(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



ДВУ Госморнадзора рассказало об изменениях в торговом мореплавании
 И. Турищев, главный государственный инспектор Госморречнадзора.
В начале октября в Южно-Сахалинске состоялось плановое публичное слушание о результатах правоприменительной практики Дальневосточного управления государственного морского надзора.
С двумя докладами выступил начальник управления - главный государственный инспектор Госморречнадзора Игорь Петрович ТУРИЩЕВ. Вторая часть мероприятия была посвящена изменениям в российском законодательстве в области торгового мореплавания и содержала рекомендации поднадзорным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по работе в новых условиях.
 
Что нового в торговом мореплавании?

Основываясь на практике ведомства, Игорь Петрович отметил, что законодательные новшества в области торгового мореплавания и эксплуатации портовых гидротехнических сооружений вызывают затруднения в исполнении тех или иных норм права у подконтрольных организаций. В силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах ряд неоднозначных или не ясных для подконтрольных лиц обязательных требований нуждается в разъяснении.
В связи с этим руководитель Госморречнадзора обратил внимание собравшихся на следующие изменения законодательства:
- изменен Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В статью 16.1 включены мероприятия при разливе нефти;
- вступил в силу 13 марта 2018 Приказа Ространснадзора от 13.09.2017 N ВБ-882фс, утверждающий формы проверочных листов, применяемых при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений. В соответствии с п 5.1. ст. 14 294-ФЗ, при проведении плановой проверки в распоряжении на проверку надзорные органы в обязательном порядке указываются реквизиты проверочного листа (чек-листа);
- В соответствии со вступившим в силу 01.03.2018 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2018 N 173 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности» в Положение о федеральном государственном транспортном надзоре внесены изменения по вопросам осуществления федерального государственного транспортного надзора с применением риск-ориентированного подхода. Таким образом, деятельность субъектов надзора будет отнесена к одной из категорий по видам деятельности в области транспорта и степени риска с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных нормативных требований;
- внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части определения основных понятий, изъятия, аннулирования дипломов и квалификационных свидетельств и др.;
- внесены изменения в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в РФ» в части порядка осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, основ государственного регулирования деятельности в морских портах, определения объектов инфраструктуры морского порта;
- внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части разъяснительной работы в средствах массовой информации, содержания новых нормативных правовых актов, рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований;
- внесены изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном внесении и (или) обновлении с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса до 1 января 2019 года.
- еще в августе 2016 года вступили в действие изменения в Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 г. N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», затрагивающие деятельность с использованием маломерных судов.
 
Перевозим пассажиров маломерными судами правильно
 
Игорь Петрович обратил отдельное внимание на изменение требований, введенных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» касательно перевозок пассажиров морским маломерным транспортом. В частности, ранее при получении лицензии обязательным, но непреодолимым условием для маломерного судна, осуществляющего перевозку пассажиров, являлось наличие пассажирского свидетельства. После вступления в силу в 2016 году поправок в указанное Постановление, требование о представлении пассажирского свидетельства для маломерного судна не требуется.
Согласно определению Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ) РФ требование о наличии пассажирского свидетельства применимо только к пассажирским судам. КТМ РФ не содержит определения пассажирского судна, однако согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (COJIAC 74) пассажирское судно означает судно, перевозящее более двенадцати пассажиров.
Вместе с тем, лицензированию подлежит деятельность, независимо от количества перевезенных человек на борту судна. Даже в случае, если перевозка пассажиров осуществляется с использованием маломерного судна, пассажировместимость которого не превышает 12 человек, то такая деятельность подлежит лицензированию.
Однако, как было указанно ранее, наличие пассажирского свидетельства для маломерного судна теперь не является лицензионным требованием. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 193 от 06.03.2012 г. лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров, является, в том числе наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки пассажиров.
Основные условия допуска непассажирских судов к перевозке пассажиров и организованных групп людей определены главой 2.13 «Правил освидетельствования судов в эксплуатации» (далее – ПОСЭ). Так, согласно п.2.13.1 гл. 2.13 ПОСЭ, при положительных результатах внеочередного освидетельствования, проводимого по заявке судовладельца, непассажирское судно может быть признано пригодным для перевозки пассажиров и организованных групп людей, о чем в соответствии с п. 2.13.3 гл. 2.13 ПОСЭ Федеральная служба по надзору в сфере транспорта вносится соответствующая запись в акт внеочередного освидетельствования и в Свидетельство о классификации.
Для соискателей лицензий (лицензиатов), осуществляющих деятельность только с использованием маломерных судов, наличие должностных лиц, ответственных за безопасность мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды не является лицензионным требованием.
Лицо, управляющее маломерным судном, при осуществлении грузо- и пассажироперевозок, должно иметь надлежащее удостоверение на право управления судном. Оно выдается капитаном морского порта в соответствии с Положением о дипломировании, утв. приказом Минтранса РФ от 15 марта 2012 г. N 62. Удостоверения ГИМС действительны до окончания срока действия, если в них отсутствуют записи «исключительно в некоммерческих целях», «прогулочные суда».
Следует понимать, что в статье 7 КТМ под маломерным понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
- под прогулочным – понимается судно, длина которого не должна превышать 18 метров, а число пассажиров - не более чем 12, и которое используется в некоммерческих целях (для отдыха на водных объектах) (авт. - 18 - это экипаж+пассажиры, а 12 только пассажиры, причем не на коммерческой основе).
В соответствии со статьей 33 КТМ, маломерное судно подлежит государственной регистрации в реестре маломерных судов Российской Федерации. Не подлежат регистрации шлюпки и суда массой до 200 килограмм и мощностью до 8 киловатт, спортивные парусные суда до 9 м без мотора и мест отдыха.
Освидетельствование маломерных судов, используемых в коммерческих целях, осуществляется морским или речным регистром в зависимости от района их эксплуатации.
 
***
Несмотря на то, что мероприятие проходило на Сахалине, спикер не мог не отметить особенной актуальности использования маломерного флота для Приморского края и особенно для морского порта Владивостока.
- В нашем красивом городе немало достопримечательностей и видов с моря. Стремление показать их гостям и туристам понятно, но следует и понимать необходимость соблюдения нормативных требований, пренебрежение которыми приводит к печальным последствиям, - заключил Игорь Петрович.
 
Информация и фото предоставлены ДВУ Госморнадзора.

Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер» № 20 (394), октябрь 2018 г.

Дата публикации: 29 октября 2018 г.
06.11.2018