(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Новые правила для маломерных судов
В Приморском крае навигация для маломерных судов была открыта еще 15 апреля. И для многих судовладельцев будет важно узнать, что в этом году произошел ряд изменений, касающийся порядка оказания госуслуг ГИМС МЧС России. Как же теперь проходит освидетельствование судна, как выглядит новый судовой билет, какие изменения внесены в экзаменационную программу? Об этом корреспондентам объединенной редакции видеоновостей «Консультант: территория права» и газеты «Ваш информационный партнёр» рассказал заместитель руководителя Главного управления МЧС РФ по Приморскому краю, главный государственный инспектор Приморского края по маломерным судам Леонид Флорович МАКОВЕЦКИИ (на фото).
 
- Леонид Флорович, расскажите, пожалуйста, какие изменения произошли в оказании государственных услуг по государственной регистрации маломерных судов?
 
- С 1 января 2017 года вступил в силу Регламент по оказанию государственных услуг по государственной регистрации маломерных судов. Каких-либо особенных изменений он не внес, но упорядочил работу ГИМС. Изменил он в основном формы бланков. Сейчас Регламент соответствует Евразийскому экономическому союзу. До этого мы входили по классификации и освидетельствованию судов в Таможенный технический регламент.
В свою очередь ГИМС оказывает услуги и в случае, если человек приходит лично, и в случае, если оставляет заявку в электронном виде. Если у нас не возникает вопросов по документам, то производится процедура оформления, которая в течение трех дней обязывает нас выдать человеку судовой билет. Билет подтверждает право собственности и право плавания под государственным флагом Российской Федерации.
 
- Как поменялась форма судового билета?
 
- Главное и основное - форма судового билета сейчас представлена форматом А4. Я рекомендую при получении судового билета сразу сделать его копию в том подразделении, где вы зарегистрировали свое маломерное судно и заверить эту копию печатью соответствующего органа, где вы зарегистрировались. Можно заверить копию у нотариуса.
Дело в том, что на сделанную копию будут наноситься отметки об обременении или ограничении. При этом сам оригинал судового билета будет находиться у вас дома. Хочу обратить особое внимание судовладельцев на то, что судовой билет нельзя ламинировать. Но заверенная копия должна быть в обязательном порядке на борту судна.
 
- Следует ли обменивать судовые билеты старого образца?
 
- Если человек пользуется своим имуществом и не планирует его обмен или продажу, то ничего обменивать не надо. А при продаже, перерегистрации, утере или если закончилось место, куда ставить отметки, производится замена судовых билетов на новые. Старый билет изымается. А если судно устарело и не может пройти освидетельствование на годность к плаванию, то оно предъявляется в инспекцию, где составляется акт, что данное судно не может использоваться по назначению. И владелец получает свидетельство об исключении судна из судового реестра. Потом это судно уходит в разборку или металлолом, это решает хозяин, и судно больше существовать не будет.
 
- Поменялись ли требования к внешнему виду судна?
 
- Да, касаются они номеров. Помимо того, что было: три буквы и четыре цифры, - добавилось, как и на автомобильных номерах: аббревиатура RUS и номер региона. В нашем случае это RUS 25. Теперь, если владелец судна физическое лицо, то у него номер выглядит в такой последовательности: буква-четыре цифры-две буквы и RUS 25. Если это юридическое лицо, то идут три буквы подряд и четыре цифры, которые зависят от того, в каком подразделении зарегистрировано судно.
Отдельным пунктом в Регламенте уделено внимание государственному флагу Российской Федерации. Поскольку владелец маломерного судна получает не только право собственности, но и право несения флага, он обязан на своем судне нести флаг Российской Федерации. Флаг обычно устанавливается на корме или в задней части судна, или на самой высокой точке. Но поскольку речь идет о маломерных судах, а они бывают маленькие, например, резиновые лодки, то для таких судов Регламент предусматривает нанесение изображения флага Российской Федерации непосредственно на борт. Рекомендации по нанесению можно уточнить у инспектора, он конкретизирует, в каком месте это будет оптимально.
 
- Какие именно суда находятся в ведомстве ГИМС?
 
- Наша инспекция оказывает государственную услугу по надзору за судами, которые не занимаются коммерческой деятельностью и используются в некоммерческих целях. То есть прогулки, любительские рыбалки, отдых, выезды на острова и так далее и тому подобное. Это суда до 20 метров и не более 12 человек на борту.
В случае, если владелец маломерного судна планирует заниматься не любительской рыбалкой, а прибрежным ловом, либо перевозкой пассажиров, либо какими-то научными разработками, то в данном случае маломерное судно идет под юрисдикцию капитана порта, и должно соблюдать уже требования Минтранса и его регламенты.
 
- Как сейчас проходит освидетельствование судна?
 
- Я хотел бы обратить внимание на то, что освидетельствование проводится теперь раз в пять лет. Первый раз это нововведение было введено в 2012 году, как раз пять лет назад. И основная масса будет проходить освидетельствование уже в этом году.
Хотелось бы, чтобы владельцы маломерных судов обратили внимание на то, когда они проходили освидетельствование последний раз и прибавили бы к дате пять лет, чтобы подготовиться к процедуре. Уже сейчас, с началом навигации для маломерных судов, люди начали подготавливать и предъявлять суда на освидетельствование. К процессу необходимо внимательно подготовиться, потому что это безопасность, связанная, прежде всего, с нахождением на борту человека. Безопасность самих же граждан, которые владеют этим судном.
Представление судна на освидетельствование проходит в два этапа. Сперва отдельно осматривают корпус, инспектор его актирует. Потом, на воде, проверяется оснащенность спасательными и навигационными средствами, работоспособность двигателя. Только после этого акт о прохождении очередного пятилетнего освидетельствования выдается судовладельцу. В судовом билете ставится отметка о прохождении, и через пять лет мы ждем вас на очередное освидетельствование.
Бывают и внеочередные освидетельствования. Например, после ремонта или для подготовки к дальнему переходу.
 
- Как поменялись экзаменационные программы?
 
- Утвержден Регламент по аттестации услуг на право управления маломерным судном. Федеральный закон № 36-ФЗ внес понятие, что такое маломерное судно и конкретизировал, что это судно до 20 метров и до 12 человек на борту. Это понятие вошло во все нормативные кодексы Российской Федерации, что в Кодекс внутренних водных путей, что - морского мореплавания. Соответственно, были разработаны новые экзаменационные билеты.
Сейчас уже нет категорий «мотолодка» и «катер». Сейчас это моторное судно до 20 метров, и оно едино. Есть еще категории «гидроцикл», «парусное судно» или «судно особой конструкции».
На соответствующие категории разбиты и вопросы к билетам: гидроцикл, моторное судно, парусное и судно особой конструкции. Билеты разделены и на районы плавания: это внутренние пути (где нет судоходства), внутренние водные пути (судоходные реки типа р. Амур), и морское прибрежное и морское территориальное. Поэтому человек, приступая к экзамену, выбирает категорию, по которой он хотел бы пройти аттестацию и сдает район плавания. Для нас актуальные категории это морское прибрежное и тип моторный тип судна. Многие в частном порядке сдают на гидроциклы и на парусные судна.
 
- Какие рекомендации есть у ГИМС МЧС России для владельцев маломерных судов в связи с открывшейся навигацией?
 
- Основная рекомендация у нас одна и она остается постоянной в принципе. Обратите внимание на прогноз погоды. От этого зависит все, и с учетом прогноза надо планировать поездку. Одно дело, если вы планируете выйти в море с утра и до вечера, и совсем другое - если планируете поездку на все выходные. К примеру, смена ветров у нас происходит два раза в сутки. А от погоды зависит и количество провизии, воды, топлива и ваш моторесурс, насколько далеко вы планируете отойти. Прогноз надо не просто послушать, а уметь его проанализировать. Надо проверить, в каких направлениях будет ветер, какой будет его сила, будет ли дождь или туман.
В целом, владельцам я хотел бы пожелать удачного плавания и удачного отдыха.
 
Беседовали Е. ПАВЛОВА, С. СЕМЕРИКОВ.
Фото С. СЕМЕРИКОВА.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер» № 09 (359) май 2017 г.
 
29.05.2017