(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Что судебный пристав нам готовит?
К. Колбышев, начальник отдела организации работы по розыску должников и их имущества УФССП по Приморскому краю.
3 ноября в Государственную думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В прошлом номере «ВИП» мы уже рассказывали о том, что данный законопроект значительно расширяет полномочия судебных приставов и – более того – наделяет представителей исполнительной власти функциями полицейских, которые их нынешние владельцы утратят с 1 января 2012 года. К таким функциям относится розыск должника - физического лица, а также розыск ребенка, если по решению суда его следует передать другому родителю, или в органы опеки и попечительства.
Законопроект предусматривает также внесение изменений в Уголовный кодекс и Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации, в Федеральные законы «О частной детективной деятельности», «О судебных приставах», «О полиции» и другие законодательные акты. Вообще стоит сказать о том, что Федеральной службой судебных приставов был выдвинут ряд инициатив, которые при своем последующем законодательном закреплении сделают ведомство достаточно влиятельной структурой в стране в рамках, возложенных на него полномочий. И в то же время - достаточно эффективной.
О грядущих изменениях в исполнительном производстве мы поговорили с начальником отдела организации работы по розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю Константином Борисовичем КОЛБЫШЕВЫМ.
 
- Константин Борисович, расскажите, какие изменения грядут в полномочиях службы судебных приставов?
 
- Сегодня разыскная работа службы судебных приставов строится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и Административным регламентом по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина и организации), утвержденным соответствующим приказом Минюста России. В частности, наша работа связана с реализацией статей ФЗ «Об исполнительном производстве», которые относятся к розыску должника и его имущества, а также к мерам принудительного исполнения, связанным с временным ограничением прав граждан на выезд за пределы РФ.
Те законодательные инициативы, которые в настоящий момент рассматриваются Государственной Думой, внесены как службой судебных приставов, так и Федеральной налоговой службой и Министерством юстиции в части, касающейся выезда за рубеж. Так, например, сейчас статья 67 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит положение, по которому допускается применение временного ограничения на выезд физического лица за пределы РФ в случае признания последнего должником и невыполнения им судебного решения в установленный срок без уважительных причин. А законодательно размер задолженности по судебному акту, допускающей применение подробной ограничительной меры, не определен.
Инициативу по урегулированию этой проблемы взяла на себя Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Налоговики предложили определить минимальную границу задолженности, дающую судебному приставу право применять решение об установлении временного ограничения на выезд должника из страны и, по их мнению, эта право может быть применено, если сумма долга превышает 5 тысяч рублей. Глава ФССП РФ А. Парфенчиков письменно уведомил главу ФНС о поддержке этой разумной инициативы законодательно.
 
- В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный председателем комитета Госдумы по конституционному законодательству и градостроительству В. Пилигиным. В соответствии с законопроектом, функции по розыску граждан должников и ответчиков по гражданским делам, не спешащим исполнять судебные решения, передаются из органов внутренних дел службе судебных приставов. ФССП также поручается разыскивать и детей, которых согласно исполнительным документам требуется отобрать у тех, с кем они в данный момент находятся…
 
- Раньше этой разыскной работой занимались правоохранительные органы. Но с 1 января 2012 года эти полномочия полиция с себя снимает, и законопроектом предполагается, что органы внутренних дел будут оказывать содействие судебным приставам по розыску должников и их имущества, а также разыскиваемых детей. В свою очередь судебные приставы должны будут делиться с полицейскими своей информацией о людях, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда.
Таким образом, разыскные возможности судебного пристава расширяются, в том числе появляется право осуществлять мероприятия в нерабочее дни и в ночное время. Кроме того, судебный пристав-исполнитель по розыску вправе запрашивать и использовать нужные ему сведения из различных банков данных, пользоваться сетью Интернет, а также привлекать к разыскным мероприятиям частных детективов.
Законопроект также конкретизирует правила передачи арестованного имущества должника на хранение, чтобы исключить случаи незаконного отчуждения и утраты. Судебный пристав, занимающийся розыском, может устанавливать запрет на совершение органами и организациями юридически значимых действий с имуществом должника, а у него самого истребовать декларацию об имущественном положении. Стоит заметить, что данная практика существует в Европе, в частности во Франции, Германии и прибалтийских странах, и показывает себя очень положительно и является одним из очень серьезных инструментов, влияющим на эффективное исполнение судебных решений.
Если запрашиваемая декларация не будет представлена в установленный срок или сведения в ней окажутся неполными или искаженными, виновнику полагается штраф до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 1 года. В качестве наказания возможно и лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет, а также обязательные работы на срок до 180 часов.
Должник, обнаруженный в ходе розыска может полностью или частично оплатить судебному приставу сумму задолженности по исполнительному документу. А банк, осуществляющий обслуживание счетов должника, должен исполнить требования о взыскании денежных средств и в течение трех дней со дня их поступления проинформировать судебного пристава.
 
- В недавнем интервью «Российской газете» главный судебный пристав страны коснулся темы лишения водительских прав за долги. Считается, что эта мера эффективно действует во многих странах. Будет ли подобная мера в ограничении водительских прав применена на территории нашей страны?
 
- Это серьезная новация, которая пока предполагается для практического применения в 2012-2013 годах. Глава ФССП РФ А. Парфенчиков, общаясь с журналистами по поводу ограничения специальных прав должников, на вопрос о лишении водительских прав заявил, что предполагаемая мера не должна распространяться на профессиональных водителей, то есть не применяется в тех случаях, когда специальные права являются источником дохода.
В настоящий момент в Минюсте разработана долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений и, в частности, данная программа предполагает наделение судебных приставов рядом полномочий в части ограничений должников в специальных правах. В качестве одной из мер воздействия на лиц, уклоняющихся от исполнения судебного акта, как раз и планируется вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о лишении прав на управление автомобилем.
По этому поводу первый заместитель директора службы судебных приставов С. Сазанов сообщил журналистам, что закон, позволяющий изымать у должников водительские права или специальные лицензии до уплаты ими долга, может быть принят в 2012-2013 годах. Он отметил также, что законопроект по ограничению специальных прав должников прошел ряд экспертиз и вскоре будет вынесен на рассмотрении в Государственную Думу.
В свою очередь я тоже считаю, что ограничение на использование водительской лицензии не может применяться тогда, когда она является основой профессиональной деятельности, например, для дальнобойщиков или таксистов. И, думается, что, если этот законопроект будет принят - он не войдет в противоречие с Конституцией РФ и Европейской конвенцией по правам человека, поскольку, если говорить о международной практике, то подобные меры уже достаточно эффективно действуют в Израиле и в некоторых странах северной Америки.
 
- В июле этого года Президентом РФ был подписан Федеральный Закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Ожидается, что внесенные изменения отразятся и на работе судебных приставов…
 
- Этот закон закрепляет ряд важных положений, непосредственно касающихся деятельности ФССП Российской Федерации. В частности, судебные приставы наделяются правом осуществлять приводы граждан в суд по административным делам. Изменения внесены в часть 2 ст. 27.15 КоАП РФ, касающуюся привода в суд физического лица его законного представителя, или юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.
Привод осуществляется сотрудниками ФССП на основании определений судьи или постановления должностного лица указанного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, а также - полицейскими на основании определения указанного органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.
 
- Константин Борисович, в связи с чем вообще было принято решение внести изменения в функции и, в целом, в работу судебных приставов?
 
- Как я уже говорил, Минюстом разработана долгосрочная программа, направленная на повышение эффективности судебных решений. Соответственно, в программе предусмотрены все те позиции, о которых мы ранее говорили. Все они, безусловно, направлены на то, чтобы мы выше и выше поднимали процент фактического исполнения судебных решений, и, в конечном счете, прийти к той практике, которая существует в Европе, когда решение судебное исполняется в безусловном порядке и не остается никаких вариантов для должника, кроме как рассчитаться с образовавшейся задолженностью.
Нужно отметить и то, что законодательство претерпевает существенные изменения. Это и касается того, что с 1 января 2012 года органы внутренних дел снимают с себя определенные полномочия, что позволит им более эффективно провести свое реформирование и сосредоточиться на приоритетных задачах для них – обеспечение общественной безопасности, уголовное преследование и так далее.
 
- Вернемся к заполнению должником декларации об имущественном положении за последние 3 года… В случае, если информация будет представлена в неполном или искаженном виде последует суровое наказание. Но как проверить достоверность, указанных в декларации сведений?
 
- Одна сторона – это Федеральная налоговая служба, которая аккумулирует информацию, предоставляемую ей гражданами или юридическими лицами с определенной периодичностью. Другая сторона – это та декларация, которую должник заполнил самостоятельно и передал судебному приставу-исполнителю.
При сопоставлении тех данных, которые получены из налоговой и тех, которые представлены самим гражданином (юрлицом), можно установить, насколько эта декларация и сведения об имуществе являются достоверными. Тут и возникает возможность привлечения должника к административной или уголовной ответственности за недостверную информацию.
 
- Какие из внесенных изменений окажутся наиболее полезными в повседневной работе пристава-исполнителя?
 
- Лично для меня ключевым является то, что мы от вопросов разового взаимодействия с органами внутренних дел всё-таки перейдем на системное взаимодействие и будем, по меньшей мере, пользоваться их информационными учетами, которые позволят нам устанавливать должников, используя те системы, которые есть у органов внутренних дел, например, систему «Магистраль». Сможем мы и использовать систему, которая работает в органах Федеральной миграционной службы – «Меридиан».

- В. Плигин также вносит изменения в Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности» и предусматривает возможность судебных приставов обращаться за услугами детективов при розыске должников, их имущества или ребенка. Каким образом будет осуществляться это взаимодействие?
 
- Это сложный вопрос финансового взаимодействия. Сейчас сложно говорить заранее, но, возможно, будут проводиться мероприятия в рамках действующего закона «О государственных закупках», так как это услуга, которая оказывается государству, и на их основании будут определены те частные детективные агентства, которые в рамках заключенных договоров будут нам оказывать свои услуги. Соответственно, будет прописана финансовая сторона, за что и сколько мы должны будем заплатить. Это вопрос не одного дня, это очень серьезный механизм, который будет вырабатываться на ведомственном уровне. Если обращение к услугам частных детективов будет подтверждено законодательно, то мы в свою очередь вынуждены будем готовить организационно – распорядительные документы на местах и вступать в договорные отношения, потому что по-другому в государственной системе не бывает.

- Предложения, введенные В. Плигиным, фактически подразумевают, что сейчас приставы будут работать круглосуточно…
 
- Время остается такое же, какое и было указано в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», где очень четко прописано, что исполнительные действия могут совершаться с 6.00 до 22.00. Когда мы говорим о том, что можно осуществлять розыск в выходные, праздничные дни и в ночное время - мы говорим не о совершении исполнительных действий – по сути мы говорим о сборе информации о должнике. То есть в эти часы мы можем вести наружное наблюдение с целью установить адрес проживания должника или установить транспортное средство, которым пользуется должник на праве собственности, но которое он прячет от судебных приставов, уводя его от возможности ареста и дальнейшей реализации.
Иначе говоря, время совершения исполнительных действий для нас установлено законодательно с 6 до 22 часов, а время разыскных мероприятий – это в любое время суток.
 
- Будут ли приняты какие-то дополнительные меры в отношении должников-алиментщиков?
 
- В настоящий момент уже существует спектр ограничений, направленный на погашение задолженности. Мы не зря сказали про статью 67 «Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации» Федерального закона «Об исполнительном производстве». Статья очень актуальная и очень действенная на территории Приморского края, так как у нас большое количество моряков или людей, чья деятельность в общем непосредственно связана с морем. Край у нас граничит с Китаем и скоро будет интегрирован в общую южно-азиатскую систему взаимоотношений, и поэтому огромное количество людей выезжает за рубеж. Таким образом, когда на человека накладываются меры, связанные с временным ограничением на выезд, то это действует весьма и весьма эффективно.
Лично я знаю о многочисленных случаях погашения задолженностей одномоменто, причем в суммах, превышающих 1 миллион рублей. Связано это с тем, что в большинстве случаев ограничение на выезд за пределы страны влечет за собой огромные финансовые потери или убытки.
Представьте себе моряка, который ждал рейса, дождался его, и, уходя в море, например на 2 года, он заключает договор, где прописаны все суммы, которые он получит по возвращению из рейса, - а зарплаты в море в разы отличаются от наших доходов «на земле». А в тот момент, когда он садится на пароход и начинает проходить границу, - ему говорят – извините, у вас есть долг и вы ограничены в праве выезда, – все золотые горы моментально рушатся. Сейчас таких случаев становится всё меньше и меньше, потому что люди понимают, насколько эффективна эта мера и какие серьезные и тяжелые последствия влекут за собой невыполненные обязательства.
Люди всё чаще обращаются в отделы судебных приставов для того, чтобы провериться накануне своей поездки в Китай, выхода в море и так далее. Это как раз та мера, которая дисциплинирует людей и побуждает все долги закрывать своевременно, чтобы избежать проблемных ситуаций на границе.
У нас есть и уголовная ответственность за злостное отклонение от выплаты алиментных обязательств, которая предусмотрена статьей 157 Уголовного Кодекса РФ. Эта мера очень эффективно работает в отношении привлечения к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Страх привлечения к уголовной ответственности создает необходимую мотивацию для того, чтобы люди платили как задолженность, которая сформировалась, так и вносили периодические платежи после того как погашен основной долг.
 
- Кто сейчас является основными неплательщиками обязательств по решению суда?
 
- Большое количество должников – это те люди, которые в силу своего низкого финансового положения оказываются в долгах и продолжают долгое время оставаться должниками: не платят коммунальные платежи, нарушают правила дорожного движения и не оплачивают штрафы и тому подобное. Есть вещи, которые возникают из социума, когда материальное положение должника не позволяет одномоменто рассчитаться с задолженностью и есть вещи, которые возникают из серьезных споров, как физических так и юридических лиц. Так вот, когда речь идет о юрлицах и их спорах, где ответственность исчисляется сотнями тысяч или миллионами рублей, то здесь нужно очень серьезно работать, анализировать информацию и сведения, которые собираются в процессе розыска и ведения исполнительного производства.
По удельному весу всех долгов - больше всего исполнительных производств ведется по взысканию кредитов. Где-то третью-четвертую часть занимает сфера жилищно-коммунального хозяйства, квартирные платы и всё подобное. Все остальные исполнительные производства ведутся в отношении юридических лиц, когда они между собой разбираются, например, в неисполнении договора поставки, либо в отношении физических лиц, например, административные штрафы, связанные с правилами дорожного движения или с нарушением общественного порядка. Соответственный удельный вес имеют и налоговые взыскания – транспортный налог, налог на имущество, непроизведенные работодателями выплаты в соответствующие государственные фонды.
 
Е. КУКСОВА,
фото автора.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 22 (228), ноябрь 2011 г.
 
Дата публикации: 28.11.2011 г.
 

 

12.12.2011