(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Аналитическо-Информационный портал Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Интернет-конференция со специалистами Прокуратуры Приморского края на тему: "Практика применения Кодекса административного судопроизводства РФ"
Уважаемые посетители сайта!
 
Сбор вопросов на Интернет-интервью со специалистами Прокуратуры Приморского края окончен.
 
Благодарим всех посетителей, оставивших свои вопросы.
Ответы будут размещаться на сайте по мере поступления.
 
Наиболее интересные будут размещены в газете "ВИП" и справочно-правовой системе "КонсультантПлюс: Приморский выпуск".
 
вопрос Гражданин подал иск, в котором обжалует бездействие государственного органа. Суд принял иск к рассмотрению в порядке ГПК, а не в порядке административного судопроизводства. Каковы действия ответчика?
ответ
Согласно абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, ответчик вправе заявить ходатайство о прекращении производства по делу.
вопрос В один из районных судов нами был подан иск об оспаривании решения государственного органа. Дело направили из гражданского судопроизводства в административное (КАС). Поскольку суд будет проходить в другом городе, то мы хотели направить ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии административного истца. Просим сообщить на какие статьи КАС при составлении в нем ссылаться, чтобы дело рассматривалось в наше отсутствие ?
ответ
В ч. 3 ст. 14 КАС РФ указаны отдельные права, которыми стороны могут воспользоваться в равной степени. Например, такие как право на заявление отводов и ходатайств, представления доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случае невозможности явки в судебное заседание стороны вправе ходатайствовать о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения суда. В этой связи при составлении ходатайства достаточно сослаться на положения названной «общей нормы».
вопрос Обратилась в суд с исковым заявлением об оспаривании решения администрации города в переводе нежилого помещения в жилое. Судья отказал в принятии "административного искового заявления". Почему было отказано в приеме заявления и упомянуто административное производство, если я обращалась в суд первой инстанции в гражданском производстве? Какое же это административное производство, если спор возник из жилищных правоотношений? Как мне теперь поступить? Подать частную жалобу или еще раз подать документы?
ответ
Исходя из ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное) является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов органа, наделенного властными полномочиями, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому.
Поскольку решение о переводе нежилого помещения в жилое и жилого помещения в нежилое оформляется правовым актом, следовательно, характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, сопряжен исключительно с публично-властной деятельностью государственного органа, органа местного самоуправления по оспариванию принятого правового акта.
Такие споры подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, следовательно, административное исковое заявление должно быть оформлено по правилам предусмотренным главой 22 КАС РФ.
вопрос Как обжалуется определение, вынесенное судьей в соответствии со статьей 324 КАС РФ "Отказ в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции"?
ответ
Определения президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда об отказе в передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не обжалуются.
В то же время, в соответствии с ч. 4 ст. 323 КАС председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Определение судьи Судебной коллегии Верховного Суда РФ о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции обжалованию не подлежит.
вопрос Необходимо обжаловать отказ Росреестра в регистрации перехода права собственности и признать право собственности на квартиру, в связи с уклонением продавца от регистрации договора. Обжалование предусмотрено ст. 218 КАС. Можно ли одновременно заявить требование о признании отказа незаконным и признании права собственности, оплатив госпошлину в КАС, или же надо идти в исковом порядке, но тоже с обжалованием? Как правильно?
ответ
По смыслу ст. 1 КАС РФ административные споры обусловлены отношениями власти и подчинения. К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 КАС РФ); в противном случае административный иск не может быть рассмотрен и разрешен в порядке, установленном КАС РФ.
Требование о признании права собственности на недвижимое имущество, само по себе о каком-либо нарушении прав и свобод административного истца, в том числе в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, не свидетельствуют, в связи с чем заявление в суд должно быть подано в форме искового заявления с соблюдением всех требований, предусмотренных статьями 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также правил подсудности.
В то же время отказ Росреестра в регистрации перехода права собственности обжалуется в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
вопрос
Как обжаловать действия должностного лица государственного органа?
ответ
Подготовьте и подайте в районный суд по месту нахождения должностного лица либо по месту вашего жительства административное исковое заявление о признании незаконным решения, действия (бездействия) (ч. 1 ст. 4, ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 24, ч. 1 ст. 124, ст. 218 КАС РФ).
Срок для обжалования составляет три месяца со дня, когда стало известно о нарушении Ваших прав (ст. 219 КАС РФ).
Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд (ч. 1 ст. 125 КАС РФ).
В административном исковом заявлении необходимо указать (ст. ст. 125, 220 КАС РФ):
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) наименование административного ответчика - лица, принявшего оспариваемое решение либо совершившего оспариваемое действие (бездействие);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
При подаче административного искового заявления в суд необходимо уплатить госпошлину в размере 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
В течение трех дней с момента поступления административного искового заявления в суд его принимают к производству.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещается судом на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 7 ст. 96, ч. 1 ст. 127 КАС РФ; п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
По общему правилу суд должен рассмотреть это административное исковое заявление в течение месяца (ч. 1 ст. 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного искового заявления суд может принять одно из решений (ст. 227 КАС РФ):
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушение прав административного истца;
- об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Если суд удовлетворит требования, то в решении будет указан срок его исполнения.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не обжаловано. Срок для подачи апелляционной жалобы составляет месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 5 ст. 227, ст. 186, ч. 1 ст. 298 КАС РФ).
вопрос
В каком порядке подлежат обжалованию решения (заключения) призывной комиссии, принятые в отношении лиц, для которых такие решения (заключения) являются обязательными?
ответ
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также Федеральным законом от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», который регламентирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Право на обжалование в суд решений (заключений) призывной комиссии закреплено как п. 7 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ, так и ст. 15 Федерального закона № 113-ФЗ.
Отношения между гражданином и государством, связанные с призывом на военную (альтернативную гражданскую) службу, носят публичный характер, одна из сторон этих отношений (государство в лице уполномоченных органов) безусловно обладает властными полномочиями, в связи с чем названная категория дел подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Указанная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016.
вопрос
Чем отличаются судебные извещения и вызовы? Когда административный ответчик считается извещенным надлежащим образом?
ответ
Часть 1 ст. 96 КАС РФ предусматривает, что лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
КАС РФ содержит и положение, согласно которому лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Такое согласие должно быть подтверждено распиской.
Таким образом, законодатель закрепил общее правило о порядке извещения участников административного судопроизводства. Извещение лиц, участвующих в деле, иных участников судебного разбирательства по административному делу о месте и времени судебного разбирательства, совершения отдельного процессуального действия является соблюдением принципа равенства и состязательности сторон. Если дело будет рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания, то судебное решение подлежит отмене (п. 2 ч. 1 ст. 310 КАС).
Действующее процессуальное законодательство разграничивает понятия «извещение» и «вызов».
В отношении лиц, участвующих в деле, используется понятие «извещение», а в отношении лиц, содействующих осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики), - «вызов».
КАС перечисляет круг субъектов, которые подлежат обязательному судебному извещению. К ним относятся лица, участвующие в деле, и другие участники административного судопроизводства.
В соответствии со ст. 37 КАС к лицам, участвующим в деле, относятся: стороны (административный истец и административный ответчик); заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
В случае участия в административном судопроизводстве нескольких административных истцов и (или) нескольких административных ответчиков (ст. 41 КАС) судебное извещение производится в отношении каждого из соучастников, поскольку каждый из соистцов и (или) соответчиков выступает в процессе самостоятельно. При замене ненадлежащего административного ответчика (ст. 43 КАС) рассмотрение дела производится с самого начала. Поскольку ненадлежащий административный ответчик с согласия административного истца выбывает из процесса, а его место занимает надлежащий административный ответчик, в этом случае после замены судебные извещения направляются только надлежащему административному ответчику. Если же административный истец не согласился на замену ненадлежащего административного ответчика, то извещение осуществляется как в отношении ненадлежащего административного ответчика, продолжающего участвовать в деле, так и в отношении надлежащего.
При вступлении в административное дело процессуального правопреемника (ст. 44 КАС) в отношении его также должно производиться судебное извещение.
При реализации судом права на объединение нескольких административных дел в одно производство (ст. 136 КАС) судебному извещению подлежат все лица, участвующие в объединенном деле.
Ответчик, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия (ч. 2 ст. 100 КАС РФ).
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 39 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
вопрос
В течение какого времени налоговый орган может взыскать обязательных платежей через суд общей юрисдикции?
ответ
На основании п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании долга в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
вопрос
Вправе ли суд апелляционной инстанции направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции административное дело, если оно рассмотрено судом в незаконном составе или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле?
ответ
Да, вправе. В силу п. 3 ст. 309, пп. 1 и 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.


Тэги: Прокуратура Приморского края