(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Прямой разговор о контрактной системе

А. НИ, исполняющий обязанности заместителя руководителя Приморского УФАС.
28 сентября 2017 г. во Владивостоке в конференц-зале компании «Базис» прошли вторые публичные слушания Приморского Управления антимонопольной службы России. Слушания были посвящены контрольно-надзорной деятельности управления в сфере законодательства о контрактной системе.
В ходе встречи исполняющий обязанности заместителя руководителя Приморского УФАС Андрей Владимирович НИ (на фото) подробно рассказал о работе территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок за 2016 г. и за первое полугодие 2017 г. В докладе также были подведены результаты работы по проверочным мероприятиям и практике ведения реестра недобросовестных поставщиков.
 
Жалобы обоснованные и необоснованные
 
Для справки
 
В 2016 году в Приморское УФАС было подано 2389 жалоб. За первое полугодие 2017 г было подано всего 610 жалоб, что говорит о значительном их снижении.
При этом, из поступившего количества жалоб в 2016 году заявителям было возвращено 137 жалоб, из них 83 жалобы были отозваны самими заявителями.
За первое полугодие 2017 г. надзорное ведомство вернуло 80 жалоб, при этом из указанного количества 59 были отозваны самими заявителями. Как правило, жалобы участниками закупок отзываются по причине устранения заказчиками нарушений, указанных в жалобе, до даты рассмотрения жалобы по существу.
 
Из всех поступивших жалоб в 2016 г. были признаны необоснованными 1681 жалоб. За первое полугодие 2017 г. оказалась необоснованной 251 жалоба. Показатели свидетельствуют о значительном уменьшении в целом количества необоснованных жалоб. Их количество в 2017 г. составляет примерно 1/3 от общего поступившего числа жалоб.
Из общего количества жалоб, поступивших в Приморское УФАС в 2016 году, были признаны обоснованными, в том числе, частично обоснованными 488 жалоб. По ним было выдано 313 предписаний для устранения нарушений.
За первое полугодие 2017 г. 220 жалоб были признаны обоснованными, и по ним выдано 193 предписания. Всего же выявлено нарушений в 2016 г. – 806, а за первое полугодие 2017 г. – 311.
За сухими цифрами статистики стоит колоссальный объем работы. Ведь при рассмотрении любой поступившей жалобы, соответствующей требованиям ст. 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ) специалистами УФАС проводится внеплановая проверка.
 
«Больные» темы контрактной системы
 
Одной из тем, которую многократно поднимали представители УФАС, это - ошибки при разработке документации о торгах.
Например, часто бывает, что сами заказчики не обладают достаточной квалификацией и знаниями нюансов Закона N 44-ФЗ при разработке документации. Это приводит к нарушениям требований законодательства, что в конечном итоге является поводом для участников закупки обжаловать действия заказчиков в УФАС.
При этом бывает, что и сами участники не всегда хорошо разбираются в законодательстве о контрактной системе. Как указал в своем докладе спикер, в числе необоснованных жалоб существенную часть занимают жалобы участников закупок, заявки которых отклонены при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Такие участники, не зная особенностей Закона N 44-ФЗ, считают, что им необоснованно отказали в допуске к участию в торгах и обжалуют действия уже аукционной комиссии.
Еще одна «больная» тема контрактной системы – использование жалоб как механизма шантажа и воздействия на заказчика в целях принятия им решения в интересах участника закупки, в том числе, и в целях получения денежного вознаграждения. Эта информация становится известной надзорному ведомству со слов заказчиков или уполномоченных органов в ходе рассмотрения жалоб.
Более того, авторы некоторых жалоб, чьи заявки были отклонены неправомерно по их мнению, в ходе рассмотрения своей же жалобы прямо говорят, что цель подачи претензии не столько допуск их заявки к участию в торгах, сколько отмена самой закупки. Зачастую их даже не интересует непосредственный исход рассмотрения жалобы.
Бывают случаи, что в разное время, на одну и ту же закупку подаются жалобы от нескольких участников закупки с одинаковыми доводами в обоснование своих требований. Эти поступившие жалобы рассматриваются в различное время. При этом, у участников закупки есть возможность отслеживать информацию, размещенную в Единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru. Все результаты рассмотрения жалоб своевременно размещаются на сайте. Сами же участники закупки даже не пытаются отследить информацию о поступивших жалобах, в том числе, и по интересующим их закупкам.
Также часто участники закупок подают жалобы, состоящие из «трех строчек»: указывают реквизиты заказчика, свои реквизиты, делают ссылку на номер закупки и просят провести внеплановую проверку, не указывая никаких доводов своей жалобы и оснований для ее подачи. При этом они знают заранее, что оснований для возврата такой жалобы нет, и она будет рассмотрена в соответствии с требованиями закона.
Другой крайностью является просто подача жалобы и при этом неявка на ее рассмотрение. В этом случае у УФАС даже не появляется возможности получить вразумительное объяснение, с чем конкретно заявитель не согласен.
Также часто бывает, что жалобы приходят в Управление уже по истечению сроков, предусмотренных частями 3-6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ.
Бывает и что поступившие жалобы не содержат сведений, предусмотренных частью 8 статьи 105 Закона N 44-ФЗ, вследствие чего, подлежат возврату. Часть поступивших жалоб вообще не содержит никаких сведений о заказчике, уполномоченном органе и указания на закупку и более того, не содержит сведений о самом подателе жалобы (адрес, телефон).
В этом случае у надзорного ведомства отсутствует возможность не только рассмотреть данную жалобу по существу, но и направить в адрес заявителя письменный возврат жалобы. Бывали случаи, что жалоба не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены.
 
Проверки
 
В 2016 году Приморским УФАС было проведено 99 внеплановых (камеральных) проверок, из них:
- 29 в отношении федеральных заказчиков;
- 41 в отношении заказчиков субъекта Российской Федерации;
- 29 в отношении муниципальных заказчиков.
По результатам проведенных проверок было проверено 425 закупок, выявлено 95 нарушений (по 64 закупкам) и выдано 41 предписание.
В 1 полугодии 2017 года было проведено 58 внеплановых (камеральных) проверок, из них:
- 25 в отношении федеральных заказчиков;
- 12 в отношении заказчиков субъекта Российской Федерации;
- 19 в отношении муниципальных заказчиков.
По результатам проведенных проверок было проверено 68 закупок, выявлено 59 нарушений.
Также внеплановые проверки проводятся одновременно с рассмотрением жалоб, поступивших в соответствии с главой 6 Закона N 44-ФЗ.
 
Выявленные нарушения
 
По результатам рассмотрения жалоб и проведенных внеплановых проверок, были выявлены следующие наиболее часто встречающиеся нарушения Закона N 44-ФЗ:
- нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, так как документация о торгах не содержит описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ;
- в документации об аукционе в электронной форме не содержатся конкретные требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 31 Закона N 44-ФЗ;
- в конкурсных (аукционных) документациях содержатся требования о предоставлении документов и сведений, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ;
- конкурсная документация не содержит порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе;
- при проведении запроса котировок заказчики устанавливают требование о представлении сведений и документов, не предусмотренных Законом N 44-ФЗ;
- требования, установленные в документации об аукционе к первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, не соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ;
- нарушение порядка рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. 
Одно из наиболее часто выявляемых нарушений - нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ при проведении закупок на выполнение строительных работ. Нарушение заключается в том, что заказчики указывают сведения о выполняемых работах, но при этом не указывают технические характеристики и иные показатели используемых при выполнении работ строительных материалов.
При этом заказчики, не установив вышеуказанные сведения, требуют от участников размещения заказа в первой части заявки указывать технические характеристики поставляемого при выполнении работ товара.
После этого, при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе, участникам размещения заказа незаконно отказывают в допуске к участию в аукционе.
Как показывает практика проведенных Управлением внеплановых проверок, наиболее часто допускаются нарушения Закона N 44-ФЗ на муниципальном уровне. Основные причины, по которым сложилась такая ситуация, следующие: незнание специалистами законодательства о контрактной системе, отсутствие необходимой квалификации, а также отсутствие квалифицированных специалистов в узких вопросах, в том числе отсутствие навыков работы на официальном сайте ЕИС.
Муниципальные заказчики при подготовке аукционной, конкурсной документации не могут сформировать весь перечень необходимых для выполнения работ или перечень качественных, технических характеристик товаров, работ, услуг. Зачастую эти параметры в документации вообще отсутствуют, что не только нарушает Закон N 44-ФЗ, но и создает возможность недобросовестным поставщикам извлечь выгоду в ущерб интересам заказчика.
Часто у муниципальных заказчиков возникает множество проблем и при формировании предмета закупки, что ведет к объединению в одной закупке различных товаров, работ и услуг. Также одной из причин допускаемых нарушения является безоговорочное подчинение вышестоящим органам и руководителям.
Следует отметить, что уменьшилось число нарушений порядка заключения контракта и (или) неправомерное изменение его условий. Данные нарушения допускаются в основном сознательно и по двум причинам:
- к концу года у заказчика возникает необходимость освоения денежных средств;
- необходимостью срочного получения товара, оказания услуг, работ.
При этом, не уменьшается число необоснованных отказов в допуске участников и необоснованные допуски победителей.
Бывает, что заказчики так формируют техническое задание, что сами в итоге не понимают, какие требования к товару, работам, услугам они установили и на основании чего.
Во второй части встречи все присутствующие имели возможность задать представителю надзорного ведомства вопросы и получить на них квалифицированные ответы.
 
***
Вопросы практического применения правовых норм в сфере государственных закупок традиционно вызвали живой интерес у участников встречи. Стоит отметить, что отдельные вопросы стали причиной для дискуссии участников встречи. 
Наиболее актуальные вопросы и ответы на них будут опубликованы в следующих номерах газеты «ВИП».
 
О. КОНСТАНТИНОВА,
юрист.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер» № 19 (369) октябрь 2017 г.
 
Дата публикации: 16.10.2017 г.
13.11.2017