(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Лес рубят. Летят ли щепки?
Г. Жеребкин - координатор по правовому обеспечению проектов Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы, автор методического пособия «Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Анализ нелегальных рубок на российском Дальнем востоке и методика их расследования».
1 января 2007 года вступил в силу новый Лесной кодекс РФ, который по многим своим положениям кардинально отличается от ранее действовавшего кодекса 1997 года. Новая редакция вызвала много негативных откликов еще в процессе ее обсуждения, а самым главным недостатком проекта, по мнению экспертов, стало то, что в создании нового Лесного кодекса не приняли участие профессионалы в лесной отрасли. Разработчики не приняли во внимание их замечания концептуального характера, таким образом, новая редакция была составлена юристами-теоретиками, мало знакомыми с практической стороной лесного законодательства.
В итоге новая редакция Лесного кодекса оказалась без основных понятий лесного законодательства, в том числе в нем отсутствует определение «лес», «лесной участок», «незаконная рубка», в которой также нет эффективной системы охраны лесов от нелегальных рубок и контроля соблюдения лесного законодательства. Результат неразберихи и административных реформ в лесной отрасли привел к тому, что количество возбужденных уголовных дел за незаконную рубку лесных насаждений на территории Приморского края увеличивается ежегодно, но при этом только 1/5 дел доходит до суда, а больше 50% дел приостанавливается.
Совсем недавно было издано методическое пособие «Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Анализ нелегальных рубок на российском Дальнем Востоке и методика их расследования». Автор книги - Геннадий Николаевич ЖЕРЕБКИН, занимал в свое время различные должности в следственном аппарате прокуратуры, а впоследствии был прокурором Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры. Сейчас Г. Жеребкин - координатор по правовому обеспечению проектов Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы и был выбран исследователем в вопросе нелегальных вырубок Центром по изучению терроризма, международной организованной преступности и коррупции (TraССС), который в последние года заинтересовался и экологической преступностью на территории Российской Федерации. Мы попросили автора книги рассказать о своем методическом пособии, которое будет особенно интересно сотрудникам природоохранных и правоохранительных органов.
 
- Геннадий Николаевич, расскажите об идеи создания книги и какое участие в ее создании принял TraCCC?
 
- На самом деле сама задумка подобного издания у нашей организации уже была давно. Более того, в 2009 году я уже опубликовывал информационно-аналитическую работу «Анализ состояния экологической преступности в Приморском крае за 2000-2008 годы».
В свою очередь обстоятельства сложились так, что TraCCC заинтересовался состоянием экологии в мире, в России и в частности на Дальнем Востоке Российской Федерации и высказал пожелание принять участие в попытке улучшить общую экологическую обстановку нашего региона путем проведения исследования в наиболее неблагоприятных отраслях экологии с целью выявления как общей экологической ситуации, так и положительного опыта или имеющих место недостатков. А впоследствии результаты исследования с анализом ситуации, конкретными предложениями по преодолению недостатков и методикой расследования уголовных дел данной категории опубликовать в виде практических рекомендаций для возможности ознакомления и практического применения как правоохранительных и контролирующих органов, так и других заинтересованных лиц. Поскольку в данном случае цели и задачи TraCCC и WWF целиком и полностью совпали, было решено организовать совместный проект. В рамках данного проекта TraCCC финансировал издание этой публикации, а WWF занимался содержанием и ее наполнением с учетом моих непосредственных знаний и опыта. Таким образом, у нас получилось совместное издание с Центром TraCCC.
 
- Проблема, которую раскрывает книга – нелегальная вырубка лесов – насколько она серьезна для нашего региона?
 
- Это проблема характерна для всей России. И одной из главных ее причин является отсутствие системы учета лесного хозяйства. По недавно сделанным со спутника картам лесов оказалось, что фактически леса у нас в 2-3 раза меньше, чем числится по документам, а связано это с тем, что материалы лесоустройства 20-30 летней давности каждый раз заново переписываются. У государства нет денег, чтобы заплатить специализированным предприятиям, которые могли бы путем натурного обследования на месте просмотреть участки и описать реальную ситуацию. А те ревизии, на которые хватает денег, проводятся путем актуализации, не выходя из кабинета – на старые данные накладываются новые, без учета данных по незаконным порубкам, перерубам, незаконно проложенным лесным дорогам и т.д. Таким образом, выходит следующее: на нелегальную древесину нет данных, и она в учет не попадает, зато по бумагам в этих местах не только лес не тронут, но он еще и ежегодно прирастает на так называемую величину годового прироста. Древесина, вырубленная сверхустановленного лимита за пределами лесосек, опять-таки в официальную статистику не попадает. Или, например, что касается саженцев. Они должны были быть посажены на месте вырубок, а были высажены или нет по факту, прижились или не прижились – неизвестно, но считают, что были посажены и принялись. По имеющимся документам выходит, что у нас должны шуметь рощи и дубравы, а фактически, когда спохватились - ничего подобного не обнаружили.
У нас остался лес в том понимании, что лес – это древесная растительность и стволы, на которых растут листики, как биомасса. Хорошего делового промышленного леса у нас почти не осталось.
Если всё будет проходить с такими же оборотами как сейчас, то значительно раньше, чем через 10 лет у нас останется древесно-кустарниковая растительность, а деревьями будут называть просто ствол с ветками и с листвой. Товарной древесины у нас не будет вообще. И тогда рассчитывать на лесное хозяйство, как на экономическую отрасль, не стоит. Оставшаяся древесина может пригодиться только для обеспечения местного населения дровами, ну или, например, для изготовления целлюлозы. А такого леса, который бы дал брус, доску, мебель или паркет – просто не будет.
Именно поэтому мной было принято решение раскрыть в своей работе ситуацию с лесом в целом, обозначить проблему и показать несоответствие реальности и плохое законодательное закрепление нынешней редакции Лесного кодекса. Ведь несмотря на то, что каждый раз в Лесной кодекс вносятся новые изменения, в целом они не меняют ситуацию.
 
- Как обстояла ситуация с охраной лесов до введения в действие Лесного кодекса 2007 года?
 
- В период действия редакции Лесного кодекса 1997 года лесники были обязаны выявлять факты, считали неустойку или размер ущерба, нанесенный браконьерами, выступали в судах представителями гражданского истца и взыскивали деньги. Тогда даже была такая поощрительная практика, когда в случае выявления незаконной порубки и при изъятии незаконно добытой древесины часть средств уходила в федеральный бюджет, часть - лесникам, которые выявили преступление, а часть - сотрудникам милиции, которые расследовали нарушение. Иначе говоря, у каждого из них была определенная заинтересованность в раскрытии преступления и доведения его до суда. Потом в Москве решили, что лес - это федеральная собственность, а лесники и сотрудники милиции за его охрану и так получают зарплату. Если же и те и другие будут выявлять много нарушений, то пусть им премия выписывается по линии их руководителей, а не за счет природных ресурсов.
Таким образом, вопросами охраны и контроля должны были заниматься лесники. А новый Лесной кодекс 2007 года был составлен так, что охрану с лесников сняли, оставив возможность распоряжаться лесом. И сейчас выявление фактов незаконных рубок не входит в прямой круг обязанностей лесников, а в тех случаях, когда сообщения о подобных фактах направляются непосредственно им, зачастую сотрудники лесничеств просто не выезжают на места происшествия, чтобы всё проверить и пересчитать, ссылаясь, например, на отсутствие подъездных путей, из-за размытие дороги, отсутствие служебной машины, невозможность найти нужный квартал и т.д. Или, к примеру, в силу каких-то известных только самим лесникам причинам, они существенно занижают размера ущерба путем занижения диаметра пней, или необоснованного занижения разряда высот деревьев... Такие действия говорят о том, что сами лесники не заинтересованы в выявлении подобных фактов и возбуждении уголовных дел. При этом, если лесники не предоставляют расчет ущерба, то органы внутренних дел не могут возбудить уголовное дело: в соответствии со статьей 260 УК РФ уголовное дело возбуждается только в случае, если причинен значительный ущерб в сумме свыше 5 000 рублей.
Если раньше было какое-то наказание за бездействие или халатность со стороны контролирующих или правоохранительных органов, причем наказание как рублем, так и лишением звания или должности, и каждый боялся неотвратимости такого наказания то сейчас, несмотря на то, что ответственность по закону установлена, практически этим никто не занимается. И тех же лесников только пожурят за некачественно выполненную работу, а те в следующий раз найдут другие причины, чтобы безнаказанно уйти от исполнения своих обязанностей.
Такая же ситуация сложилась и в правоохранительных органах. Если раньше в суд направлялось порядка 50% от всех возбужденных дел, то сейчас до суда доходит в лучшем случае 20-25%. Большая часть дел приостанавливается.
 
- Что говорит статистика о количестве возбужденных дел до введения новой редакции Лесного кодекса и в период ее нынешнего действия?
 
- Большинство субъектов федерации, в том числе и Приморский край, не хотят показывать реальную ситуацию с лесным браконьерством и начинают хитрить. Например, из количества всех дел по незаконным рубкам отбираются наиболее тяжкие, т.е. те которые находятся в производстве следователей, а те которые находятся в дознании считаются менее серьезными. Тем не менее дел, которые расследует дознание не меньше, а порой и больше чем в следствии. Таким образом показатели занижаются как минимум в два раза. Я говорю об этом не для того, чтобы показать, как у нас всё плохо, а потому что у нас это - реальная ситуация, и мы об этом знаем. Я готов обозначить эту проблему перед контролирующими и правоохранительными органами, и достучаться до их сознания, чтобы эту проблему увидели наконец, и потребовали от нижестоящих сотрудников добросовестного исполнения своих служебных обязанностей и нормального расследования дел. И чтобы, в итоге, практически все возбужденные дела были направлены в суд, а виновные понесли заслуженное наказание.
Некоторые высокопоставленные должностные лица предлагают решить эту ситуацию с лесным браконьерством очень экстравагантным способом: путем увеличения суммы значительного ущерба предусмотренного ст.260 УК РФ подняв его с 5 000 до, например, 50 000 рублей. Тогда количество уголовных дел, конечно, упадет, но станут ли лес рубить меньше от этого?.. Зачем же тогда бороться со статистикой, если нужно бороться с самим негативным явлением, чтобы браконьеры не рубили лес?..
С 2008 года количество уголовных дел стало незначительно, но спадать. При этом стабильно продолжают расти объемы незаконных порубок. А отчеты правоохранительных органов указывают только на одно – ситуация стала лучше, так как уголовных дел стало меньше. Дел стало меньше, а воровать стали больше. Это также подтверждается данными спутникового мониторинга и управления лесного хозяйства.
Экологические преступления в целом занимают менее 1% от всех преступлений, которые совершаются в регионе. А среди всех экологических преступлений – лесные нарушения составляют для Приморского края 75%! Ведь это - наиболее валютоемкие преступления, которые приносят доход буквально на ровном месте.
Хотелось бы, в том числе этой книжкой, обратить внимание руководителей правоохранительных органов и прокуратуры на то, что ситуация далеко не такая хорошая и необходимо общими усилиями исправлять ситуацию, в том числе давать соответствующие указания, обучать, а если нужно, то и наказывать недобросовестных сотрудников.
 
- Кому особенно будет полезна ваша книга «Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Анализ нелегальных рубок на российском Дальнем востоке и методика их расследования»?
 
- Исходя из моих собственных знаний и опыта, я могу с уверенностью сказать, что на сегодня нет ни одного хорошего методического пособия по этой теме. Даже при желании следователь или работник следственного комитета могут найти максимум комментарии к Лесному или Уголовному кодексу разных авторов, где переписывается одно и то же со ссылками на Пленум Верховного Суда России. Практических навыков в таких комментариях, понятное дело, они найти не могут. Этой ситуацией и вызвано желание написать эту книгу и раскрыть в ней тонкости расследования уголовных дел по данной категории преступлений.
Думается, например, для следователей и дознавателей особенно будет интересна сама методика расследования, определение признаков состава преступления, то есть то, что касается юридической составляющей. А для специалистов лесного хозяйства и преподавателей вузов будет полезен раздел о положительных и отрицательных сторонах нового лесного законодательства, где рассказывается о том, как принимался Лесной кодекс, что в нем положительного, что отрицательного.
В конце пособия приведен обширный список литературы. Также в качестве примеров приведена положительная судебная практика с решениями приморских и хабаровских судов. Есть также и отрицательная практика, когда возбуждается уголовное дело и есть группа лиц, но из-за незначительного нанесенного ущерба такое дело в итоге прекращается. Это ошибки следствия. То есть в пособии можно познакомиться и с положительными и с отрицательными моментами, на которые желательно обратить внимание до возбуждения уголовного дела, чтобы потом его не прекращать.
Книга будет также интересна студентам экологических и юридических вузов изучающих природоохранное законодательство и, в частности, при расследовании преступлений, связанных с незаконными порубками.
Это издание может быть доработано и переиздано уже под конкретных читателей. Например, если это будет нужно следователям то можно удалить первую главу о становлении Лесного кодекса и оставить вопросы, связанные со следствием, а также привести, например, больше примеров из судебной практики, включить больше цветных фотографий с мест преступлений.
 
- Откуда представлены статистические данные в пособии о количестве лесных преступлений?
 
- Данные были предоставлены официальными источниками – милицией, прокуратурой, управлением лесного хозяйства. И те и другие сами могли бы увидеть сложившуюся картину, если бы они эти цифры проанализировали самостоятельно. Я самостоятельно проделал эту работу, чтобы они обратили внимание на значимость и серьезность проблемы.
 
- Как могут желающие получить вашу книгу?
 
- Периодически я провожу семинары и лекции, на которых слушатели получают методическое пособие «Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений». Данная публикация распространяется бесплатно. Если люди не принимают участие в семинарах – то можно обратиться непосредственно ко мне по телефону 241-48-68, 297-70-81 или по электронной почте gzherebkin@amur.wwf.ru. Также книгу можно скачать в формате pdf по ссылке http://www.wwf.ru/resources/publ/book/524.
 
Справка «ВИП»:
Геннадий Николаевич Жеребкин с 1994-1997 – проходил службу в военной прокуратуре Владивостокского гарнизона в должности старшего следователя
1997-1998 гг. – старший следователь по особо важным делам Управления Федеральной службы налоговой полиции.
1998-2000 гг. – прокурор следственного управления прокуратуры Приморского края.
2000-2008 гг. – прокурор Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры.
2008 г. – по настоящее время координатор по правовому обеспечению проектов Амурского филиала всемирного фонда природы WWF.
 
Е. КУКСОВА,
фото автора.

КСТАТИ
Методическое пособие «Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Анализ нелегальных рубок на российском Дальнем востоке и методика их расследования» могут получить и клиенты компании «Базис» в электронном виде, обратившись в Дежурную службу компании по телефону 24-25-600 или прислав запрос на электронный ящик ds@kprim.ru.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 18 (224), октябрь 2011 г.
 
Дата публикации: 03.10.2011 г.

 

31.10.2011