(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Анонс. Видео консультант Горячая информация Обзоры Главная книга Приморский выпуск Семинары и тренинги Газета ВИП Информация от наших партнеров



Интернет-интервью со специалистами Управления федеральной антимонопольной службы РФ по Приморскому краю на тему: «Практика применения законов о закупках: 44-ФЗ и 223-ФЗ»

Уважаемые посетители сайта!

 
Сбор вопросов на Интернет-интервью со специалистами
Управления федеральной антимонопольной службы РФ по Приморскому краю окончен.
 
Благодарим всех посетителей, оставивших свои вопросы.
Ответы будут размещаться на сайте по мере поступления.
 
Наиболее интересные будут размещены в газете "ВИП"
и справочно-правовой системе "КонсультантПлюс: Приморский выпуск".
 
 
 
вопрос
Необходимо ли включить в план-график на 2017 год так называемые "переходящие" контракты, заключенные в 2016 году, исполнение которых приходится на 2017 год?
ответ
В случае, если период осуществления закупки, включаемой в план-график закупок, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации превышает срок, на который утверждается план-график закупок, в план-график закупок также включаются сведения о закупке на весь срок исполнения контракта.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России - Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
Через какое время в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" после первоначального размещения плана-графика могут быть начаты процедуры закупки (направление извещения)?
ответ
На следующий день (либо в тот же день) после размещения плана-графика, поскольку Закон о контрактной системе иных указаний не содержит.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России - Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
В соответствии со статьей 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи (часть 3).

Идет реставрация здания (памятника). В реставрационной проектной документации эксперт указал конкретные виды марок необходимого оборудования. Является ли это нарушением закона?
ответ
Если указанные в закупочной документации товарные знаки не сопровождаются словами "или эквивалент", то это будет прямым нарушением закона. Указание экспертом конкретных видов марок в реставрационной проектной документации нарушением закона о контрактной системе являться не будет.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России - Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
В договорах заказчиков есть сноска (В случае, если Государственный контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма оплаты уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Государственного контракта), а также пункт в договоре (В случае, если настоящий контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта).

Разъясните, пожалуйста, на кого распространяются эти требования в договоре, только на физических лиц, или на все организации (ООО, ИП), находящиеся на упрощенной системе налогообложения?
ответ
Указанные требования распространяются только на физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и не занимается частной практикой.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России - Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
В соответствии со статьей 33 Закона 44-ФЗ заказчики должны применять в описании стандарты и регламенты Российской Федерации. В рамках этой нормы вопросы:

Есть технические условия (ТУ, СТО), которые содержат требования к конкретной продукции, запатентованной правообладателем. Однако, есть ТУ ещё советских времен, продукция по которым выпускается не одним производителем. Особенно много таких в строительной области. По ТУ 80-х годов много в электротехнических изделиях, выпускают битумы, мастики, краски, и т.д. Имеет ли право заказчик при описании товара использовать данные ТУ? Если да, то при каких условиях (что нужно или не нужно указать в документации)?
ответ
Если данные ТУ действующие, то при описании объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены такими ТУ. Требования к описанию объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России - Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
В части 3 статьи 66 Закона 44-ФЗ указаны требования к 1 частям заявки. В случае, если документация не содержит товарный знак и т.д. (далее - "ТЗ"), всё ясно. Но в исключительных случаях, когда нужно указать в описании "ТЗ или эквивалент" возникают сомнения по данному вопросу.
ответ
В случае, если в документации содержится указание на товарный знак, то заявка на участие в закупке должна содержать либо только согласие на поставку такого товара (если будет поставлять товар с товарным знаком, указанным в документации), либо конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией (если будет поставлять товар, эквивалентный товару с товарным знаком, указанным в документации).
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России - Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
Через какое время в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" после добавления новой позиции плана-графика могут быть начаты процедуры закупки (направление извещения)?
ответ
Не ранее чем через десять дней со дня внесения изменений в единой информационной системе.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
Нужно ли проводить внутреннюю экспертизу и приемку товара к контрактам, заключенным с единственным поставщиком (до ста тысяч)? Может ли быть товарная накладная, чек, акт оказанных услуг (закрывающие документы)  подтверждающими документами о проведении внутренней экспертизы?
ответ
Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 - 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Следовательно, в вышеуказанных случаях заказчик обязан провести экспертизу результатов, предусмотренных контрактом.
При этом, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги (накладная, чек, акт оказанных услуг). Отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
Нужно ли размещать субъектам малого предпринимательства годовой отчет о закупках за 2016 год, если закупки не осуществлялись (работали по 223-ФЗ)?
ответ
Не совсем корректный вопрос. Если по 223-ФЗ. Информацию о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, формируется организациями, объем выручки которых за предшествующий календарный год превышает 2 млрд. руб.; госкомпаниями, созданными на основании федерального закона; акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.
Если по 44-ФЗ. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. Если такие закупки в отчетном периоде не осуществлялись, то необходимо разместить отчет с нулевыми показателями.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
Согласно последним изменениям в законодательстве о проведении закупок муниципальные предприятия обязаны с 1 января 2017 перейти на процедуру закупок, регламентируемую 44-ФЗ вместо предыдущего 223-ФЗ. Сложилась ситуация, при которой Заказчик (МУП) провел торги по 223- ФЗ и в декабре 2016 подписал контракт с Поставщиком. Контракт не предусматривал возможность исполнения договора третьим лицом (субподрядчиком). Однако, уже в январе 2017 Поставщик оказался неспособным выполнить контракт своими средствами и заключил агентский договор со сторонней компанией, готовой выполнить поручение по поставке требуемого товара в необходимом количестве и качестве напрямую Заказчику (МУП) за свой счет, при условии, что ее принципал (Поставщик по Контракту) получит дополнительное соглашение от своего заказчика (МУП) о переводе средств на свой расчетный счет по факту поставки и подписания ТТН между сторонами Контракта.

Таким образом, существенные условия самого Контракта (стоимость, кол-во, качество, сроки, Поставщик) при включении третей стороны в схему поставки не меняется. Сложность только в юридическом и бухгалтерском обосновании перевода денег за товар третьему лицу, поскольку без разрешения данного вопроса Контракт фактически будет не выполнен, а Поставщик рискует потерять своего клиента в лице Заказчика.

Вопрос - имеет ли МУП возможность на сегодняшний день внести вышеуказанное изменение в Контракт в рамках законодательства о контрактной системе проведения торгов и ГК РФ?
ответ
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Поскольку, в рассматриваемом случае, договор заключен в соответствии с 223-ФЗ, то и отношения, связанные с его исполнением, попадают под действие 223-ФЗ.
Исходя из части 5 статьи 4 223-ФЗ, допускается изменение только объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или срока исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, при заключении и исполнении договора.
Таким образом, заказчик вправе вносить изменения в заключенный договор только в вышеназванных случаях.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
В соответствии со статьей 33 Закона 44-ФЗ заказчики должны применять в описании стандарты и регламенты Российской Федерации. В рамках этой нормы вопрос:

Можно ли применять зарубежные стандарты. Например,  рынок строительных материалов зачастую применяет европейские стандарты. Например, класс применения линолеумов: EN ISO 10874 (EN 685) 34 (очень высокая нагрузка в общественных помещениях). Зачастую это единственная информация, которую может проверить заказчик, не сдавая товар на экспертизу в лабораторию. Если можно, то при каких условиях (что нужно или не нужно указать в документации)?
ответ
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Тем самым. если перечисленным законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность применения международных (европейских) стандартов, то такие стандарты могут использоваться при описании объекта закупки.
При этом в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования таких стандартов.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
Провели запрос котировок на поставку бензина АИ-92. Получили три заявки. В двух из них указанны характеристики "октановое число не менее 80 и не более 92". Можем ли мы отклонить эти заявки, в связи с тем, что участник не указал конкретные характеристики товара?
ответ
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, котировочная заявка должна содержать согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.
В случае, если в форме котировочной заявки содержится требование об указании участниками закупки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным извещением о проведении Запроса котировок, то отклонение указанных выше заявок будет правомерным.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России - Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
Возможно ли заключение контракта с единственным поставщиком (монополистом) не на пятый день после опубликования извещения, а позже, поскольку Исполнитель не своевременно предоставил нам контракт?
ответ
Возможно. Закон № 44-ФЗ устанавливает только требования к минимальному сроку размещения в ЕИС извещения об осуществлении такой закупки до даты заключения контракта. Т.е. ранее пяти дней со дня размещения извещения ЕИС заключить контракт нельзя, позже – можно.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России - Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
Вопрос по 44-ФЗ. Мы проводим совместный конкурс на приобретение продуктов питания, нас 9 участников. Будет ли считаться ошибкой то, что у некоторых участников в планах-графиках функциональные характеристики объекта закупки сформулированы по-разному, например: творог весовой 9% жирности и творог 9% жирности? Или нужно всем 9 участникам заполнять свои планы-графики как под копирку? Каким нормативно-правовым актом установлено, что функциональные характеристики объекта закупки в планах-графиках должны быть слово в слово одинаковыми у всех участников совместных торгов?
ответ
В план-график включается информация в отношении каждой закупки, в том числе наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключаемым в соответствии с ГК РФ И Законом № 44-ФЗ, в котором должна содержаться информация об объекте закупки.
Организатор совместного конкурса или аукциона разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать сведения, установленные Законом № 44-ФЗ, в том числе описание объекта закупки.
Предполагается, что информация об объекте закупки, указанная в соглашении, должна совпадать с информацией об объекте закупки, указанной в извещении о закупке и в плане-графике.
После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона. Одновременно с этим заказчик может внести соответствующие изменения в план-график в части описания объекта закупки.
Между тем, частью 8 статьи 21 Закона № 44-ФЗ особенности включения в план-график информации о совместных конкурсах и совместных аукционах могут быть установлены Правительством Российской Федерации. В настоящее время такие особенности не установлены.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России - Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
Заказчик требует предоставить накладные, счета-фактуры на приобретение материалов по заключенному контракту по 44-ФЗ. Правомерны ли требования заказчика?
ответ
Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 456 ГК РФ продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, если предоставление указанных документов предусмотрено законом, иным правовым актом или договором (контрактом), то описанные действия заказчика являются правомерными.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России - Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
Электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 Федерального закона № 44-ФЗ, в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта. В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 44-ФЗ, установленном статьей 70, обязан ли я заключать контракт с участником, подавшем заявку ранее других участников на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям? Если нет, то какая формулировка основания для проведения повторной процедуры закупки?
ответ
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 71 Закона № 44-ФЗ, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 Закона 44-ФЗ, заказчик обязан заключить контракт с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана ранее других заявок на участие в таком аукционе.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России - Петровым Алексеем Лаврентьевичем.
вопрос
Нашу заявку на участие в аукционе отклонили. Причина отклонения: непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, или представление недостоверной информации (Отказ по п. 1 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). Объяснили это тем, что в приложении к первой части заявки (Описание объекта закупки) мы не указали точное наименование печатного СМИ (журнала) и телеканала, где будут транслироваться ролики о Заказчике. Мы перечислили в приложении к заявке все требуемые характеристики, указанные в аукционной документации, кроме конкретного наименования СМИ. Правомерно ли в данном случае отклонение? И можем ли мы его как-то обжаловать?
ответ
Указанной информации недостаточно для правовой оценки действий закупочной комиссии. Необходимо проанализировать закупочную документацию. Возможно, заказчиком были допущены нарушения при описании объекта закупки и установлении требований к заявкам на участие в закупке. В любом случае, если считаете, что указанным решением нарушены ваши права и законные интересы, то обжалуйте его в соответствующий контрольный орган.
Ответ подготовлен заместителем руководителя Приморского УФАС России - Петровым Алексеем Лаврентьевичем.


Тэги: Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю