что если постановление о продлении срока действия договора заканчивается после 1-го марта, то его можно продлить без проведения аукциона. И продлевает его, а это – не верно.
- На сегодняшний день судебные инстанции подтвердили правильность обозначенной позиции ФАС, и теперь эти земельные участки, предоставленные для автостоянки, подлежат возврату, - рассказывает В. Самсонова.
Кроме того, докладчик обратил внимание на следующий важный момент. Изменилась позиция, которая была отражена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда № 73, где говорилось, что на неопределенный срок может быть продлен договор аренды недвижимого имущества, если договор был заключен до того, как была введена норма, предусматривающая проведение соответствующих торгов-аукционов.
В определении от 12 сентября 2017 года Верховный суд изменил эту позицию. Новая позиция заключается в следующем. Если на момент окончания срока действия договора действует закон, который предусматривает проведение аукциона для заключения договора аренды, то такой договор не может быть продлен на неопределенный срок. Эта позиция содержится в Постановлении Верховного суда № 306-17-4881.
 
Наделение хозяйствующих субъектов функциями органов власти
 
В процессе контроля антимонопольным органом были также выявлены нарушения, которые выражаются в наделении хозяйствующих субъектов функциями органов власти, что запрещено частью 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
По мнению спикера, представители органов власти часто полагают, что, если соответствующими законами (184-ФЗ, 131-ФЗ) им предоставлено право создавать учреждения и предприятия для реализации соответствующих полномочий, то они вправе произвольно, по своему усмотрению, создавать для выполнения той или иной функции учреждения, либо наделять соответствующие учреждения и муниципальные, унитарные предприятия функциями органов власти.
Представитель антимонопольного ведомства отметила, что эта позиция ошибочна. Правовое положение каждого учреждения - бюджетного, казенного, автономного или унитарного определено соответствующими нормативными актами. И наделять их функциями органов власти, в соответствии с бюджетными кодексами, может только казенное учреждение.
 
Нарушения в сфере оказания ритуальных услуг
 
Начальник отдела контроля органов власти Приморского УФАС России Самсонова Вера Михайловна обратила внимание на следующие моменты в данной сфере деятельности.
Законом о погребении предусмотрено право органов местного самоуправления создавать специализированные службы. И они, создав специализированную службу, ошибочно полагают, что ее можно наделить функцией по ведению дел на кладбищах. Это включает в себя регистрационную работу, предоставление участков под захоронение и так далее. То есть, все, что относится к функциям органов власти.
При этом не учитывается, что специализированные службы создаются специально для предоставления гарантированного перечня всех этих ритуальных услуг на безвозмездной основе за счет дальнейшей компенсации и средств соответствующих бюджетов. Только для этого.
Сейчас позиция немного меняется. Она основана на правоприменительной практике, на судебных актах, в которых судебные органы - арбитражные суды - не поддерживают позицию Федеральной антимонопольной службы, согласно которой органы местного самоуправления могут не только создавать эти специализированные службы для предоставления гарантированного перечня, но и могут производить их отбор на конкурсной основе. Их позиция в том, что не могут специализированные службы отбираться по результатам конкурса.
Кроме того, отбирая по результатам конкурса эти специализированные службы, они также наделяется полномочиями по выполнению работ по содержанию общественных кладбищ. Это - ошибочная позиция и нарушает Федеральный закон 44-ФЗ.
Содержание функций по содержанию мест захоронения общественных кладбищ — это муниципальная нужда, считают оппоненты УФАС. Соответственно, закупка таких работ должна осуществляться по 44-му закону.
Основываясь на этом, в ответ на обращения граждан были выданы предупреждения о прекращении выполнения функция хозяйствующим субъектом функций по ведению дел на кладбище, либо эти функции могут выполнять или соответствующие казённые учреждения, или соответствующая структура органов власти, а именно выдавать разрешения на захоронения, отводить земельные участки и вести регистрационно-учётную работу.
 
Нарушения, связанные с передачей объектов теплоснабжения без проведения конкурсов
 
Федеральной антимонопольной службой в процессе работы также были выявлены нарушения, связанные с передачей объектов теплоснабжения без проведения конкурсов, в соответствии с законом о концессионных соглашениях, в тех случаях, когда срок эксплуатации этих объектов - более пяти лет.
Статья 37 закона о концессионных соглашениях указывает случаи, в которых могут быть опубликованы результаты без проведения конкурса. Это те случаи, когда договор аренды объектов теплоснабжения был заключен до 2010 года, и этот договор предусматривал инвестиционные обязательства, то есть, обязательства по реконструкции, либо по созданию этих объектов теплоснабжения.
Кроме того, передача объектов теплоснабжения может быть проведена и без конкурсов в тех случаях, когда хозяйствующий субъект выходит с инициативой по заключению концессионного соглашения и предоставляет проект. В этом случае орган местного самоуправления, либо государственный орган, который распоряжается соответствующими объектами, то есть, в собственности которого находятся эти соответствующие объекты, публикует соответствующие информационные сообщения.
Если в течение сорока пяти дней иных заявок не поступило, то заключается концессионное соглашение на тех условиях, которые предлагаются инициатору. В случае поступления иной заявки орган местного самоуправления, либо собственник этого имущества, должен провести соответствующий конкурс в порядке, предусмотренном законом о концессионных соглашениях.
 
Нарушения в сфере пассажирских перевозок
 
Кроме того, отделом контроля органов власти Приморского УФАС были выявлены случаи нарушения в сфере пассажирских перевозок.
11 января 2016 года был принят и вступил в силу Федеральный закон № 220-ФЗ, который сейчас на федеральном уровне по-новому регулирует сферу пассажирских перевозок и, соответственно, ответственность перевозчика по их осуществлению.
Сложилась такая ситуация, что в ряде муниципальных образований конкурсы на проведение отбора этих перевозчиков не проводились. Просто выдавались паспорта маршрутов, без конкурсов, и это - несмотря на то, что органами местного самоуправления были приняты соответствующие нормативные акты, которые предусматривали в обязательном порядке заключение договоров на перевозку в соответствии с результатами конкурса.
По соответствующим обращениям в судебном порядке, например, на территории Михайловского района прекратили действия таких свидетельств, которые были выданы на пять лет. При этом представитель ведомства обратил внимание на следующий момент. Закон 220-ФЗ предусматривает возможность продления свидетельств, то есть, практически соответствующим хозяйствующим субъектам предоставлено монопольное право осуществления пассажирских перевозок бессрочно. В такой ситуации ни один из других хозяйствующих субъектов не может уже получить доступ на этот товарный рынок.
Позицию антимонопольного ведомства поддержал, в том числе, и Арбитражный суд Дальневосточного округа, прекратив по иску Приморского УФАС действие этих свидетельств.
Сейчас в производстве Арбитражного суда находится ряд исков Приморского Управления ФАС с признанием недействительными договоров, заключенных до введения в действие Закона 220-ФЗ, без проведения конкурса, предусмотренного в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами.
 
Нарушения в продлении срока действия договора аренды
 
Вера Михайловна Самсонова рассказала и про выявленные ведомством нарушения, когда уполномоченный орган отказал хозяйствующему субъекту в продлении срока действия договора аренды на новый срок на основании части 9 статьи 17.1. Закона «О защите конкуренции».
Часть 9.1 указанного закона обязывает уполномоченный орган заключить договор аренды на новый период сроком не менее, чем на три года. Здесь самым главным условием является то, что норма распространяется на те случаи, когда первоначальный договор заключен по результатам конкурса, точнее - по результатам аукциона. То есть, этот договор соответствует части 1 и части 3 статьи 17.1 в тех случаях, когда договор аренды был заключен до введения части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».
По данному вопросу есть и судебная практика, и позиция Верховного суда Российской Федерации. В частности, в определении ВС РФ № 305КГ17-20739 от 30 июня 2017 года говорится о том, что не может орган местного самоуправления при наличии этих условий, заключить на новый срок договор аренды недвижимого имущества.
Соответственно, аргументы органов самоуправления о том, что они - собственники этого имущества и имеют право заключать, продлевать, либо не продлевать, срок действия договора, в данной ситуации значения не имеют.
Спикер проинформировала о том, что как раз сейчас у УФАС идет судебный процесс, связанный с принуждением органами местного самоуправления заключить договор аренды на новый срок на основании части 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», поскольку оснований для отказа в продлении срока действия договора органами местного самоуправления не было.
Первоначальный договор был заключен по результатам аукциона в соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции». Также у хозяйствующего субъекта отсутствовала задолженность по аренде, и решение об ином порядке использования этого имущества уполномоченный орган - орган местного самоуправления - принял уже после истечения срока действия договора.
Постановление Пленума № 7, Пленума Высшего Арбитражного суда 073 по применению части 9 и части 10 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» говорит о том, что решение об ином порядке использования этого имущества может быть принято до истечения срока действия договора. И об этом решении соответствующий арендатор также должен быть уведомлен до истечения срока действия договора.
 
Нарушения при включении в один лот на аукционе не связанных между собой объектов недвижимости
 
Руководитель отдела контроля органов власти Приморского УФАС также привела интересный пример из практики своей работы. В частности, было выявлено нарушение антимонопольного законодательства в части несоблюдения требований ч. 1 статьи 15 закона «О защите конкуренции». Заказчик при проведении аукциона включил в один лот функционально и технологически не связанные объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной муниципальной собственности.
Сложилась такая ситуация, когда 13 самостоятельных частей помещений подземного перехода были включены в один лот. Общая площадь 13 объектов - 250,9 квадратных метров. Площадь каждой из этих частей допускает передачу в аренду, в качестве отдельного помещения, так как это – раздельные помещения, с различной площадью и назначением. Они заняты под разные виды деятельности, поставлены на учет в государственном кадастре и квалифицируются по разным годам ОКВЭД.
По мнению антимонопольного ведомства, в этом случае отсутствует технологическая взаимосвязь объектов и в этой ситуации усматриваются признаки ограничения конкуренции. Так как фактически будет ограничен доступ к аукциону тем хозяйствующим субъектам, которым для ведения бизнеса требуется небольшое помещение в подземном переходе в несколько квадратных метров. Это достаточно привлекательное место для торговли - 13 квадратных метров, 6 квадратных метров. Уполномоченный орган, включив эти помещения в один лот и выставив на аукцион все 250 квадратных метров, ограничил возможность участия таких субъектов в аукционе. Этот спор актуален до сих пор и сейчас передан в кассационную инстанцию.
Также отдел контроля столкнулся с ситуацией, когда при закупке квартир для переселения из аварийного жилья включались в один лот две или три квартиры. Квартиры разные – однокомнатные, двухкомнатные, расположенные в разных районах, функционально и технологически не связанные. По мнению УФАС это недопустимо, и сейчас это дело находится в производстве антимонопольного ведомства.
Спикер сделала акцент на том, что основными критериями функционально-технологической взаимосвязи объектов недвижимого имущества являются как возможность неразрывного их использования, так и целевое назначение этих помещений в едином технологически неразрывном процессе. В вышеприведённых случаях объекты не отвечают данным критериям.
 
***
Вот те основные нарушения, которые были выявлены за истекший период 2017 года, по которым отделом контроля органов власти Приморского Управления ФАС были приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования.
 
Д. ФАРТУНЯ,

фото С. СЕМЕРИКОВА.
 
Впервые опубликовано в газете "Ваш информационный партнер" № 03 (377), февраль 2018 г. 
 
Дата публикации: 19.02.2018 г.

 

05.03.2018