(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




Чтоб рыбалка была в радость…
Какой зимний отдых без зимней рыбалки! Особенно в нашем морском городе. Однако, некоторые рыбаки настолько спешат навстречу любимому увлечению, что не учитывают ни прогноз погоды, ни толщину льда, ни, тем более, того, что машину с собой на лед брать категорически запрещено. Такая непредусмотрительность ведет за собой неприятные последствия, от которых не всегда достаточно отделаться только простудой.
Что нужно учесть для удачной рыбалки - рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС России по Приморскому краю – главный государственный инспектор Леонид МАКОВЕЦКИЙ (на фото).
 
- Леонид Флорович, сложилась такая ситуация, что МЧС ежегодно предупреждает рыбаков об опасности выхода на лед, и, тем не менее, рыбаки каждый год игнорируют обращения, рискуют своими жизнями, машинами, выбираясь на рыбалку то слишком рано, то, прихватив с собой транспортное средство. Что толкает людей на такие поступки?
 
- С каждым годом любительская рыбалка все больше набирает обороты. У нас есть шесть мест активного лова рыбы, которые мы постоянно мониторим. Так вот, если в будние дни на льду можно насчитать порядка 2-3 тысяч рыбаков, то в выходные и праздничные дни на льду может находиться 10-12 тысяч человек.
Да, становление льда – это очень опасный период. Но именно при становлении и сходе льда рыбаки заявляют, что в этот период самая удачная рыбалка, что их и привлекает. Тем не менее, мы настоятельно не рекомендуем в период становления льда выходить на лед, пока его толщина не достигнет хотя бы 10 см.
 
- А в случае потепления, когда следует быть особенно осторожным на льду?
 
- Традиционно сход льда происходит с 20 марта по 5 апреля. Это связано даже не столько с его толщиной, сколько с тем, что в этот период проходят циклоны, а направление ветра позволяют вынести эти огромные поля сразу в открытое море. Одновременно начинаются приливы и отливы, что, безусловно, отражается, на прочности льда.
 
- То есть не имеет значение, теплая была зима или холодная, всё равно сход льда проходит в этот период?
 
- Да, традиционно в эти даты мы наготове, и переходим на повышенный режим работы. Необходимо учитывать, что в любое время может оторвать льдину и унести. Только с мелководья лед долго не уходит, например, в районе низководного моста «пос. Новый – Де-Фриз – Седанка – ст.Угольная». Там, помимо самого мелководья, лед еще и удерживают сваи моста. В других местах лед быстро подрывается и уносится в открытое море.
 
- А само ледовое покрытие отличается чем-то из года в год, зимы ведь разные?
 
- Да. В этом году, например, могу сказать, что в Приморье пришли ранние морозы и, в отличие от других периодов, оттепели не было. Морозы были постоянно, и, на мой взгляд, они были больше среднего в этом году. Поэтому в этом году лед, пускай и на 10 см, но толще, чем в прошлом году. Тем не менее, это не повлияет на сход льда, он произойдет в тот период, о котором я уже сказал.
 
- Как быть с владельцами машин? Ежегодно СМИ сообщает об утонувших автомобилях, но те, с кем это не случилось, выводов не делают.
 
- Именно выезд автомашин на лед нас больше всего и беспокоит. Лед в районе Тавричанки, Коврижки буквально набит машинами. Надо понимать, что, во-первых, сама машина имеет немалый вес. Во-вторых, рыбаки рассверливают лунки для лова, нарушая тем самым целостность ледяного покрова. Наконец, третий фактор, это то, что лед, как таковой, у нас не становится. Приливно-отливные течения, ветровая нагрузка приводят к тому, что появляются трещины. У нас круглогодично работают порты. По Амурскому заливу на Первую речку каждый день заходят или выходят танкеры, их проводят буксиры, лед взламывается, поле отыгрывает. Все находится в постоянном движении. Разломы и трещины доходят до 2 метров. Достаточно одной трещины, чтобы первая машина проехала ее сковырнула, а следующая - провалилась. Постановлением губернатора Приморского края* выезд на лед запрещен, но, тем не менее, все равно это происходит.
А вся беда не в том, что человек потеряет машину. Жертвой может стать сам человек. Не стоит такая рыбалка того, чтобы за нее отдавать жизнь.
 
- В настоящее время на законодательном уровне предусмотрено что-то, чтобы ограничить выезд на лед?
 
- Много работы было проведено, и по инициативе прокуратуры Законодательному Собранию были вынесены рекомендации для организации этого мероприятия. Речь идет о законопроекте о внесении изменений в Закон Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае» N 44-КЗ. Мы ожидаем, что законопроект пройдет слушанья, и в ближайшее время законопроект будет принят. Он предусматривает наложение штрафных санкций за выезд на лед. Их рассматривать будут административные комиссии муниципальных образований, либо краевая комиссия.
 
- А кто будет накладывать штраф?
 
- Поскольку мы в этом самая заинтересованная стороны, мы и будем этим заниматься. Мы будем фиксировать выехавшую на лед машину, составлять материалы о правонарушении и направлять их в административную комиссию для принятия решения.
 
- Раз уж мы коснулись законопроекта о введении штрафных санкций за выезд на лед, то он будет внедрен только на территории Приморского края? Или в других регионах такая практика уже действует?
 
- В каждом регионе есть свои подобные нормативные акты. Зависит это, конечно, от особенностей региона. Например, у нас нет зимников и ледовых переправ. А в Якутии и Магадане они есть. Они быстро строятся, поддерживаются и через какое-то время их нужно закрывать, поскольку пришла другая погода. Согласно Водному кодексу, это право каждого субъекта принимать свои нормативные акты. Правила охраны жизни людей на воде приняты в нашем субъекте уже упомянутым постановлением губернатора. Они предусматривают, в том числе, и поведение людей, как на пляже, так и во время зимней рыбалки. И согласно этому же постановлению, выезд на лед запрещен. Только штрафных санкций за нарушение этого правила пока не предусмотрено.
 
- Предположим и машина и водитель провалились под лед. Если человеку поможет ГИМС, то кто поможет машине?
 
- Это – собственность потерпевшего, и он сам должен ее поднять. Больше того, мы бы хотели, чтобы вышел какой-либо законопроект, который бы обязал владельца поднимать свою машину. Государство не может нести ответственность за то, что он, нарушив законодательство, выехал на рыбалку на автомобиле на лед, и еще и вытаскивать потом частную собственность. Такое мероприятие требует огромных ресурсов. В этом направлении предстоит много работы, и, возможно, такой законопроект выйдет.
 
- Есть статистика по утонувшим машинам, например, за прошлый год?
 
- Если с кем-то случается такое несчастье, и машина с человеком попадает под лед, то водолазы и спасатели отрабатывают эту ситуацию, поскольку в первую очередь надо достать самого человека. А если человек на машине провалился, но, к счастью, успел выбраться из автомобиля, то, поверьте мне, он любыми путями будет пытаться это не разглашать. Ему неудобно перед семьей, перед друзьями, перед коллегами на работе. Он будет пытаться найти какие-то другие выходы, с кем-то договориться, чтобы эту машину подняли, если глубина позволяет. Такого, чтобы человек прибежал и закричал «Ребята, у меня машина утонула, я еле выпрыгнул», - не происходит, к сожалению.
С другой стороны, это вроде и не компетенция ГИМС, - мы работаем с маломерными судами, но это и не компетенция ГАИ, потому что они занимаются дорогой, а не водой, поэтому учет в таких ситуациях вести сложно. Конечно, нам доходит информация, мы пытаемся ее отследить, чтобы понимать о нанесении вреда экологии.
 
- И насколько существенен вред от утонувших машин?
 
- На дне Амурского залива за все время накопилась, пожалуй, тысячи машин. А машина это и бензин, и масло, различные смеси и омыватели стекол. В общем, яд. А рядом такие же рыбаки ловят рыбу. Об этом стоит задуматься, поскольку природа промахов не прощает.
 
- А что касается обычных рыбаков, без машин. Что необходимо учитывать, чтобы выйти на лед?
 
- Первое - это прогноз погоды. Если надвигается циклон и прогноз ветра 20 метров в секунду, то, понятно, что на льду не стоит находиться. Можно получить обморожение. Погода – главное, что нужно учесть. Не мешало бы и иметь с собой свисток, который будет далеко слышен. Мало ли что случиться, вдруг нога подвернется, а люди далеко. Кричать – не всегда докричишься, а звать против ветра – и того хуже. Спасательный конец Александрова также неплохо иметь с собой. Это такая веревка метров 30, с поплавками и петлей. Бывает всякое, и конец Александровна можно добросить, чтобы помочь такому же товарищу рыбаку, который провалился под лед. Одежда должна быть яркой. Если вдруг застанет пурга или сильный ветер, то человека в яркой одежде легче увидеть. Обязательно нужно одеваться по погоде и учитывать, что температура у берега и на льду носит разные показатели. Нужно учитывать и возраст и здоровье. Если разумно следовать правилам предосторожности, то рыбалка - это активный нормальный отдых, который приводит к пополнению здоровья и приносит удовольствие.

- Если случилась беда, и человек провалился под лед, как себя вести?

- Я вообще не желал, чтобы такое случалось. Но если это все-таки произошло, то нужно пытаться выбраться, причем, стараться не давить на лед и двигаться перекатами в ту сторону, откуда вы пришли. Если вы будете двигаться в другую сторону - там может быть еще хуже. До того, как провалиться вы проделали определенный путь и лед выдержал. Значит, в ту же сторону и выбираемся. На ноги встать торопиться не надо, этим вы увеличите нагрузку на лед. И обязательно следует позвать на помощь. Если вы побывали в воде, да еще и в одежде, то можно получить сильное обморожение.
 
- ГИМС обычно информирует о том, когда выход на лед опасен. А разглашается информация, когда на лед можно выходить?
 
- Конечно, при становлении и сходе льда, на основе прогноза, погодных условий, температурного режима и толщины льда, мы сообщаем, что - все, выход запрещен. Соответственно, когда лед окреп и стал безопасен для рыбаков, то – пожалуйста.
Много мероприятий, как в крае, так и во Владивостоке, проходят на льду. Сейчас, например, в бухте Новик проходят и гонки на мотоциклах, и на квадроциклах, есть детские мероприятия. Об их проведении нас всегда информируют заранее. Мы выезжаем, осматриваем место для проведения мероприятия, сверяемся со схемой проведения. Может быть так, что для ста участников мы разрешаем выход на лед, а для пятиста – уже нет. Обычно все проходит безопасно.
 
- Собственно, и весна уже не за горами. А в этом году МЧС ожидает весенних паводков, которые могли бы привести к наводнениям? В каких районах края это может произойти?
 
- Паводки – это ежегодное явление. У нас есть река Уссури, в которую идет сход снега с сопок. Бывает, лед по-разному сходит с рек. На основе прошлых опытов, в Спасске и Дальнереченске уже выстроены дамбы, но надеемся, что в этом году таких паводков не будет. Зависит от природы. Бывает, что совпадает подъем рек и начало дождей и циклонов, тогда возможна угроза для населенных пунктов. В прошлом году было много всего сделано комплексно, включая дамбы, мосты, чистку русел для безболезненного прохождения паводков.
 
- Спасибо.
 
Беседовала Е. ПАВЛОВА.
 
Фото С. Семерикова.
_____________________________
*Постановление Губернатора Приморского края от 24.04.1998 N 196 (ред. от 06.05.2016) «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Приморском крае и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Приморском крае».
 
Впервые опубликовано в газете "Ваш информационный партнер" № 02 (376) февраль 2018 г. 
 
Дата публикации: 05.02.2018 г.

 

19.02.2018