(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Интернет-интервью со специалистами Прокуратуры Приморского края на тему: "Прокуратура Приморского края: на страже интересов граждан и предпринимателей"
Уважаемые посетители сайта!
 
Сбор вопросов на Интернет-интервью со специалистами Прокуратуры Приморского края окончен.
 
Благодарим всех посетителей, оставивших свои вопросы.
Ответы будут размещаться на сайте по мере поступления.
 
Наиболее интересные будут размещены в газете "ВИП" и справочно-правовой системе "КонсультантПлюс: Приморский выпуск".
 

 

 

вопрос
Госслужащий, уволившись и поступив на новую госслужбу, обязан ли уведомлять бывшего представителя нанимателя, если с ним заключён срочный служебный контракт?
ответ
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Несоблюдение указанной обязанности влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином. Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Так, п. 1 ст. 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе. Согласно пп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Таким образом, указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Поскольку поступление на государственную (муниципальную) службу бывшего государственного (муниципального) служащего, заключение с ним служебного контракта, в т.ч. срочного, не образует конфликт публичных и частных интересов, обращаться за получением согласия в указанную комиссию бывшему государственному (муниципальному) служащему не требуется.
Аналогичная позиция отражена в письме Минтруда России от 18.07.2013 № 18-2/10/2-4038 «Разъяснения по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции».
При этом, Минтруд России в соответствии с пп. «в» п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» является уполномоченным государственным органом на издание методических рекомендаций и других инструктивно-методических материалов, касающихся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.
Ответ подготовлен начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции -  Скориком Василием Николаевичем.
вопрос
Что делать, если пришло два штрафа за одно и тоже правонарушение?
ответ
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Таким образом, закон не допускает привлечение лица к административной ответственности за совершение одних и тех же действий.
При этом, если в действиях лица имеется состав различных административных правонарушений, то наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Указанный случай необходимо отличать от длящегося административного правонарушения, за совершение которого возможно привлечение лица к ответственности, в случае его выявления после вступления в силу постановления о признании лица виновным в совершении аналогичного правонарушения.
В случае привлечения лица к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Однако, поскольку постановление о назначении административного наказания уже вынесено и лицо привлечено к административной ответственности, оно вправе обратиться с жалобой на постановление, принятое повторно за аналогичное правонарушение, по которому ранее лицо уже наказано в административном порядке.
Порядок и сроки обжалования зависят от того, вступило ли в законную силу постановление о назначении административного наказания, а также от органа, вынесшего такое постановление.
Так, в случае если постановление по делу об административном правонарушение не вступило в силу оно подлежит обжалованию в порядке, установленном статьей 30.1 КоАП РФ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления:
вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
В случае пропуска срока на подачу жалобы по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Порядок подачи жалобы на вступившие в законную силу судебные постановления по делу об административном правонарушении предусмотрен статьей 30.12 КоАП РФ.
Такая жалоба подается в Приморский краевой суд. Срок на подачу жалобы законом не ограничен.
При этом, следует иметь в ввиду, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не допускает оспаривания в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного органом или должностным лицом, в случае если это постановление до вступления его в законную силу не было обжаловано в установленном порядке в суде.
Ответ подготовлен начальником отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе - Будловым Иваном Михайловичем.
вопрос
Допускается ли предъявление иска в арбитражный суд несколькими истцами?
ответ
Иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (статья 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Такое процессуальное соучастие допускается в следующих случаях:
- если предметом спора являются общие права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков;
- если права и (или) обязанности нескольких истцов либо ответчиков имеют одно основание;
- если предметом спора являются однородные права и обязанности.
О вступлении в дело соистца или об отказе в этом выносится определение. Соистцы могут вступить в дело до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции.
Определение об отказе в удовлетворении ходатайства о вступлении в дело соистца может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство, в срок, не превышающий десяти дней со дня его вынесения, в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Каждый из истцов по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким из них.
Ответ подготовлен начальником отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе - Будловым Иваном Михайловичем.
вопрос
Предусмотрено ли законом восстановление юридическому лицу срока исковой давности при обращении в арбитражный суд?
ответ
Течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком.
При этом, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Вместе с тем, законом в исключительных случаях предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока исковой давности, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца – физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства (статья 205 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанной нормы срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Ответ подготовлен начальником отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе - Будловым Иваном Михайловичем.
вопрос
В какой суд следует обращаться с заявлением о взыскании задолженности по заработной плате, если работодатель – должник находится в Санкт-Петербурге, а работник после увольнения проживает в Приморском крае?
ответ
Дела по спорам о защите трудовых прав, в том числе о взыскании задолженности по заработной плате, имеющейся перед работником, подсудны районному суду.
По общим правилам подсудности иск к организации предъявляется в суд по месту ее нахождения. Если работодателем является индивидуальный предприниматель, то иск предъявляется в суд по месту его жительства.
Вместе с тем статьей 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действующей с 03.10.2016 в новой редакции, предусмотрены случаи, когда истец вправе выбрать суд, в которой он желает обратиться за защитой своих нарушенных прав.
Так, иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться в суд по месту жительства истца.
Кроме этого, если в трудовом договоре указано место его исполнения, то иск, вытекающий из такого договора, может быть предъявлен в суд также по месту его исполнения.
Помимо этого, если работник работал в филиале или представительстве организации, то тогда он вправе обратиться в суд также по месту нахождения ее филиала или представительства.
По таким делам право выбора между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.
Ответ подготовлен начальником отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе - Будловым Иваном Михайловичем.
вопрос
В какие сроки Управляющая компания обязана произвести ремонт неисправного стояка холодного водоснабжения?
ответ
В приложении № 2 к постановлению Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» установлены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования. Так, при неисправности трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, газооборудования) ремонтные работы проводятся немедленно.
Ответ подготовлен начальником управления по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства - Юлией Алексеевной Силаковой.
вопрос
Какие меры могут быть приняты к собственнику земельного участка за необеспечение публичного сервитута, предоставляющего право прохода и проезда по участку неопределенному кругу лиц?
ответ
В силу ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Законом Приморского края от 05.03.2007 № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» административная ответственность за несоблюдение условий публичного сервитута не предусмотрена.
Вместе с тем, в силу прямого указания закона (ст.ст. 23, 64 Земельного кодекса Российской Федерации) земельные споры, в том числе, связанные с соблюдением условий использования земельных участков, обремененных сервитутом, рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, лица, права и законные интересы которых нарушаются в результате необеспечения собственниками указанных земельных участков публичного сервитута, вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
Ответ подготовлен начальником управления по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства - Юлией Алексеевной Силаковой.
вопрос
Обязана ли Управляющая компания проводить годовое отчетное собрание перед жильцами? Что именно должно быть отражено в отчёте управляющей компании за год, и как эти данные могут проверить собственники жилья? Что подразумевается в термине «прочие расходы» в итогах работы за год?
ответ
Согласно ч. 1 ст. 45, под.6 ч. 5 ст. 161.1, ч. 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей. Совет многоквартирного дома, в том числе представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 31.07.2014 3 № 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах» в приложении № 2 утверждена примерная форма отчета управляющей организации. При этом, данная форма содержит информацию (о суммах, полученных управляющей организацией по заключенным от имени собственников помещений в многоквартирном доме договорам об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров аренды общего имущества, на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), направлении расходования таких сумм; о результатах сверки расчетов за оказанные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о суммах, начисленных и поступивших в отчетном периоде взносов на капитальный ремонт, размер фонда капитального ремонта на дату составления отчета, а также о суммах, использованных в отчетном периоде средств фонда капитального ремонта по назначениям (в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете регионального оператора); о взысканиях, штрафах, и иных санкциях к управляющей организации со стороны органов государственного жилищного контроля и надзора, а также судебных исках, в которых истцом или ответчиком выступает управляющая организация и др.). При этом, данная форма не содержит сведений о прочих расходах.
Проверить указанные данные собственники могут путем изучения в управляющей организации первичной документации.
Ответ подготовлен начальником управления по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства - Юлией Алексеевной Силаковой.
вопрос
Как распределяются доли родителей и несовершеннолетних детей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное исключительно за счет средств материнского (семейного) капитала?
ответ
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Согласно п. 5 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации в случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.
Так, в силу п. 1 ст. 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Данная правовая позиция поддержана и конкретизирована Верховным Судом Российской Федерации (п.п. 10, 12, 13, 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016).
Таким образом, доли родителей и детей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное исключительно за счет средств материнского (семейного) капитала, являются равными.
Ответ подготовлен начальником отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры Приморского края - Мельниковым Артёмом Юрьевичем.
вопрос
Положена ли мне компенсация 50% за детский сад, если первому ребёнку 14 лет, второму 2 года? И каким документом это подтверждается?
ответ
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация платы за присмотр и уход за детьми.
Размер такой компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом № 273-ФЗ установлены только минимальные ограничения размера данной компенсации. В частности, размер компенсации не должен быть менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка; не менее 50% размера такой платы на второго ребенка; не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 217-КЗ «О защите прав ребенка в Приморском крае» компенсация выплачивается:
- на первого ребенка - в размере 20% процентов установленного Администрацией Приморского края среднего размера платы за присмотр и уход;
- на второго ребенка - 50%;
- на третьего ребенка и последующих детей - 70%.
Таким образом, Вам положена компенсация на второго ребенка в размере 50% размера платы за присмотр и уход.
Необходимо помнить, что компенсация производится, исходя не из фактически внесенных средств, а из среднего размера платы, установленного Администрацией Приморского края.
Ответ подготовлен начальником отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры Приморского края - Мельниковым Артёмом Юрьевичем.
вопрос
Подскажите, пожалуйста, при 100% оплате строящейся недвижимости в жилом комплексе, могу ли я считаться собственником, согласно ст. 223 ГК РФ? Или я вынуждена ждать сдачу жилого комплекса и получение права собственности?
ответ
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в порядке Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В случае инвестирования денежных средств в строительство многоквартирных домов в рамках Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства возникает только после государственной регистрации соответствующего права, которая допускается после получения застройщиком в установленном законом порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и передачи участнику объекта недвижимого имущества по передаточному акту.
Ответ подготовлен начальником управления по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства - Юлией Алексеевной Силаковой.
вопрос
Имеются ли правовые основания у жильцов многоквартирного дома и какие, требовать у органа местного самоуправления (Администрации г. Владивостока) за счёт городского бюджета заасфальтировать и благоустроить придомовую территорию?
ответ
В силу пп.5 п. 1 ст. 16, ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к вопросам местного значения Владивостокского городского округа. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением указанных вопросов, исполняются за счет средств местного бюджета.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частью 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу указанной статьи, а также с учетом положений пунктов 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества в силу закона считается возникшим у собственников помещений в многоквартирном доме с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при условии, если соответствующий земельный участок был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, правовым критерием распространения режима общей долевой собственности на расположенные за пределами здания объекты является их предназначенность для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и нахождение в границах земельного участка, на котором расположен жилой дом.
По смыслу указанных норм законодательства, с учетом положений статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя содержания дороги, включенной в границы земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома, и, соответственно, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, возложено на собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме при условии, если такая дорога не отнесена законом к объектам дорожной инфраструктуры, в отношении которых дорожная деятельность осуществляется за счет средств бюджета.
Ответ подготовлен начальником управления по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства - Юлией Алексеевной Силаковой.
вопрос
1. 25.07.2014. вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза".частьV п.5.7."Дети,туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания". Правомерны ли действия заведующей д/с,оформившей приказ о недопуске ребенка в учреждение. При наличии в мед.карте ребенка официально оформленного отказа ,осуществленного в рамках реализации родителями своих обязанностей заботиться о здоровье своих детей и защищать права и законные интересы детей (статьи 63, 64 Семейного кодекса РФ), а также в соответствии с правом на отказ от медицинского вмешательства, предусмотренного пп. 8 п. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Существует ли на территории гор. Владивостока Алгоритм обследования детей на туберкулез при отказе родителей/законных представителей от внутрикожной иммунодиагностики?

3. Распространяется ли на таких детей срок,установленный пунктом 5.7 п.п.1 ( 1 месяц) СП 3.1.2.3114-13?
ответ
1. Согласно ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Отсутствие профилактических прививок не влечет отказ в приеме граждан в образовательные учреждения, за исключением случаев возникновения массовых инфекционных заболеваний или угрозы возникновения эпидемий.
Федеральным законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» также предусмотрено оказание противотуберкулезной помощи при наличии согласия граждан.
Таким образом, отказ от вакцинации против туберкулёза не влечёт за собой отказ в приёме ребенка в образовательное учреждение.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Так, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 № 60 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» (далее – Правила).
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункту 1.3 Правил их соблюдение является обязательным для физических и юридических лиц.
Учитывая изложенное, при отсутствии соответствующего заключения (консультации врача-фтизиатра) ребёнок может быть не допущен в образовательную организацию.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья.
Таким образом, порядок обследования несовершеннолетних может быть уточнен в учреждении здравоохранения (при обследовании у врача).
3. Требования п. 5 Правил направлены на раннее выявление туберкулеза у детей и на предупреждение его распространения среди несовершеннолетних.
Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином (далее - проба Манту) ставят 1 раз в год, независимо от результата предыдущих проб.
Проба Манту проводится 2 раза в год детям, не вакцинированным против туберкулеза по медицинским противопоказаниям, а также по причине отказа родителей от иммунизации ребенка, до получения ребенком прививки против туберкулеза.
При наличии оснований, после получения пробы Манту дети направляются на консультацию в противотуберкулезный диспансер по месту жительства.
Дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации.
Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.
Конкретный срок для получения заключения указанными Правилами не установлен.
Ответ подготовлен начальником отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры Приморского края - Мельниковым Артёмом Юрьевичем.


Тэги: Прокуратура Приморского края