(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Правоприменительная практика надзорной деятельности МЧС России по Приморскому краю

Публичные обсуждения позволили слушателям узнаь о работе по риск-ориентированной модели, а также о том, как подготовиться к плановой проверке и с какой периодичностью проверяются предприятия разных категорий риска.


15 февраля текущего года в актовом зале Центра ГИМС МЧС РФ по Приморскому краю прошли публичные обсуждения правоприменительной практики ГУ МЧС России по Приморскому краю.
На данном мероприятии присутствовали руководители подразделений Государственного пожарного надзора, органов исполнительной власти, предприниматели, представители общественных объединений. Открыл обсуждения врио зам.начальника Главного управления МЧС России по Примосркому краю - начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы Оркиш Антон Николаевич.
 
Работа по риск-ориентированной модели
 
Как сообщил докладчик, на территории Приморского края, как и на всей территории Российской Федерации, продолжается работа по риск-ориентированной модели. Благодаря этому, в 2017 году количество проверок надзорного ведомства было сокращено более, чем в два раза. В том числе – и направленных на объекты бизнеса: всего проведена 301 проверка. Представитель ведомства обратил внимание на то, что общее количество проверок сократилось, при этом их качество значительно повысилось. На это и нацелена работа по риск-ориентированной модели, чтобы каждая проверка была максимально эффективна как для субъекта надзора, так и для объекта надзора.
- Обращаю ваше внимание, что при риск-ориентированной модели периодичность проверок увеличена, поэтому здесь необходимо вам, как руководителям предприятий, как ответственным за пожарную безопасность, больше усилий прилагать для того, чтобы обеспечить эту безопасность, - подчеркнул А. Оркиш.
 
Профилактика пожаров на объектах и предприятиях
 
Как далее продолжил спикер, со стороны Министерства сейчас прилагается максимум усилий для того, чтобы, помимо проверок, путем профилактики привести все объекты в пожаробезопасное состояние. Руководителям предприятий необходимо это учесть на своих предприятиях. В случаях, если замечания не обнаружены самостоятельно, есть возможность пригласить инспектора, чтобы он подсказал, в каком направлении нужно двигаться и как далее привести объект в пожаробезопасное состояние, потому что это - жизнь людей и экономическая составляющая для любого предприятия. Предприятие должно функционировать и на нем не должно быть случаев гибели людей.
- Пожары на предприятиях, на объектах экономики – это редкость, это всего 2% на территории Приморского края из общего количества, но, тем не менее, 99 пожаров у нас случилось. Поэтому нужно обращать на это особое внимание. Предприятие может полностью встать из-за пожара, а это – соответствующие экономические потери, - подчеркнул докладчик.
 
Снижение административных барьеров
 
- В целях снижения административных барьеров в 2017 году также было, помимо прочего, уменьшено количество частей по статье 20.4 Кодекса административных правонарушений (КоАП). Три части были убраны, осталась одна часть, как и было раньше, - это «Нарушение требований пожарной безопасности», - продолжил А. Оркиш.
В 2017 году МЧС России был издан Приказ N 376, который определил форму проведения надзора. По мнению докладчика, форма будет более понятной. На сегодняшний день, например, для объектов торговли уже разработана форма проверочного листа.
Уже до 1 июля текущего года будут утверждены формы абсолютно для всех объектов проверок, каждая – для своего объекта. И по этой форме будет понятно, что будет проверять в области пожарной безопасности инспектор, который придет на объект, завершил свое выступление врио зам.начальника Главного управления МЧС России по Примосркому краю - начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы, предоставив слово своему коллеге, старшему инженеру управления пожаротушения Янковскому Максиму Анатольевичу.
 
Лицензионный контроль и виды его нарушения
 
В Приморском крае зарегистрировано 509 лицензий МЧС России у организаций различных форм собственности, из них 31 лицензия - на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах, объектах микроструктуры, и 478 лицензий - на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
По словам спикера, согласно плановым проверкам лицензиатов на 2017 год, сотрудниками управления организаций пожаротушения и спасательных работ Главного управления (ГУ) проведена одна плановая проверка по соблюдению лицензионных требований.
В ходе проведенной плановой проверки были выявлены такие нарушения, как наличие не в полном объеме у лицензиата оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе - средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности, или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям, необходимым для выполнения работ и оказания услуг.
Как далее подчеркнул докладчик, также не все работники проходили обучение повышению квалификации в области лицензированной деятельности (оно проходит не реже одного раза в пять лет). Кроме того, лицензиатом в полном объеме не были выполнены требования, предъявляемые к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленные нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами.
 
Плановые проверки: порядок и организация
 
Порядок, организация и осуществление лицензионного контроля в вышеуказанных видах деятельности в области пожарной безопасности проводится в соответствии с пунктом 9 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видах деятельности», пояснил Янковский.
Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок являются:
- истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии, или переоформление лицензии;
- истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.
Вместе с тем, планирование проверок Главного управления МЧС по Приморскому краю осуществляется в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля».
Как продолжил далее спикер, плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положением статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», на 2018 год не планировались.
Согласно письму МЧС, предполагаемая отмена плановых проверок при проведении контроля деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, для данной категории лицензиатов в план проверок на 2018 год не включена.
Основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ является истечение срока исполнения юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, мотивированные представления должностного лица государственного контроля органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий, по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подчеркнул в своем выступлении докладчик.
- Также хотелось бы отметить квалификацию административных правонарушений. В течение 2017 года в рамках проведения плановых проверок лицензиатов ГУ МЧС по Приморскому краю возбуждено 5 административных дел в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности. Административная ответственность за нарушение лицензионных требований предусмотрена частями 2, 3, 4 статьи 14.1 и частями 1, 2, 3 статьи 1920 Кодекса административных правонарушений, - сказал М. Янковский.
 
Изменения в нормативно-правовых актах
 
И в завершение своего выступления докладчик обратил внимание присутствующих на изменения в некоторых нормативно-правовых актах.
Одним из них является Постановление Правительства РФ от 06.10.2017 года N 1219, которое вносит изменения в приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Правительства от 30.12.2011 года N 1225. В данном документе исключен пункт 9. Речь идёт о таком виде деятельности, как устройство, кладка, монтаж, ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов. Больше такой вид деятельности лицензированию не подлежит, подытожил докладчик.
Немного изменен ещё один вид деятельности, который звучит сейчас так: «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем, элементов автоматических систем противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию проведения пусконаладочных работ».
Приказом МЧС России от 19.09.2017 года N 392 внесено изменение в административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденный Приказом МЧС N 291. Изменение касается порядка подачи заявления о предоставлении лицензии.
- Ранее соискатель лицензии при ее получении мог подать заявление, это было его право, в любой субъект нашей страны. Сейчас это более конкретизировано, и для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган, расположенный в субъекте Российской Федерации по месту госрегистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица и иным лицом, имеющим право действовать от имени этого юридического лица, либо индивидуального предпринимателя.
Прошу учесть данную информацию при подаче заявления, - завершил свое выступление старший инженер управления пожаротушения М. Янковский, предоставив слово своему коллеге, Воеводину Евгению Владимировичу, заместителю начальника отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий.
Свое выступление по вопросам организации государственного контроля, надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Е. Воеводин начал с обсуждения вопросов наиболее часто поступающих в адрес МЧС России от предпринимателей и юридических лиц. Таких, например, как: в отношении кого проводятся проверки в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, периодичность проверок и критерии отнесения к категориям риска.
 
Категории плановых проверок
 
Ответы на вопросы спикер прокомментировал информацией о том, что Постановлением Правительства N 806 и далее - N 864 внесены изменения в Постановление Правительства N 305 – «О государственном надзоре в области гражданской обороны», а также в Постановление Правительства N 1418 - «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от ЧС».
В целях государственного надзора деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска: высокий, значительный, средний и низкий.
Так, например, к категории высокого риска относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, критически важные объекты и объекты, входящие под систему Единой государственной системы РСЧС.
Соответственно плановые проверки тоже бывают трех категорий риска: высокого, значительного и категории низкого риска.
 
Справка: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) РСЧС предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территории и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства.
 
Периодичность плановых проверок
 
- Если категория высокого риска проверяется раз в два года, категория значительного риска – раз в три года. В отношении категории низкого риска плановые проверки не проводятся, - сообщил Е. Воеводин. - В постановлениях в N 305 и N 1418 указано, кто, когда и как долго проверяется.
Указанные предприятия (категории высокого и значительного риска) - это критически важные, потенциально опасные объекты, то есть, в основном, те предприятия, которые являются более или менее крупными. Объекты оборонно-промышленного комплекса – это те предприятия, которые имеют мобилизационные задания, то есть, используются на период военного времени.
Малый бизнес и индивидуальные предприниматели практически не попадают под проверки в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Данный список объектов утверждается и согласовывается с губернатором Приморского края и разрабатывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ и в соответствии с приказом, где утверждены показатели для отнесения организации к данной категории по ГО. Этот список размещен на сайте МЧС по Приморскому краю, - подытожил свое выступление Е. Воеводин.
 
Продолжение в следующем номере.
 
Д. ФАРТУНЯ,
корреспондент.
 
Фото: С. СЕМЕРИКОВА.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер» № 04 (378) март 2018 г.
 
Дата публикации: 05.03.2018 г.
19.03.2018