(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
М. Белобородов: «С введением электронных торгов госзакупки станут более прозрачными»
Зам. руководителя УФАС по ПК М.Белобородов
Как известно, в начале каждого года наступает горячее время для заказчиков и участников государственных и муниципальных закупок. В нашей редакционной почте скопилось много вопросов, касающейся этой темы. Ответить на наиболее типичные из них корреспонденты телевизионной программы «Консультант: территория права» и газеты «ВИП» попросили заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Максима Владимировича БЕЛОБОРОДОВА.
 
- Может ли при рассмотрении заявок на открытом аукционе присутствовать участник? Если «нет» - то почему?
 
- Начнем с того, что в статье 36  Федерального закона   «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) ничего не сказано о праве участника размещения заказа присутствовать на рассмотрении заявок на аукционе. Следовательно, если закон не предоставляет такого права, то комиссия вправе не допустить такого человека на данную процедуру.
В отличие от аукциона, процедура  вскрытия конвертов на участие в конкурсе проводится публично, и участники размещения заказа могут при этом присутствовать.  Однако, в Законе № 94-ФЗ сказано только о праве присутствовать в момент вскрытия конвертов. А вот о праве присутствовать при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок ничего не говорится. Вопрос, почему так случилось, следует отнести к законодателю. Но в любом случае, не позднее следующего дня рассмотрения заявок, протокол комиссии должен быть размещен на официальном сайте, где и можно ознакомиться со всеми результатами.
 
- Каким образом можно проверить победителя конкурса? То есть, справится ли он реально со своими обязанностями? УФАС может помочь в этом вопросе?
 
- Законодательно ФАС России не наделена правом осуществлять проверку исполнения заключенных контрактов. Наши полномочия заканчиваются на этапе заключения самого контракта. Однако такую проверку  могут осуществить, например, правоохранительные органы, КРУ, счетная палата. Кроме того, сейчас к проверкам законности действий участников размещения заказов, активно подключились прокуроры.
В любом случае, если у кого-то из участников размещения заказа появляются сомнения в добросовестности поведения победителя, то он вправе самостоятельно обратится в правоохранительные органы, которые могут проверить данные факты. Следует добавить, что к нам практически ежемесячно приходят от разных правоохранительных структур административные дела и запросы, связанные как с процедурами заключения так и с процедурами исполнения контрактов.
 
- Какая ответственность наступает за неисполнение победителем конкурса своих обязательств?
 
- В том случае, если победитель уклоняется или отказывается от заключения контрактов, то в отношении последнего сведения вносятся в реестр недобросовестных поставщиков. При этом ему не возвращается обеспечение заявки, если оно было установлено заказчиком. Вместе с тем может быть поставлен вопрос о предъявлении иска в суд  о понуждении ответчика к заключению контракта и взыскании понесенных убытков.
Если исполнитель контракта предоставил в составе заявки заведомо подложные документы (лицензии, платежные поручения и т.д.) такие действия могут квалифицироваться, как уголовное преступление.
 
- В каких случаях государственный (муниципальный) заказчик может отклонить заявку на участие в конкурсе?
 
- Поскольку в статьях 11, 12, и 25 Закона № 94-ФЗ установлены обязательные и дополнительные требования, как к участнику размещения заказа, так и к заполняемой им заявке, то несоблюдении этих требований является основанием для отклонения его заявки от участия в данной процедуре торгов.
Здесь следует отметить, что законодатель четко установил обязательные требования для участников конкурсов. Например, требование о наличии у участника размещения заказа необходимых разрешений и лицензий, отсутствие задолженности по налогам и сборам, отсутствие процедуры ликвидации (банкротства). Следовательно, если участник размещения заказа в чем-то не соответствует требованием, или предоставил недостоверную информацию, это является основанием для отклонения его заявки.
 
- Какие дополнительные требования к участникам может предъявлять организатор конкурса? И что не вправе требовать от участников?
 
- Помимо обязательных требований к участникам конкурсов, о которых я уже говорил, могут быть еще и дополнительные. Они определены законодательно.  При этом законодатель достаточно четко перечислил такие требования.
К ним относится, например, отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков. А при проведении конкурсов связанных с произведениями литературы и искусства, наличие у участника исключительных прав на интеллектуальную собственность. В том случае, если проводится аукцион на проведение капитального строительства или ремонтных работ зданий или сооружений, стоимость которых превышает 50 миллионов рублей, то от участника заказчик вправе потребовать предоставления данных о своей деятельности за последние 5 лет. То есть участнику будет необходимо показать, что у него имеется достаточный опыт работы в этой сфере.
При этом обращаю внимание на то, что в части 4 статьи 25  Закона № 94-ФЗ прямо указывается о том, что недопустимо требовать от участника размещения заказа что-либо не предусмотренное данным законом.
 
- Какие нарушения в 2009 году допускались наиболее часто?
 
- Тут я позволю обратиться к статистике. Если в 2008 году нам поступило 211 жалоб от участников размещения заказов, и из них только 61 была признана обоснованной, то в минувшем году число жалоб выросло почти два с лишним раза. А именно – к нам поступило 470 заявлений и них 132 были признаны обоснованными.
Касаясь характеристик нарушений допускаемых при размещении заказов, важно отметить, что ошибки допускают, как сами заказчики, так и комиссии. Могут допускать ошибки организаторы электронных торгов, специализированные организации, печатные издания и так далее.
Если говорить об ошибках, которые допускают заказчики, то здесь их условно можно разделить на три группы. Первая - это неправильный выбор способов размещения заказа. Например, когда вместо котировок на сумму заказа свыше 500 000 руб., заказчик проводит дополнительное размещение заказа. Тем самым он  превышает допустимую сумму для котировок. Также ошибочным является проведение конкурса вместо котировок. Подобные ошибки в среднем составляют порядка 4 процентов от общего количества нарушений.
Вторая группа – это нарушения, допускаемые заказчиком при установлении требований к участнику размещения заказа, либо составу документов, которые он требует прикладывать к заявкам. Скажем, иногда заказчики умудряются выдумывать какие-то не несуществующие справки, требовать предоставить разрешений по тем или иным видам работ, которые законом не установлены. Или, например, заключать договора на поставку товаров и работ только с теми предприятиями, которые зарегистрированы на территории конкретного муниципального образования, забывая при этом о Конституции РФ по которой у нас существует единое экономическое пространство. Помимо этого заказчики допускают ошибки связанные с нарушением сроков заключения контракта и порядок опубликования информации на официальном сайте.
И третья группа нарушений – это ошибки допускаемые конкурсными комиссиями. К ним относится  незаконный допуск или отказ в допуске участнику размещения заказов. А также  использование незаконных критериев при оценке заявок на участие в конкурсе.
Со своей стороны хочу добавить, что в с начала  действия Закона № 94-ФЗ в период с 2006 по начало 2008 годов ошибки чаще всего случались из за незнания либо недопониманию требований законодательства. Теперь же  заказчики и комиссии стали более грамотными. Соответственно и  ошибки иногда носят умышленный характер.
На кого чаще всего жалуются? Прежде всего, на те организации, которые больше всего осваивает денежных средств и чаще проводят процедуру размещения заказов. Что вполне естественно. А вот если говорить о заказчиках, которые чаще всего допускают умышленные нарушения, то тут я бы определил их таким общим термином, как «заказчики в погонах». Эта категория заказчиков либо просто не считается с нормами закона, либо  уверена, что на них жаловаться никто не будет. Они-то и  вызывают больше всего вопросов.
 
- Последнее время много говорится о «картельных сговорах». Что это за явление и как с ним бороться?
 
- Действительно, это довольно распространенное явление в нашей стране. Прежде всего, это так называемый картельный сговор на торгах. Существуют две формы сговора.  Первая – это когда заказчик договаривается с потенциальным победителем. Существует даже такая формулировка: «заточка документации» под конкретного поставщика. В этом случае заказчик заранее хочет протащить в победители конкретную организацию и принимаются все меры, чтобы отсечь других участников или отклонить их заявки. Такое, явление на мой взгляд, не самое распространенное. С этими фактами мы достаточно успешно боремся и по жалобам на заказчиков просто отменяем аукционы. Заказчики же, чаще всего допускающие подобные нарушения, попадают на «карандаш» и мы выходим к ним с плановыми проверками. Например, в прошлом году мы проверили несколько таких недобросовестных заказчиков и по результатам этих проверок были возбуждены административные дела.
Вторая форма сговора является гораздо более опасным явлением. Это сговор участников и потенциальных поставщиков между собой. В этом случае участники между собой заранее договариваются и решают, кто именно приходит на аукцион и по максимальной цене забирает контракт. Мы возбудили несколько дел о нарушении антимонопольного законодательства, когда из числа допущенных на аукцион заявляется только один участник, который и заключает контракт. Разумеется, о какой экономии бюджетных средств в данной ситуации может идти речь?
Буквально в конце декабря 2009 года по просьбе самого заказчика был отменен аукцион. На него должны были прийти шесть фирм, а реально появилась только одна. Заказчик по закону должен был заключить договор с этим единственным представителем. Как я уже сказал аукцион был признан несостоявшимся, а сотрудниками Управления ФАС по ПК вынесено предписание, по которому заказчик был обязан переработать конкурсные документы, чтобы исключить участие в аукционах подобных фирм-однодневок.
Как бороться с такими явлениями? Прежде всего заказчики должны внимательно прорабатывать документацию с учетом возможностей, предоставленных последними изменениями закона, требовать обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта, прописывать жесткие меры ответственности, отказываться от авансирования работ. При этом все участникам аукционов и торгов следует помнить, что в КоАП РФ имеется статья 14.33 («недобросовестная конкуренция»), которая предусматривает административный штраф (500 тысяч рублей). Кроме того, Уголовный кодекс РФ имеется в статье 178 («ограничение либо устранение конкуренции»), предусматривает и уголовную ответственность в виде лишения свободы до трех лет.
 
- Что нас ждет в 2010 году в сфере размещения государственных и муниципальных заказов?
 
- На сегодняшний день в Закон № 94-ФЗ внесено более семнадцати изменений. Последние изменения были приняты во втором полугодии 2009 г. в рамках третьего антимонопольного пакета.
Напомню, что в этом году, во-первых, заказчики переходят на открытые электронные торги. Первая часть перешла на них с 1 января, другая часть перейдет с 1 июля 2010 года, а со следующего года на электронные торги перейдет вся страна. Это повысит и качество заказа, и позволит вести более честную конкуренцию, когда участники не будут знать друг друга, что по идее должно исключить сговор.
Во-вторых, в сфере размещения заказов принято Постановление Правительства № 722, в соответствии с которым  заказчики будут по единой форме устанавливать критерии шкалы оценки заявок на участие в конкурсе.
В-третьих, в рамках защиты прав заказчиков и повышения качества контрактов, повышаются требования к участникам размещения заказов – исполнителям. Если мы хотим иметь качественные контракты, то должны соответственно устанавливать жесткие требования и к исполнителям. Отменяется процедура страхования, вводится понятие «договор поручительства», усиливаются меры ответственности. В частности в строительной сфере отменяется лицензирование, исполнители контрактов переходят на саморегулирующие организации. До последнего момента, многие надеялись, что срок действия лицензий будет продлен, но поскольку изменений законодательства не наступило, лицензии ушли в прошлое.
В итоге многие из принятых поправок должны привести к исчезновения фирм однодневок и выходу на рынок компаний по настоящему заинтересованных в исполнении контрактов.
 
Беседовали
Д. ХОМИЧ,
С. СЕМЕРИКОВ,
фото авторов.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 2 (184), февраль 2010 г.
 
27.02.2010