(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Приморью нужны «технари», а абитуриенты выбирают гуманитарные и экономические специальности
Е. Черновицкая, заместитель директора Департамента образования и науки
Приморского края
Приоритетный национальный проект «Образование», действует на территории России уже пятый год. В рамках его реализации подразумевается выявление и поддержка лидеров в образовательных услугах, создание новых учебных заведений, направленных на повышение качества профессионального образования и его взаимозависимости с экономикой страны. В частности, в Приморье уже создан Дальневосточный федеральный университет. О том, какие перспективы развития образования в нашем регионе корреспондент «ВИП» попросил рассказать заместителя директора Департамента образования и науки Приморского края Екатерину Вениаминовну ЧЕРНОВИЦКУЮ.
 
- Екатерина Вениаминовна, система ЕГЭ действует уже несколько лет. Можно ли сказать, что эта система более действенная, нежели та, которая была до этого – экзамены, тестирование, средний балл аттестата?
 
- В Приморском крае система поступления по результатам сдачи единого госэкзамена осуществляется уже второй год. При всех ее обсуждаемых недостатках, следует отметить, что эта система позволяет, как минимум отсеять всех абсолютно безграмотных людей, которым в вузах, честно говоря, делать нечего. Эта система интересна, прежде всего, для вузов средней руки, куда идут абитуриенты сразу после сдачи ЕГЭ. А вот учебные заведения, ориентированные на более сильного абитуриента и заинтересованные в получении более серьезного студента, наверное, были бы заинтересованы в личном отборе кандидатов на ту или иную специальность.
Например, это относится к формирующемуся федеральному университету. Очевидно, что там должны быть не только «звезды-преподаватели», но и учиться «звезды-студенты». Поэтому неслучайно ряд университетов, таких как Московский государственный университет, имеет ряд дополнительных возможностей отбора абитуриентов для себя.
Я думаю, что и Дальневосточный федеральный университет будет ориентироваться, прежде всего, на «высокобальников», и каких-то преференций для себя при отбора более сильных абитуриентов будет добиваться. Однако хочу отметить, что через систему поступления по результатам сдачи ЕГЭ мы приближаемся к общепринятому в Европе стандарту, а это уже положительный момент.
 
- С учетом создания ДВФУ, изменилось ли отношение к науке и образованию в Приморском крае, и выделяются ли дополнительные средства на развитие научной и образовательной деятельности?
 
- Отношение к науке в Приморье крае всегда было самое серьезное. Наш край один из самых наукоемких в России. На территории края расположены академические институты ДВО РАН, вузы и поэтому говорить о том, что с созданием нового университета что-то кардинально изменится, я бы не стала.
Давно сложилась практика, при которой университеты ориентируются в своей работе на совместную деятельность с учреждениями академии наук. И уже выработано немало замечательных примеров такого сотрудничества, когда преподаватели и ученые работают в совместных лабораториях, научно-образовательных центрах, и наша молодежь, наши студенты имеют возможность приобщиться к научным исследованиям уже на стадии подготовки. Большое значение имеют и те мероприятия по популяризации науки, которые для школьников уже второй год проходят в Приморском крае. Я говорю о фестивалях науки, проводимых в регионах России.
В этом году этот фестиваль проводился в октябре, был торжественной открыт в одно время МГУ и ДВГУ, и в нем приняло участие коло 2 тысяч школьников Приморья. Конечно же, эти мероприятия помогают ребятам сориентироваться в выборе и профессии, и дальнейшей деятельности, особенно тем из них, кто действительно хочет заниматься наукой и исследованиями.
Надо сказать, что многие вузы достаточно активно и интересно развивают этот вид работы со студенчеством. Например, федеральный университет формируется и как научно-исследовательский вуз, и как инновационный.
В ближайшие три года российские вузы получат от государства 12 млрд. рублей на научно-исследовательскую работу, 8 миллиардов на поддержку малых инновационных предприятий, 19 – на поддержку совместных проектов вузов и организаций, связанных с высокотехнологичным производством. Такие цифры, содержатся в постановлениях Правительства России, направленных на поддержку научной и научно-практической деятельности в ведущих российских вузах. Это очень хорошие средства для развития вуза в в целом и для поддержки лучших научных кадров.

- Повлияло ли создание ДВФУ на выбор абитуриентов будущих специальностей?
 
- Дальневосточный федеральный университет создан совсем недавно и о его становлении заговорили уже после того, как прошел набор в вузы. Конечно, я думаю, что ребята, поступая в ДВГУ, ориентировались на то, что в итоге они окончат Дальневосточный федеральный университет. Может это, в какой-то степени и сыграло свою роль при выборе учебного заведения. Ведь не смотря на то, что в состав ДВФУ войдут четыре вуза, базовым останется все-таки ДВГУ. Это было понятно еще весной, когда ребята выбирали дисциплины для сдачи ЕГЭ.
В основном абитуриенты были предметы гуманитарной направленности – обществоведение, историю. Можно сказать, что они ориентировались все-таки на поступление в классический вуз.
Надо сказать, что все последние годы, несмотря на прогнозы экспертов о том, что в будущем будут востребованы специалисты в области компьютерных технологий, математики, инженерного дела, очень небольшая часть выпускников выбирает для сдачи ЕГЭ физику и информатику, то есть те предметы, которые бы позволили им поступить в технический вуз. Большинство вчерашних школьников по-прежнему ориентируются на гуманитарные специальности – экономику, юриспруденцию, языковые программы. На эти специальности сегодня самый высокий конкурс. И хотя в этом году набор состоялся, и студенты пришли хорошие, все-таки хотелось бы, чтобы конкурсный набор был повыше именно на специальности технического характера. Полагаю, что наша совместная с вузами профориентационная работа с абитуриентами, со школьниками будет несколько иной, чем сейчас.
 
- Можно ли отметить тенденцию, что выбирая специализацию, поступающие больше склоняются к выбору профессий, которые пригодятся при и после прохождения саммита АТЭС? На ваш взгляд, изменился ли в связи с форумом выбор абитуриентов в сторону тех или иных специальностей?
 
- Специального набора в вузы на специальности «под саммит АТЭС», конечно же нет.
Во-первых, подготовка специалистов требует времени, а саммит, как говорится, уже не за горами. И обслуживать его будут выпускники вузов, поступившие на 1 курс 2-3 года назад. Во-вторых, специальности связанные с международными отношениями, политикой, языковыми программами, гостиничным бизнесом, туризмом – всегда были востребованы в крае, и конкурс туда соответственно всегда был высокий.
Другое дело, что сейчас все больше предъявляется требований к надпрофессиональным знаниям выпускников. Иначе говоря, не просто к знаниям по своим специальностям, но и к коммуникабельности, умению брать на себя ответственность, владению иностранными языками.
Конечно, в связи со всеми стройками к форуму АТЭС пробудился интерес к строительству, дизайну, архитектуре. Об этом много говорят и пишут в крае. Больше становится абитуриентов выбирающих эти специальности. Но эти сдвиги в общем-то незначительны. По-прежнему в приоритете у абитуриентов остаются гуманитарные и экономические дисциплины.
 
- Какие специальности наиболее популярны среди абитуриентов сейчас, понятно. А вот какие, по вашему мнению, специальности станут востребованы в крае в ближайшие пять лет?
 
- На эту тему можно рассуждать, обращаясь к концепции развития Дальневосточного федерального университета. ДВФУ сейчас выбирает для себя приоритетные направления деятельности. Это, прежде всего, будет Мировой океан, и все что с ним связано: изучение, сохранение и использование биоресурсов. Важным направлением станет развитие нанотехнологий - нанофизики, нанохимии, нанобиологии, наномедицины, а так же индустрия современных строительных материалов. Еще одно из приоритетных направлений, базирующееся на достижениях прошлых лет – это дальнейшее развитие экономического, технологического и культурного взаимодействия России со странами АТР. Речь здесь о языковой подготовке, сфере культурного и экономического общения.
Нельзя не сказать и о тех задачах, которые поставила перед университетом администрация края. В скором времени в Приморье понадобятся специалисты отраслей, активно развивающихся у нас в последнее время. К ним относятся, прежде всего, энергосберегающие технологии и транспортно-логистический комплекс. Поэтому я думаю, что есть над чем поразмыслить сегодняшним школьникам, и выбрать те специальности, которые будут востребованы в будущем.
 
- В 90-е годы специалисты отмечали демографический кризис, а сейчас все учебные заведения, как следствие испытывают нехватку учащихся. Сказалась ли нехватка студентов на деятельности вузов и самих преподавателей? К чему привела и как решается эта проблема?
 
- Действительно, демографический кризис оказал свое влияние на сферу образования. Это стало особенно заметно по результатам приема последних двух лет в высшие учебные заведения края. В частности, в несколько раз сократилась востребованность внебюджетных, платных мест в вузах. Что касается набора на бюджетные места, он по-прежнему успешно реализуется.
На профессорско-преподавательском составе эта проблема не сказалась, и я надеюсь, что особенно и не скажется в будущем. Количество студентов у нас сократилось, но осталось достаточным, чтобы занять в учебном процессе имеющихся преподавателей. К тому же у преподавателей появилось больше времени для более активной работы с каждым студентом.
 
- Согласно нацпроекту «Образование» государство стимулирует целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты – поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи, т.е. делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Как проявляет себя этот проект на территории Приморского края?
 
- Приморский край активно реализует этот приоритетный национальный проект. Скажем, и преподаватели, и молодежь активно принимают участие во всех предлагаемых нами конкурсах. За пять лет существования проекта «Образование», в нем приняли участие 1373 преподавателя. В результате конкурсного отбора 567 из них вошли в число лучших учителей России. Это, несомненно, наш резерв, наша надежда и опора.
Нами создан электронный каталог опыта учителей-победителей, который активно используется всеми желающими. Кроме того, организовано электронное взаимодействие самих учителей-победителей. Все это положительно сказывается на образовательном процессе в крае.
Хочется отметить, что успеваемость в школах, где есть учителя-победители поднялась на 15%, увеличилось количество учащихся, вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность - до 40 %, в общественное и социальное проектирование - до 60%. Для талантливой молодежи, чтобы она могли проявить себя создан целый поддерживающий комплекс – около 150 мероприятий, совершенно разной направленности, от спортивных программ до научно-исследовательских общественных проектов.
За весь 2010 год объявленный, как известно Годом учителя, прошло огромное количество конкурсов, которые помогли талантливым педагогам, лидерам в своей области, проявиться и получить поощрения на разных уровнях.
За все годы реализации нацпроекта «Образование» государственную поддержку талантливой молодежи получили 234 человека Победителями различного уровня мероприятий только за 2010 год стали 47 человек. А для поддержки умных и трудолюбивых студентов вузов ежегодно выделяется 1110 стипендий губернатора края по 1500 рублей каждая. Так что можно уверенно сказать, что этот национальный проект в крае реализуется очень успешно и работа по нему будет продолжена.
 
- По вашему мнению, почему молодежь не стремится работать в сфере образования? И что будет лет через 10-20, когда большая часть нынешних преподавателей оставит свою работу?
 
- Проблема, конечно, есть. И, прежде всего в том, что выпускники педагогических учебных заведений не идут работать в школу. Главные причины этого – социальные: невысокая зарплата, проблемы с решением жильем и т.д.
В этом направлении должны более активно работать муниципальные образования. Если они создадут нормальные условия для работы в школе, то выпускники вузов станут туда трудоустраиваться. Мы тоже проводим работу в этом направлении..
Например, в этом году в крае первый раз проходил конкурс для молодых педагогов, который назывался «Дебют». Создан он для того, чтобы молодым учителям и студентам было интересно попробовать себя на педагогическом поприще, проявить себя. Ведь учитель – это, прежде всего творческая личность. Он должен не только давать знания, но и в каждом человечке пробудить стремление к творчеству, развитию. Осознание этой миссии учителя очень важно воспитать в молодом педагоге., Уссурийский педагогический институт входит в состав ДВФУ, подготовка учителей для края – важнейшая региональная задача вуза, в связи с этим, данное направление деятельности университета также будет приоритетным, что несомненно повысит престиж учительской профессии.
 
Беседовала
А. ДАНИЛИНА,
фото автора.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 22 (204), ноябрь 2010 г.

 

26.11.2010