(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Защити свои права!
C. ИГНАТЕНКО, пресс-секретарь Приморского краевого суда.
«Тварь дрожащая, у которой есть неотъемлемые права», - именно этой пелевинской формулировкой еще совсем недавно можно было бы охарактеризовать основную массу активных российских потребителей. И это понятно, долгие годы отстаивание своих прав у покупателей обыкновенно выливалось в эмоциональную перепалку с продавцом и требование жалобной книги. А уж умение работников советской торговли вести такие переговоры из-за прилавка нашло свое отражение в народных легендах, анекдотах и занимательных историях.
В последнее время все больше граждан выбирают судебный путь разрешения подобных ситуаций. И это порождает много вопросов у рядовых граждан. В каких случаях гражданину стоит обращаться в суд с исковым заявлением лично? Что делать, если у потребителя нет товарного или кассового чека, подтверждающего факт покупки? Есть ли у гражданина-потребителя право на взыскание неустойки за неисполнение условий договора? На этот и другие вопросы телезрителей ТВ-программы «Консультант: территория права» и читателей газеты «ВИП» ответил пресс-секретарь Приморского краевого суда Сергей Васильевич ИГНАТЕНКО.
 
- Сергей Васильевич, расскажите, в каких случаях Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» будет защищать интересы гражданина, а в каких нет? И вообще, кто, с точки зрения закона является потребителем?
 
- Начнем с того, что потребитель – это гражданин, который заказывает, приобретает или использует товары, работы, услуги исключительно для личных, семейных или домашних нужд, то есть нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
При этом, гражданин должен помнить, что для того, чтобы его права защищались как права потребителя, он должен заказывать или приобретать товары и услуги у организации или индивидуального предпринимателя, которые производят товары для реализации потребителям, или реализуют товары потребителям по договору купли-продажи, или оказывают услуги потребителям по возмездному договору. То есть, если два предпринимателя заключили сделку между собой, или если сосед продал что-то соседу, то в этих случаях Закон РФ «О защите прав потребителей» на их правоотношения действовать не будет.
 
- Что делать, гражданину, если он считает, что его права как потребителя нарушены?
 
- За защитой своих прав гражданин может обратиться в суд. Об этом прямо указывается в статье 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Сделать это он может сам лично, но в защиту его интересов могут вступиться и государственные органы, например, Роспотребнадзор и его территориальные управления. В интересах гражданина также могут выступить соответствующие подразделения местных администраций, а также общественные объединения потребителей.
Закон предусматривает обязанность продавца товара или исполнителя услуги добровольно удовлетворить законные требования потребителя. Если в добровольном порядке требования не удовлетворяются, то суд помимо взыскания убытков, компенсации морального вреда, неустойки взыщет с недобросовестного ответчика штраф в размере 50 процентов от суммы, присуждённой в пользу потребителя.
 
- В какой суд гражданин-потребитель может подать исковое заявление о нарушении своих прав?
 
- Если говорить о территориальном делении суда, то здесь Закон РФ «О защите прав потребителей» предоставляет гражданину возможность выбора. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства или пребывания потребителя, либо в суд по месту нахождения организации, которая нарушила права потребителя, или, если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - по месту его жительства. Кроме того, иск может быть предъявлен по месту заключения или исполнения договора.
Если права потребителя нарушены филиалом или представительством организации, то иск может быть предъявлен в суд по месту нахождения этого филиала или представительства.
Исключение составляют иски потребителей по спорам, вытекающим из договоров перевозки груза, не допускают возможности выбора места рассмотрения. Такие иски согласно ч. 3 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса РФ предъявляются по месту нахождения перевозчика.
Во всех случаях при цене иска до 50 тысяч рублей необходимо подавать иск мировому судье, если же цена иска превышает указанную сумму, тогда исковое заявление подаётся в районный суд.
 
- Государственная пошлина по имущественным искам достаточно высокая. А какую пошлину должен заплатить потребитель при подаче заявления о нарушении его прав как потребителя?
 
- При обращении потребителя в суд, он освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением его прав. Правда, если цена иска не превышает 1 миллион рублей. В случае, если цена иска превышает эту сумму, тогда потребитель должен уплатить государственную пошлину. Но только с суммы, превышающей 1 миллион рублей.
 
- После приобретения товаров или услуг, у потребителей порой не сохранятся товарные или кассовые чеки, подтверждающего сам факт покупки. Как в таком случае гражданам отстоять свои нарушенные права в суде?
 
- Если у потребителя отсутствует кассовый или товарный чек, то это не является безусловным основанием для отказа продавца удовлетворить требования покупателя. В случае возникновения спора доказательствами покупки товара именно в этом месте могут быть: свидетельские показания свидетеля покупки (причем достаточно одного), данные на этикетке, ярлыке, в гарантийном талоне, сервисной книжке и любой другой сопроводительной документации к покупке, фирменная упаковка продавца. Суд рассмотрит все доказательства в совокупности.
 
- При покупке любого товара изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Как потребитель в случае возникновения спора может доказать факт предоставления неполной и недостоверной информации?
 
- Рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд исходит из предположения, что у потребителя нет специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
В Законе РФ «О защите прав потребителей» говорится, что изготовитель, исполнитель, продавец обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Эта информация должна обеспечивать возможность компетентного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанная информация должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договора способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. А это может быть пункт в договоре или информация на стенде в магазине.
Если информация предоставлена на иностранном языке, без перевода в установленном законом объеме, то такое положение вещей расценивается как непредоставление необходимой информации с наступлением соответствующих последствий.
Соответственно, способы доказывания непредоставления или неполного, недостоверного предоставления информации о товаре, работе, услуге зависят от конкретных обстоятельств дела и могут включать в себя те или иные доказательства, предусмотренные процессуальным законом: объяснения сторон, свидетельские показания, письменные доказательства, вещественные доказательства, аудио-видео записи, представленные суду в установленном порядке. В качестве доказательства, например, может быть предоставлена инструкция по пользованию товаром на иностранном языке без перевода.
 
- Есть ли у гражданина-потребителя право на взыскание неустойки за неисполнение условий договора? Каков её размер по закону, может ли он быть уменьшен судом?
 
- Если нарушены права потребителя в случае приобретения им товара, то за нарушение сроков выполнения законных требований потребителя продавец, допустивший такие нарушения, должен уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.
В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец должен уплатить ему за каждый день просрочки неустойку в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Сумма взысканной потребителем неустойки в этом случае не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
В случае нарушения установленных сроков выполнения работы, оказания услуги, а также за нарушение сроков устранения недостатков работы или за нарушение сроков выполнения иных законных требований потребителя исполнитель уплачивает неустойку в размере трех процентов цены выполнения работы или оказания услуги, а если цена выполнения конкретной работы или услуги договором не определена, тогда в размере трех процентов от общей цены заказа за каждый день или час просрочки, если срок определен в часах.
Сумма неустойки в этом случае не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором.
В соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса РФ суд вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом могут быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика.
 
- Имеет ли право потребитель, права которого были нарушены изготовителем (исполнителем, продавцом), кроме возмещения имущественного ущерба требовать взыскания компенсации морального вреда?
 
- Если суд установит, что изготовитель (исполнитель или продавец) виновен в причинении морального вреда потребителю, то такая компенсация будет взыскана в пользу пострадавшей стороны.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Он основывается на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.
 
- В жизни бывают случаи, когда некачественный товар может причинить вред здоровью или имуществу гражданина. Если это произошло, то каким образом этот вред возмещается?
 
- Общие основания возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги, а также лица, ответственные за такой вред, сроки его возмещения и основания освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от соответствующей ответственности определены статьями 13, 14 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков работы или услуги, подлежит возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем) независимо от их вины и от того, состоял ли потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
В таких случаях вред возмещается, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги). Если срок годности или срок службы не был установлен, и это допускается законодательством, то вред может быть возмещён, если он возник в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги).
Если в нарушение требований закона, срок годности или срок службы не был установлен, а также, если потребитель не был предупрежден о необходимых действиях по истечении срока годности, либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге), тогда вред возмещается независимо от того, когда он был причинен.
 
- Если продавец или исполнитель услуги в договоре указали условия, которые ухудшают положение потребителя по сравнению с положениями закона, чем будет руководствоваться суд, разрешая спор?
 
- Признаются недействительными условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем, исполнителем, продавцом в полном объеме.
 
- Много ли в Приморском крае судами рассматривается дел о защите прав потребителей? Какой процент исков граждан-потребителей удовлетворяется судами? Какова общая сумма взысканных по таким делам денежных средств?
 
- В 2010 году мировыми и федеральными судьями края по первой инстанции было рассмотрено с вынесением решений 1980 гражданских дел по искам в защиту прав потребителей. По 1597 делам вынесены решения в пользу истцов, то есть суды признали правоту потребителей в 80 % случаев.
Общая сумма взысканных судами края в пользу потребителей в 2010 году денежных средств составила 154 миллиона 352 с половиной тысячи рублей.
 
Подготовила
А. ДАНИЛИНА,
фото с сайта
Приморского краевого суда.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 13 (219), июль 2011 г. 
01.08.2011