(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Аналитическо-Информационный портал Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Охрана окружающей среды и природопользование

Уважаемые посетители сайта!

 

Обращаем ваше внимание, что в данном разделе принимаются вопросы только по выбранной вами теме

и касающиеся применения федерального и регионального законодательств.

 

Жалобы и обращения просим направлять напрямую во Владивостокскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

 

Вопросы размещаются на сайте после обработки модератором.


Ответы будут размещаться по мере их поступления от Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры.

 

 

 


вопрос 2020-05-29 07:56:09 Каков порядок действий граждан при обнаружении ими фактов варварского отношения к зеленым насаждениям в пригороде Владивостока?
ответ
В случае выявления фактов незаконных рубок лесных насаждений на территории земельных участков, находящихся в собственности Владивостокского городского округа, граждане вправе обратиться с заявлением в администрацию г. Владивостока, УМВД России по Приморскому краю.
вопрос 2020-05-29 07:47:22 Какими законодательными нормами должны руководствоваться строители при сносе зеленых насаждений в пригороде Владивостока?
ответ
При осуществлении сноса зеленых насаждений на территории земельных участков, находящихся в собственности Владивостокского городского округа, необходимо руководствоваться административным регламентом о предоставлении администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Выдача, закрытие разрешений на снос зеленых насаждений», утверждённого  постановлением администрации г. Владивостока от 28.12.2015 № 10998, административным регламентом о предоставлении администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Выдача, закрытие разрешений на снос зеленых насаждений для целей строительства, реконструкции объекта капитального строительства», утверждённого  постановлением администрации г. Владивостока от 22.04.2020 № 1632, правилами благоустройства территории Владивостокского городского округа от 15.08.2018 № 45-МПА.
вопрос 2019-12-12 17:48:16 Какой минимальный размер хариуса можно ловить на водных объектах Приморского края при осуществлении любительского рыболовства?
ответ
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 3 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ), законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 43. 1 Федерального закона № 166-ФЗ, правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность
Приказом Минсельхоза России от 23.05.2019 № 267 утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее Правила рыболовства).
Минимальные размеры добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов (промысловый размер) при осуществлении любительского рыболовства установлены в п. 65 Правил рыболовства (согласно прилагаемой таблице).
Допустимый промысловый размер хариуса, разрешенный к вылову при осуществлении любительского рыболовства в бассейне реки Амур установлен не менее 18 см, в прочих районах – не менее 25 см.
Территория Приморского края включает два водохозяйственных участка: бассейн р. Уссури и бассейны рек Японского моря, то есть рек, впадающих в Японское море. Основным водоразделом Приморья является хребет Сихотэ-Алинь. С восточного, более крутого, склона хребта реки Приморья текут в Японское море (р. Самарга, р. Максимовка, р. Рудная, р. Аввакумовка, р. Киевка, р. Партизанская и др.), с западного — в реку Уссури и ее притоки.
В бассейн реки Амур входят более 33 основных рек, 7 водохранилищ и более 10 озер, расположенных на территории Приморского края.
Кроме р. Уссури и ее крупных притоков (Арсеньевка, Большая Уссурка, Бикин) наиболее значительными реками являются Илистая, Малиновка, Арсеньевка, Кулешовка, Спассовка, Пограничная, Абрамовка, Мельгуновка, Черниговка, Сысоевка, Дачная, Арму, Дальняя, Маревка, Наумовка, Колумбе, Смирновка и другие.
Таким образом, при осуществлении любительского рыболовства на водных объектах Приморского края, отнесенных к бассейну реки Амур, разрешен к вылову хариус в размере не менее 18 см, на иных водных объектах края – не менее 25 см.
Промысловый размер водных биоресурсов определяется в свежем виде у рыб - путем измерения длины от вершины рыла (при закрытом рте) до основания средних лучей хвостового плавника.
вопрос 2019-12-12 17:47:23 Если гражданин осуществляет вылов водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, обязан ли он вести промысловый журнал, если да, то установлена ли его форма и порядок ведения?
ответ
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 25 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ), рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыболовного участка или без его предоставления.
Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Согласно п. 4 Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 11.04.2008 № 315, традиционное рыболовство осуществляется в соответствии с правилами рыболовства отдельных рыбохозяйственных бассейнов в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов, выделенных субъектам Российской Федерации для обеспечения традиционного рыболовства малочисленных народов и распределяются между пользователями органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пп. «а» п. 88.2 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23.05.2019 № 267, при осуществлении традиционного рыболовства пользователи в случае осуществления добычи (вылова) без применения судов и плавучих средств, не подлежащих государственной регистрации, а также маломерных судов должны обеспечивать заполнение промыслового журнала.
В силу ч.ч. 2, 4 ст. 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ, правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Вместе с тем, порядок регистрации, ведения, хранения, заполнения и форма промысловых журналов, законодательством не установлен.
В целях обеспечения соблюдения под. «а» п. 88.2 Правил рыболовства, рекомендуется лицам, осуществляющим традиционное рыболовство без применения судов и плавучих средств, не подлежащих государственной регистрации, а также маломерных судов вести промысловый журнал в произвольной форме с заполнением сведений, указанных в решении о предоставлении водных биоресурсов в пользование.
вопрос 2019-12-03 13:21:12
Каков порядок осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края региональным оператором?
ответ
По результатам конкурсного отбора 2 июля 2019 года КГУП «Приморский экологический оператор» наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Приморского края.
Частью 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, на собственников ТКО возложена обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 6 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
С целью реализации приведенных норм закона Постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156 утвержден Порядок заключения договора и типовая форма.
Таким образом, договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители Приморского края, он носит характер публичной оферты. Проект договора размещен на сайте регионального оператора.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после его публикации на официальном сайте регионального оператора.
Договор действует с даты, когда региональный оператор начал оказывать услуги по обращению с ТКО.
Также в соответствии с ч. 6 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность по заключению договора с региональным оператором лежит и на юридических лицах, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы (за исключением юридических лиц, у которых в собственности или на ином законном основании имеется объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы). Иных исключений законодательство не содержит.
Таким образом, с 01.01.2020 по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
вопрос 2019-09-20 16:52:42
Допускается ли проведение рубок в первом и во втором поясе зон санитарной охраны поверхностных и подземных источников водоснабжения на землях лесного фонда?
ответ
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации, к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов/
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся в том числе леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (леса, расположенные в границах соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
В соответствии с п. 22 Приказа Рослесхоза от 14.12.2010 № 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов», при выборочных рубках лесных насаждений, за исключением выборочных санитарных рубок, в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляются рубки очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающие формирование и сохранение сложных и разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих санитарно-гигиенические и водоохранные функции.
При проведении мероприятий по уходу за лесами, расположенными в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается осуществление реконструкции малоценных лесных насаждений путем сплошной вырубки.
Пунктом 5.2.151 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219 на Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации возложена разработка порядка проведения выборочных рубок лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
В настоящее время указанный порядок не разработан.
На основании изложенного в первом и втором поясе зоны санитарной охраны поверхностных и подземных источников водоснабжения допускаются рубки очень слабой, слабой и умеренной интенсивности с учетом вышеуказанных положений федерального законодательства.
вопрос 2019-03-13 14:23:37
Каковы особенности использования лесов в водоохранных зонах?
ответ
В силу статьи 63 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.
Согласно статье 104 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются:
- проведение сплошных рубок лесных насаждений (за исключением ограниченного случаев прямо указанных в части 5.1 статьи 21 ЛК РФ);
 
- использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
- ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
- создание и эксплуатация лесных плантаций;
- размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
Кроме того, в соответствии с пунктом 32 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Необходимо отметить, что согласно пункту 26 статьи 81, пункту 7 части 1 статьи 83 ЛК РФ проектирование защитных лесов категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также - проектирование особо защитных участков лесов, в том числе – берегозащитных участков лесов, расположенных вдоль водных объектов, является исключительной компетенцией Федерального агентства лесного хозяйства.
Вместе с тем, хозяйствующим субъектам при отводе лесосек, рубке лесных насаждений и осуществлении другой деятельности в лесах необходимо самостоятельно контролировать исполнение требований водного законодательства в части режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос, исходя, наряду с материалами лесоустройства и нормами лесного законодательства, из установленных статьей 65 ВК РФ размеров водоохранных зон и их режима.
Нарушение указанных требований может повлечь административную ответственность, предусмотренную статьями 8.12, 8.13, 8.28, 8.31, 8.42 и 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или административный штраф до одного миллиона рублей.
Если же загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, повлекло причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, или по неосторожности - смерть человека, мера ответственности за совершение уголовно наказуемого деяния согласно статье 250 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет.
Совершение незаконной рубки лесов в водохранной зоне в соответствии со статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации влечёт наказание вплоть до лишения свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
При этом, привлечение к ответственности за нарушение законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
вопрос 2019-03-13 14:22:41
В чем заключаются особенности использования водоохранной зоны водных объектов?
ответ
На территориях, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Такие территории согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации являются водоохранными зонами.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В границах водоохранных зон запрещаются:
- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
- размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса Российской Федерации), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
- размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Необходимо отметить, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются:
- распашка земель;
- размещение отвалов размываемых грунтов;
- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Статьями 8.12, 8.12, 8.41 и 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение режима осуществления деятельности в водоохранной зоне вплоть до административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток или административного штрафа на сумму до одного миллиона рублей.
Когда вследствие деятельности в водоохранной зоны допущено загрязнение вод, возможно привлечение виновного лица к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 250 Уголовного кодекса Российской Федерации, вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
При этом, привлечение к ответственности за нарушение законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
вопрос 2018-11-19 12:09:16
Кем и в каких случаях должны составляться паспорта отходов?
ответ
На юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, лежит обязанность по составлению паспортов отходов.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе образующихся отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Утвержденный паспорт отходов I–IV классов опасности служит основой для определения безопасного с точки зрения охраны окружающей среды и здоровья человека способа обращения с отходами.
Сведения, которые содержатся в паспорте, могут быть использованы хозяйствующим субъектом при организации мест накопления отходов, при организации транспортирования отходов, при составлении инструкции по обращению с отходами для лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV классов опасности.
Передача отходов I–IV классов опасности сторонним организациям также должна осуществляться при наличии паспорта.
Так, незнание компонентного состава, опасных свойств, агрегатного состояния и физической формы отхода может стать причиной возникновения чрезвычайных ситуаций (например, неправильно организованное транспортирование отхода может привести к его возгоранию в процессе движения транспортного средства).
В связи с изложенным, большое внимание при проведении паспортизации должно быть уделено достоверности информации, приведенной в паспорте.
Типовая форма паспорта отходов I-IV класса опасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности).
Пунктом 8 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности установлено, что паспорт действует бессрочно.
Отсутствие паспортов на отходы I-IV классов опасности влечет за собой привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
вопрос 2018-11-19 12:08:35
Какие приложения к отчету МСП об отходах должно подшить малое предприятие, чтобы у него приняли отчетность?
ответ
В соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на субъектов малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, возложена обязанность по представлению в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта (в зависимости от принадлежности объекта федеральному или региональному государственному экологическому надзору) отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010 № 30 (далее – Порядок).
Пунктом 8 Порядка установлено, что отчетность включает в себя, в том числе приложения.
В пункте 12 Порядка конкретизируется перечень приложений, которые необходимо представить субъекту малого и среднего предпринимательства в зависимости от вида осуществляемой им деятельности в части обращения с отходами.
Вместе с тем, отсутствие указанных документов не может служить основанием для отказа органом контроля в приеме отчетности ввиду некомплектности материалов.
Однако в случае проведения органом контроля дополнительных мероприятий для получения необходимой информации и установления отсутствия документов, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
вопрос 2018-06-25 16:53:21
Подлежит ли постановке на учет гараж как объект негативного воздействия при осуществлении в нем деятельности, оказывающей такое воздействие (НВОС)?
ответ
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на учет гараж в качестве объекта НВОС в случае осуществления в нем деятельности, оказывающей такое воздействие.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) объектом негативного воздействия является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Законом предусмотрена постановка на государственный учет только объектов НВОС, соответствующих Критериям определения категории объекта НВОС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029. Постановка на учет иных объектов не предусматривается.
Статьей 1 Закона установлено, что стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды; передвижным источником - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.
При этом в случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием гаражей, оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником загрязнения окружающей среды является труба вытяжной вентиляции. В указанном случае юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо поставить эксплуатируемые объекты НВОС на государственный учет, разработать нормативы предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Открытые стоянки и подобные территории сами по себе не являются стационарными источниками выбросов.
вопрос 2017-11-13 16:21:33
Какая установлена ответственность за нарушение правил рыболовства?
ответ
За нарушения закона при осуществлении рыболовства наступает административная ответственность, как граждан, так и юридических лиц, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, а именно:
статьей 7.11 - пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно самовольная уступка права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи и частью 2 статьи 8.17 указанного влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
статьей 8.37 - нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Кроме того, в случае совершения грубого нарушения законодательства в сфере охраны водных биологических ресурсов, может наступить ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации, а именно: статьей 256 (Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов), статьей 257 (Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов) или статьей 258.1. (Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации).
вопрос 2017-11-13 16:20:54
Какие установлены сроки запрета на добычу (вылов) водных биологических ресурсов?
ответ
Во внутренних (пресноводных) водных объектах рыбохозяйственного значения бассейна реки Амур запрещается любительское и спортивное рыболовство в следующие сроки всех видов водных биоресурсов (за исключением рыболовства удебными орудиями всех видов и наименований):
в озере Ханка, в устьях впадающих в него рек и на расстоянии 1 км от устья вверх по течению и в разливах - в период с 20 апреля по 20 июля;
в озерах: Петропавловском (Дальнереченский район), Орехово (Анучинский район) - с 1 июня по 15 сентября;
в устье протоки Вербовой, впадающей в реку Большая Уссурка, - с 1 сентября по 15 декабря;
в реке Арсеньевка, на ее разливах и притоках - с 20 апреля по 20 июня;
в реке Спасовка: от устья до Гайворонского шлюза - с 1 апреля по 1 июня;
на разливах реки Спасовка - с 20 апреля по 20 июня; на зимовальных ямах на всех реках - с 10 ноября по 30 марта;
Добыча (вылов) кумжи, палии, тихоокеанских лососей, омуля, чира может осуществляться только на основании путевок.
вопрос 2017-11-13 16:20:22
Какие установлены ограничения и запреты при осуществлении любительского и спортивного рыболовства?
ответ
Пользователи рыбопромысловыми участками, предоставленными для организации любительского и спортивного рыболовства, а также граждане не вправе:
- осуществлять любительское и спортивное рыболовство в запретные сроки и в закрытых для добычи (вылова) районах (местах);
- применять взрывчатые, токсичные и наркотические средства (вещества), орудия и способы добычи (вылова), воздействующие на водные биоресурсы электрическим током; колющие орудия добычи (вылова), за исключением осуществления любительского и спортивного рыболовства с использованием специальных ружей и пистолетов для подводной охоты, а также других запрещенных законодательством Российской Федерации орудий добычи (вылова); способом гона (в том числе при помощи бряцал и ботания), багрения (в том числе подсекания), глушения;
- превышать объем и количество добытых (выловленных) водных биоресурсов, установленных в путевке и в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов;
- применять орудия добычи (вылова), имеющие размер и оснастку, а также размер (шаг) ячеи, не соответствующий требованиям Правил рыболовства;
- загрязнять водные объекты.
вопрос 2017-11-13 16:19:43
Основания возникновения права на добычу (вылов) водных биоресурсов в целях организации спортивного и любительского рыболовства?
ответ
Право на любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ бесплатно на водоемах общего пользования. Гражданам запрещается добыча (вылов) объектов аквакультуры в границах рыбоводных участков без согласия рыбоводных хозяйств - пользователей рыбоводных участков.
Любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках, предоставленных пользователям (за исключением граждан) на основании договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для организации указанного вида рыболовства, осуществляется при наличии путевки.
Граждане, осуществляющие любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках, должны иметь при себе путевку, выдаваемую пользователем (документ, подтверждающий заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства); паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
В путевке должен быть указан объем водных биоресурсов, согласованный для добычи (вылова), район добычи (вылова) в пределах рыбопромыслового участка, орудия добычи (вылова), срок ее действия.
По окончании действия путевки в нее вносятся сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов.
вопрос 2017-11-13 16:19:06
Какие виды рыболовства существуют?
ответ
Граждане и юридические лица могут осуществлять следующие виды рыболовства:
1) промышленное рыболовство;
2) прибрежное рыболовство;
3) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;
4) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;
5) рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства);
6) любительское и спортивное рыболовство;
7) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Добыча водных биологических ресурсов является одним из видов пользования животным миром.
Промышленное рыболовство осуществляется зарегистрированными в Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании специального разрешения, а также иностранными гражданами и юридическими лицами в соответствии с международными договорами РФ.
Специальные правила (с учетом правовых обычаев) устанавливаются для граждан РФ и их объединений, являющихся представителями малочисленных народов и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни, проживающих, в том числе на территории края.
вопрос 2017-11-13 16:18:28
Какими нормативными актами регулируются вопросы рыболовства?
ответ
Законодательство Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсах основывается на Конституции Российской Федерации, состоит из Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсах», принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Основным документом, регламентирующим любительское и спортивное рыболовство на территории Приморского края, являются Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Минсельхоза России от 21.10.2013 № 385.
вопрос 2017-11-13 16:17:38
Каковы особенности посещения гражданами лесов и водоёмов?
ответ
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено право каждого человека на благоприятную окружающую среду. Для соблюдения указанной нормы Конституции Российской Федерации федеральными законами установлены права и обязанности, которые должен знать и соблюдать каждый.
Так, Лесным кодексом Российской Федерации закреплено право граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах, заготовку и сбор для собственных нужд пригодных для употребления в пищу дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых лесных ресурсов, а также пней, хвороста, веточного корма и других недревесных лесных ресурсов. Субъекты Российской Федерации самостоятельно регулируют порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, но плата за соответствующие ресурсы не должна взиматься.
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по другим основаниям не допускается.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено право граждан свободное и бесплатное осуществление любительского и спортивного рыболовства. При этом, на предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства рыбопромысловых участках, любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии соответствующей путёвки. Любительское и спортивное рыболовство в прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется с согласия их собственников.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Выполнение указанной конституционной обязанности неразрывно связано с соблюдением установленных действующим законом ограничений.
Так, при осуществлении рыболовства необходимо соблюдать Правила добычи (вылова) водных биоресурсов в целях любительского и спортивного рыболовства, которые являются разделом 4 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21.10.2013 № 385. Запреты установлены в отношении добычи (вылова) отдельных видов водных биоресурсов, сроков, мест, орудий и способов их добычи (вылова). Правилами установлен промысловый размер (минимальный размер) добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов.
Запрещены уничтожение объектов животного, растительного мира, водных биоресурсов, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации. К примеру - недопустимы заготовка и сбор женьшеня, лотоса орехоносного, тиса ягодного и остроконечного, запрещён вылов сахалинского тайменя и сахалинского осетра, многих других видов, находящихся под угрозой уничтожения.
Не следует рубить или другим способом повреждать в лесах деревья и кустарники, так как эти действия будут расценены как административное правонарушение, а в случае причинения лесам ущерба на сумму свыше 5 тыс. руб. – как преступление. Не многие знают, что берега рек и других водных объектов, как правило, относятся к особо защитным участкам лесов и самовольная рубка на берегу речки всего лишь одного или двух деревьев таких пород как дуб или ясень, в большинстве случаев образует состав преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, может повлечь не только наложение существенного штрафа, но и лишение свободы.
Незаконная добыча (вылов) водных биоресурсов с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биоресурсов; в местах нереста или на миграционных путях к ним; на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влечёт уголовную ответственность, предусмотренную ст. 256 УК РФ и также может полечь как наложение административного штрафа, так и лишение свободы.
При посещении водных объектов и лесов не следует засорять или загрязнять их отходами, другим способом нарушать общеобязательные правила поведения, поскольку это нарушает права других лиц на благоприятную окружающую среду и влечет применение мер административной ответственности, а в ряде случаев - к имущественной или уголовной ответственности. Вместе с тем, знание и практическая реализация своих прав гражданами способствует рациональному природопользованию и удовлетворению экологических потребностей общества.
вопрос 2017-11-01 13:54:45
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.2014 № 1047-р договоры на покупку видов древесины определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности подлежат регистрации в ЕГАИС. Между нашей организацией и несколькими поставщиками заключены договоры поставки на год и более на материалы, без определения номенклатуры. Иногда мы приобретаем и незначительное количество пиломатериала, который подлежит регистрации в ЕГАИС.

Нужно ли заключать отдельный договор на каждую партию пиломатериала? Если нет, то каким документом подтверждать дату сделки? Ведь в системе предусмотрена регистрация номера и даты только договора, а срок внесения сведений в ЕГАИС - 5 дней.
ответ
Поскольку Владивостокская межрайонная природоохранная прокуратура не является администратором системы ЕГАИС учёт древесины и сделок с ней, было рекомендовано задать данный вопрос в департамент лесного хозяйства Приморского края. Департамент лесного хозяйства Приморского края рекомендовал обратиться с этим вопросом к разработчику системы ЕГАИС - Рослесхоз.
Ответ подготовлен специалистами Рослесхоза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации декларация о сделках с древесиной представляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе на вывоз из Российской Федерации, но не позднее одного дня до транспортировки древесины. В декларацию о сделках с древесиной вносятся изменения о фактическом объеме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была подана, но не реже одного раза в месяц.
Существенным условием договора купли-продажи древесины является предмет сделки, в который следует включать виды древесины, указанные в Перечне, определяемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 г. № 1047-р.
вопрос 2017-10-16 15:16:13
Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о недрах?
ответ
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Так, нормами КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9 КоАП РФ), за нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10 КоАП РФ), за нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11 КоАП РФ), за нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах (ч. 2 ст. 8.14 КоАП РФ).
Кроме того, ст. 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов.
Ответственность за нарушение правил охраны и использования недр закреплена и Уголовным кодексом Российской Федерации. Ст. 255 УК РФ – нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.
Привлечение к административной или уголовной ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности возместить ущерб, причиненный окружающей среде.
вопрос 2017-10-16 15:15:40
Какие органы осуществляют надзор в сфере недропользования?
ответ
На территории Приморского края полномочия по организации и осуществлению федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр возложены на Управление Росприроднадзора по Приморскому краю, регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения возложены на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.
вопрос 2017-10-16 15:14:42
Каковы основания прекращения права недропользования?
ответ
Круг общих оснований прекращения права недропользования определен статьей 20 Закона РФ «О недрах», к которым относятся:
- истечение установленного в лицензии срока пользования;
- отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
- возникновение условия, указанного в лицензии, с наступлением которого прекращается право недропользования;
- переоформление лицензии с нарушением требований закона.
Право пользования может быть досрочно прекращено, а также приостановлено или ограничено в случаях:
- возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ по недропользованию;
- нарушения недропользователем существенных условий лицензии;
- систематического нарушения пользователем правил пользования недрами;
- возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и др.);
- если пользователь в течение установленного срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
- ликвидации предприятия-недропользователя;
- по инициативе владельца лицензии.
вопрос 2017-10-16 15:14:03
Допускается ли добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения?
ответ
Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на сохранении целевого использования земельных участков.
Так как землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, то добыча на них полезных ископаемых законом не предусмотрена.
вопрос 2017-10-16 15:13:21
Установлены ли сроки пользования недрами?
ответ
Сроки пользования недрами установлены статьей 10 Закона РФ «О недрах».
Недра предоставляются в пользование:
- для геологического изучения – на срок до 5 или до 7 лет (в зависимости от местоположения участков) или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
- для добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождения полезных ископаемых;
- для добычи подземных вод - на срок до 25 лет;
- для добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр - на срок до 1 года;
Без ограничения срока недра предоставляются в пользование для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов и др.
вопрос 2017-10-16 15:12:34
Во всех ли случаях недропользователю необходима лицензия?
ответ
Статьей 19 Закона РФ «О недрах» закреплено право собственников, владельцев земельных участков, в их границах по своему усмотрению (свободно и бесплатно) осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
вопрос 2017-10-16 15:11:47
Какой документ является основанием для возникновения права пользования недрами?
ответ
В соответствии с требованиями статьи 11 Закона РФ «О недрах», предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий.
Таким образом, основанием возникновения права недропользования является лицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр.
Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для получения всех видов права недропользования.
По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведение конкурсов и аукционов.
По результатам конкурса или аукциона принимается совместное решение органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ. Данное решение служит основанием для выдачи лицензии или отказе в выдаче лицензии.
Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, а относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, утвержденным приказом Роснедр от 03.04.2014 № 208, выдачу лицензий на территории Приморского края осуществляют Приморнедра.
Постановлением Администрации Приморского края от 29.11.2012 № 368-па «О переименовании управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края и об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края» закреплены аналогичные полномочия в отношении участков недр местного значения.
вопрос 2017-10-16 15:11:09
Какие существуют виды недропользования?
ответ
Статьей 6 Закона РФ «О недрах» определено, что в зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующие виды:
- геологическое изучение. Представляет собой общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строении недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнозированию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
- разведка и добыча полезных ископаемых. Представляет собой извлечение из недр минерального сырья неорганического и органического происхождения, а также использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Например, строительство тоннелей, метрополитенов, трубопро¬водов, производственных объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения отходов производства, сброса сточных вод;
- образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Например, научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей. - сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
вопрос 2017-10-16 15:10:38
Что представляют собой недра, на какие категории делятся?
ответ
Законом РФ «О недрах» определено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, признаны государственной собственностью.
Названным законом участки недр подразделяются на 3 категории:
- федерального значения - Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр;
- внесенные в Федеральный фонд резервных участков недр  – участки недр, стратегические и дефицитные виды полезных ископаемых необходимые для обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации. Участки недр данной категории не предоставляются в пользование до принятия решения об их исключении из федерального фонда;
- местного значения – участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения.
вопрос 2017-10-16 15:10:08
Из чего состоит законодательство в сфере недропользования?
ответ
Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации, состоит из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
вопрос 2017-10-13 16:24:33
Какая ответственность предусмотрена за нарушение правил пожарной безопасности в лесах?
ответ
Нарушение правил пожарной безопасности влечет применение мер административной ответственности предусмотренной ст.ст. 8.32 и 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В случае действий, повлекших уничтожение или повреждение лесных и иных насаждений может быть поставлен вопрос о привлечении к уголовной ответственности, предусмотренной ст.ст. 167, 168 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.
Привлечение к одному из указанных видов ответственность не освобождает от обязанности возместить ущерб, вследствие пожара причиненный лесам или пострадавшим лицам.
вопрос 2017-10-13 16:22:19
Что запрещается делать в лесах?
ответ
В целях предупреждения возникновения лесных пожаров до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
Запрещено засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Сжигание вывозимого из населенных пунктов мусора может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что: места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее: 100 метров от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; 50 метров от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев; территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена двумя противопожарными минерализованными полосами, шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах - двумя противопожарными минерализованными полосами, шириной не менее 2,6 метра каждая, с расстоянием между ними 5 метров.
В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц.
Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
вопрос 2017-10-13 16:21:28
Что должны делать граждане при обнаружении лесного пожара?
ответ
Охрана лесов от пожаров включает в себя тушение пожаров в лесах и выполнение мер пожарной безопасности в лесах, направлена на сохранение леса как экологической системы - места обитания растений и животных, так и находящегося в государственной собственности природного ресурса.
Правила пожарной безопасности в лесах установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно указанным Правилам, граждане при обнаружении лесных пожаров должны немедленно уведомлять о них. Телефон линии лесной охраны: 8-800-100-94-00, телефон доверия Главного управления МЧС России по Приморскому краю – 8(423) 239-99-99.
После уведомления компетентных органов о лесном пожаре следует своими силами до прибытия сил пожаротушения принять меры к его тушению, а после их прибытия - оказывать содействие при тушении.
При тушении лесных пожаров необходимо соблюдать, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан требования охраны труда.
Так, запрещается участие в тушении лесных пожаров находящимися в состоянии опьянения гражданами, женщинами, а также несовершеннолетними лицами. Тушение лесных пожаров производится только в светлое время суток.
вопрос 2017-10-13 15:03:50
Какая предусмотрена ответственность за производство незаконной охоты?
ответ
За незаконную охоту существует несколько видов ответственности. Так, частью 1 и частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение правил охоты и правил пользования объектами животного мира.
Уголовная ответственность за незаконную охоту предусмотрена статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 02.07.2013 № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Уголовный кодекс РФ введена статья 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации».
вопрос 2017-10-13 15:02:27
На кого возложена охрана охотничьих ресурсов?
ответ
Охрана охотничьих ресурсов в первую очередь осуществляется охотпользователями в границах закрепленных охотничьих угодий, а также федеральными государственными охотничьими инспекторами Департамента охотнадзора по Приморскому краю – на общедоступных охотничьих угодьях. Кроме того, в целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется федеральный государственный охотничий надзор.
В Приморском крае федеральный государственный охотничий надзор осуществляется государственными инспекторами Департамента охотнадзора Приморского края.
Федеральные охотничьи инспектора наделены широким кругом полномочий. Например, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки посещать охотничьи угодья и объекты охотничьей инфраструктуры, проводить проверки соблюдения правил охоты. Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; составлять протоколы об административных правонарушениях, и принимать меры по предотвращению таких нарушений; направлять в уполномоченные органы материалы, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; предъявлять иски о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного охотничьим ресурсам.
Безусловно, проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Кроме того, с ноября 2015 года в крае начал осуществляться производственный охотничий контроль.
Производственный охотничий контроль - это деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Производственный охотничий контроль осуществляется производственным охотничьими инспекторами список которых размещен на сайте администрации Приморского края в разделе Департамента охотнадзора.
На особо охраняемых природных территориях федерального значения государственный надзор осуществляется Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю, а также администрациями ООПТ, которые обладают теми же полномочиями, что и федеральные охотничьи инспекторы.
вопрос 2017-10-13 15:01:53
На каких животных можно охотиться, на каких – нельзя?
ответ
Охоту можно производить только на тех животных, которые являются охотничьими ресурсами и указаны в полученном разрешении.
Запрещена охота на животных, которые занесены в Красную Книгу Российской Федерации и Красную Книгу Приморского края. Самыми крупными из таких животных являются Амурский тигр и Дальневосточный леопард.
Незаконная охота на таких животных влечет за собой уже не административную, а уголовную ответственность по статье 258.1 УК РФ.
вопрос 2017-10-13 15:00:24
Какова плата за получение права на производство охоты?
ответ
Все охотники уплачивают сбор за пользование объектами животного мира, который установлен Налоговым кодексом.
Следует отметить также, что представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лица, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования освобождены от уплаты сбора, но только на количество (объем) объектов животного мира, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Также при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях оплачивается государственная пошлина за выдачу разрешения.
При получении разрешения на охоту в закрепленных охотничьих угодьях оплачивается стоимость путевки.
Стоимость путевки определяется непосредственно охотпользователем и зависит от суммы, вложенной охотпользователем в мероприятия по охране объектов животного мира, в том числе проведение биотехнических мероприятий, в развитие охотничьей инфраструктуры. В связи с этим стоимость путевок в разных охотхозяйствах разная.
вопрос 2017-10-13 14:59:26
Что делать с разрешением на добычу охотничьих ресурсов после окончания охоты?
ответ
Во-первых, после добычи охотничьего животного и до начала его первичной переработки и (или) транспортировки охотник должен сделать отметку о добыче на оборотной стороне разрешения, указав вид животного, самка это или самец, его возраст, примерный вес, место добычи, дату добычи животного (дата ранения).
Во-вторых, направить сведения о добытых охотничьих ресурсах по месту получения разрешения.
Следует отметить, что транспортировать и реализовывать продукцию охоты можно только при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в котором сделана соответствующая отметка о добыче этих охотничьих животных или при наличии заполненного отрывного талона к указанному разрешению.
Данные требования также установлены Правилами охоты и их нарушение влечет административную ответственность по ст. 8.37 КоАП РФ.
вопрос 2017-10-13 14:51:08
Где и как можно получить документы для производства охоты?
ответ
Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия.
Выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
В Приморском крае охотничий билет выдается департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края (Департамент охотнадзора по Приморскому краю).
Документы, выдаваемые охотничьими организациями, даже если они называются «охотничьим билетом» – таковыми не являются и не предоставляют право на производство охоты.
Охотничий билет выдается на основании заявления о получении охотничьего билета, составленного в письменной форме, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления и документов.
Следующим документом, который охотник должен иметь при производстве охоты – разрешение на добычу охотничьих ресурсов.
Именно с момента выдачи разрешения возникает право на добычу охотничьих ресурсов.
Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется: - в закрепленных охотничьих угодьях - охотпользователем; - в общедоступных охотничьих угодьях – Департаментом охотнадзора по Приморскому краю; - на особо охраняемых природных территориях - природоохранными учреждениями.
Третьим документом является путевка – это документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства между охотпользователем и охотником и получить ее можно непосредственного в охотничьем хозяйстве.
Получение разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».
Производство охоты в отсутствии любого из указанных выше документов является нарушением Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512.
За нарушения правил охоты установлена административная ответственность ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.
вопрос 2017-10-13 14:34:08
Кто является охотником, и какие документы нужно иметь для производства охоты?
ответ
В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 209-ФЗ охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
Документы, которые должен иметь охотник при производстве охоты, зависят от вида охотничьих угодий и вида охоты.
Общее требование – это наличие охотничьего билета; разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия и разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Вместе с тем, при производстве охоты в закрепленных охотничьих угодьях охотник также обязан иметь путевку, а в случае осуществления охоты с ловчими птицами - разрешение на содержание и разведение в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.
Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
вопрос 2017-10-13 14:33:26
Где можно охотиться?
ответ
Охотиться можно в границах охотничьих угодий, которые в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 209-ФЗ бывают:
- закрепленными, то есть используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира и охотхозяйственными соглашениями;
- общедоступными, то есть свободными.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 209-ФЗ охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
вопрос 2017-10-13 14:32:35
Каким нормативным актом регулируется деятельность в сфере охоты?
ответ
Отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 209-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона № 209-ФЗ, охота это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Виды охоты определены в статье 12 Федерального закона № 209-ФЗ и в соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты:
1) промысловая охота;
2) любительская и спортивная охота;
3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;
5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;
6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).