Уважаемые посетители сайта!
Сбор вопросов на Интернет-интервью со специалистами
Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю окончен.
Благодарим всех посетителей, оставивших свои вопросы.
Ответы будут размещаться на сайте по мере поступления.
Наиболее интересные будут размещены в газете "ВИП" и справочно-правовой системе "КонсультантПлюс: Приморский выпуск".
Законодательство о защите прав потребителей не содержит каких-либо указаний на этот счет. При возникновении такой ситуации необходимо действовать в рамках правоотношений с поставщиком и производителем товара и запросить копию гарантийного талона, предоставив доказательства отказа покупателя от приобретенного товара надлежащего качества.
Согласно ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Таким образом, при отказе потребителя от оказания услуг в определенный день (отъезд, болезнь) исполнитель обязан возместить заказчику внесенную заранее плату за вычетом фактически понесенных им расходов.
При этом по смыслу Закона при соответствующей просьбе заказчика исполнитель должен быть готов подтвердить понесенные расходы.
Исходя из содержания вышеназванных статей, возврат стоимости не оказанных услуг считается обязанностью исполнителя при условии, что ему заранее (в любой момент до начала оказания услуги) стало известно о том, что заказчик по каким-либо причинам не сможет либо отказывается ее получить.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В то же время отказ от договора оказания услуг по указанным основаниям не предусматривает возможности возмещения понесенных потребителем убытков (в данном случае - оплаты процентов по кредитному договору). При отказе исполнителя от добровольного урегулирования сложившейся ситуации потребителю необходимо обращаться за защитой в суд.
В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612, покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.
При этом категория товара значения не имеет, что подтверждается существующей судебной практикой. В то же время в случае отказа от товара после его доставки, с учетом категории товара (технически сложный) продавец вправе провести проверку качества товара с целью удостоверения в отсутствии недостатков эксплуатационного характера (не ронялась ли техника, не попадала ли влага и проч.).
При отказе продавца от добровольного урегулирования сложившейся ситуации потребителю необходимо обращаться за защитой в суд.
Согласно п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при рассмотрении споров, связанных с осуществлением безвозмездного устранения недостатков (гарантийного ремонта), следует иметь в виду, что при принятии товара для проведения данного ремонта у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) возникает обязательство перед потребителем по безвозмездному хранению этого товара, к которому применяются правила главы 47 ГК РФ о договоре хранения, если иное не предусмотрено Законом о защите прав потребителей (статья 906 ГК РФ).
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: -безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
-соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
-безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
-возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора.
Согласно ст. 15 ГК РФ, под убытками понимают расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ч. 3 ст. 29 Закона, требования, связанные с недостатками выполненной работы, могут быть предъявлены при принятии выполненной работы или в ходе выполнения работы либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы, в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
При передаче товара на гарантийный ремонт оформляется акт приема-передачи товара, в котором фиксируется внешний вид передаваемого изделия, а также обнаруженные потребителем недостатки. Акт приема-передачи заполняется продавцом либо специалистом сервисного центра в присутствии потребителя и является доказательством наличия каких-либо внешних повреждений изделия.
В Законе Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 «О защите прав потребителей» отсутствуют правовые нормы, регулирующие данный вопрос. В соответствии со статьей 211 Гражданского кодекса Российской Федерации риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 459 ГК РФ устанавливает, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). Иными словами, до момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин. Именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара.
Данное положение относится только к тем случаям, если имеет место случайная гибель товара.
Таким образом, если мебель не была надлежащим образом закреплена (установлена), если отсутствовала информация об осторожном (внимательном) поведении вблизи выставленной мебели, есть все основания полагать, что гибель мебели произошла случайно.
Однако учитывая тот факт, что Вами была уплачена сумма за поврежденный товар, возврат незаконно удержанных средств возможен исключительно в судебном порядке.
Приобрели накопительный водонагреватель, через месяц потек. Сдали в гарантийный ремонт, оказался неремонтопригоден. Решили произвести обмен. В связи с этим возникло несколько вопросов:
1) Получилось так, что заявление написано от имени моей бабушки. К ней приезжали снимать нагреватель и там она расписалась в заявлении на ремонт. Продавец требует, чтобы при процедуре обмена присутствовала она лично, либо заверенную нотариально доверенность. Но приехать она не может, далеко живет. Правомерно ли требовать в этой ситуации именно нотариально заверенную доверенность? Я не нашла в ГК РФ подтверждений, что она необходима. Можно ли использовать обычную доверенность?
2) Должен ли продавец взять на себя расходы по доставке и подключению нового нагревателя, на который будет произведена замена сломанного? Из закона о ЗПП ст. 18 п. 7 я поняла, что доставить должен Продавец за свой счет. Об установке не нашла информации.
1) Нотариальная доверенность удостоверяет право доверенного лица на совершение от имени доверителя сделки, требующей обязательного нотариального удостоверения, подачу заявления на государственную регистрацию прав или сделок, распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами.
Перечень сделок, требующих обязательного нотариального удостоверения, утвержден действующим законодательством. В договоре между сторонами может быть согласован пункт об обязательном нотариальном удостоверении доверенностей в случае их выдачи одной из сторон.
Если в документах, выданных Вам при заключении договора купли-продажи технически сложного товара, отсутствует подобный пункт, требование продавца о нотариальном удостоверении доверенности является превышением его прав.
В то же время в сложившейся ситуации (когда заявляет претензии один человек, а фактически пользуется другой, у продавца могут возникнуть обоснованные сомнения в воле лица, являющегося непосредственным потребителем, передавшим технику на ремонт.
2) Положения ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 о доставке крупногабаритного товара до потребителя не предусматривают обязанности по его установке. В то же время с учетом характера недостатков подлежат применению положения указанной статьи о праве потребителя потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Под убытками в данном случае можно понимать расходы, понесенные на отключение (снятие) водонагревателя (для направления продавцу) и последующее подключение нового водонагревателя (расходы, которые потребитель не понес бы в случае продажи ему изначально качественного товара).