(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
В. Колесников: «Состояние экологии по-настоящему волнует многих приморцев»
Прокурор Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры В.Колесников
Все мы знаем, что такое контролирующие природоохранные органы. Многие компании ежегодно проходят через проверки на предмет соблюдения экологической безопасности. А природоохранная прокуратура хорошо знакома тем компаниям, которые вопреки всем рекомендациям и статьям природоохранного законодательства, довели экологическую ситуацию на своем предприятии до критической.
Немного истории. Приморская природоохранная прокуратура была создана, как и десятки прокуратур в СССР, в 1986 году, и является структурным подразделением Прокуратуры Приморского края. Приказ прокурора Приморского края № 11 от 10.07.08 года конкретизировал функции природоохранной прокуратуры, которые, в конечном счете, свелись к следующему: не подменяя деятельность контролирующих органов, приморская природоохранная прокуратура обязана осуществлять надзор за соблюдением природоохранного законодательства на территории Приморского края. И представители природоохранной прокуратуры выступают именно как координаторы деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью.
Кроме того, Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 84 от 07.05.08 на природоохранных прокуроров были возложены функции осуществления надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, а также надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан, о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по преступлениям указанной категории.
На вопросы о деятельности природоохранной прокуратуры и о тенденциях в сфере природоохранного законодательства нам ответил прокурор Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры Владимир Владимирович КОЛЕСНИКОВ.
 
Справка «ВИП».
 
История создания природоохранных прокуратур в России напрямую связана с трагической аварией на Чернобыльской атомной электростанции, крупнейшей аварии в истории ядерной энергетики, как по количеству пострадавших, так и по экономическому ущербу. Именно это печальное событие и привлекло внимание правительства к тому, какими последствиями может быть чреваты экологические нарушения. И задача природоохранных прокуратур в основном сводится к следующему: не допускать эксцессов в части осуществления производственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
 
- Владимир Владимирович, с какими нарушениями наиболее часто сталкиваются природоохранные службы Приморского края и в каких районах края природные правонарушения встречаются наиболее часто?
 
- Подавляющее большинство нарушений связано с незаконными рубками лесных насаждений. На втором месте – незаконная добыча водных биологических ресурсов. В 2008 году мы подошли к критической для нас отметки: было совершено почти тысяча правонарушений на территории Приморского края.
В 2009 году мы наблюдали некоторый спад активности нарушений в сфере лесного законодательства, что, прежде всего, связано с реорганизацией лесного хозяйства. Более того, с 1 января 2010 года лесничим снова предоставили функции пресекать и предотвращать нарушения, требовать устранения нарушений, а также лесничие снова имеют право на ношение служебного оружия.
Тем не менее, основной проблемой в лесном законодательстве являются результаты деятельности незаконных лесозаготовителей. На территории края есть организации, которые занимаются скупкой нелегально заготовленной древесины. Тому доказательство частые звонки жителей края о том, что скупкой леса занимаются граждане КНР, хотя по официальным документам скупка леса производится российскими предприятиями.
В 2008 году стал также действовать дистанционный спутниковый мониторинг состояния лесов. Это позволило оптимизировать деятельность ряда крупных лесозаготовителей. Специалисты судят по запасам насаждений, по сомкнутости лесных насаждений определяют интенсивность разведенной рубки, они накладывают ее с лесоустроительными картами и даже определяют, когда рубка древесины с лесосеки фактически уходит за пределы лесосеки.
По итогам 2009 года серьезные проблемы возникали во Владивостокском городском округе. В Кировском районе выявились незаконные рубки лесных насаждений, в Чугуевском районе были нарушения по всем направлением. В Красноармейском районе нарушения связаны опять же с незаконными рубками леса. Хасанский район также потребовал много выездов, всё-таки в этом субъекте сконцентрировано наибольшее число особо охраняемых природных территорий, федерального и краевого значения.
Тем не менее, нельзя сказать, что в этих районах больше всего нарушений, просто в них оказалось недостаточно мер, принятых районными прокуратурами для решения проблем, и потребовалось наше вмешательство.
 
- Расскажите о наиболее показательном случае нарушения природоохранного законодательства и то, как природоохранная прокуратура справились с ним.
 
- Одним из таких случаев можно назвать ситуацию со знаменитой свалкой на Горностае. После перестройки свалка находилась в ведомстве одной эксплуатирующей организации. На протяжении последних 10 лет мы привлекали эту организацию к административной ответственности за непринятие мер и несоблюдение минимальных экологических требований. Кроме регулярных предупреждений об административной ответственности это предприятие предупреждалось о том, что если будет доказан факт криминального загрязнения окружающей среды, то тогда уже встанет вопрос об их уголовной ответственности. В прошлом году на очередной проверке был выявлен факт экстремально высокого загрязнения окружающей среды, путем процессов неконтролируемого горения этой свалки. Оказалось, показатели предельно допустимых норм концентрации веществ в атмосферный воздух только по бензопирену превысили норму более чем в 512 раз, а бензопирен – это концерагенное вещество, которое приводит к развитию раковых заболеваний.
По факту уголовно наказуемого загрязнения окружающей среды было возбуждено уголовное дело на основе переданных нами материалов в следственные органы. Кроме этого, мы ещё и организовали проверку в части ведения хозяйственной деятельности данной организацией. Выяснилось, что организация осуществляет явно незаконную предпринимательскую деятельность, в ходе которой была получена прибыль в особо крупном размере, но данная организация использовала её на собственные нужды предприятия, а не на то, чтоб устранить проблемы нарушения природоохранного законодательства. Было возбуждено уголовное дело по ст. 171 УК РФ.
Нам этого было недостаточно. Мы подали иск в суд о прекращении деятельности этого предприятия по захоронению отходов на горностаевской свалке. Решением суда наши требования удовлетворены. Конечно, это решение ещё может быть обжаловано, ещё будет проверяться судебной коллегией Приморского краевого суда. По вступлению в законную силу мы опубликуем решение о прекращении деятельности этой организации.
 
- Какие тенденции можно отметить в нарушении природоохранного законодательства за последние годы?
 
- В наши задачи, прежде всего, входит анализ деятельности природоохранных органов, и на самом деле мы же и заставляем их выявлять как можно больше нарушений и, соответственно, с большей эффективностью реагировать на эти нарушения.В то же время можно отметить, что раньше в деятельности органов государственного контроля преобладали вопросы, связанные с привлечением к ответственности за формальные нарушения, например за отсутствие плана природоохранных мероприятий на предприятии, приказа о назначении ответственного работника за соблюдением производственно-экологического контроля. А сейчас качество оформления документов значительно повысилось, и природоохранные инспектора следят уже непосредственно за фактической деятельностью предприятия. В этом по большей части, наверное, заслуга судебных органов, которые научили природоохранных инспекторов более внимательно следить за нарушениями, которые устанавливаются в процессе их контролирующей деятельности.
Есть и пугающая тенденция – погоня за показателями. На сегодняшний день она выражается в том, что в деятельности какого-то государственного органа превалируют вопросы привлечения к ответственности физических, а не юридических лиц. Я слышал объяснение этому: с юридическими лицами очень сложно работать, и постановления и привлечения к ответственности юридических лиц легко можно отменить. Такой подход только лишь приводит к деградации мышления некоторых инспекторов, которые начинают допускать детские ошибки. Один из примеров - когда гражданин, прочитав протокол об административном правонарушении, не может понять, за что всё-таки его привлекают к административной ответственности. То есть инспектор начинает небрежно относиться к составлению протокола и забывает про главную цель своей деятельности: качественно проводить расследование по каждому факту нарушения действующего природоохранного законодательства.
 
- Каким образом вы узнаёте о правонарушениях и кто просит вашей помощи разобраться в нарушениях природоохранного законодательства?
 
- Мы отвечаем на любой телефонный звонок. Но я все-таки считаю, что обращение гражданина должно быть оформлено в письменной форме. Нам приходилось сталкиваться с телефонными звонками анонимного содержания, на которые приходилось выезжать. После таких обращений мы никаких нарушений не фиксировали, а для нашего коллектива в 7 человек любой выезд на ложный вывоз – значительная трата времени.
Выезд на обращение в письменной форме обычно подтверждается фактом нарушения. Да и человек, написавший заявление, подходит к своей жалобе более осознанно, при случае он готов дать показания.
Средний круг наших абонентов сложно определить, всё-таки это представители разных слоев общества. Но особого внимания заслуживает тот факт, что большую часть таких людей составляют образованные люди, безупречно владеющие русским языком. Из общения с зарубежными коллегами я также узнал, что 80 % обращающихся лиц – именно люди с высшим образованием. Возможно, именно наличие высшего образования открывает человеку возможности размышлять над проблемами экологии, не самоотстраняться от них. При этом низкий уровень культурного развития ведет к тому, что человеку проще придти к решению вопроса незаконным путем. Судя по всему, уровень развития высшего образования и отражается на состоянии нашей окружающей среды.
Вообще надо отметить, что в Приморском крае очень сознательные жители. Когда начинают что-то строить, например, терминалы, угольные, нефтяные, контейнеровозные сооружения мы наблюдаем значительное увеличение числа обращений. Люди понимают, что проблемы экологии очень актуальны, и необходимо разгружать город и край от экологически опасных объектов.
Также зачастую за помощью обращаются представители госорганов, которые, несмотря на кажущуюся всесильность, уязвимы во время проведения собственных проверок. Например, государственные органы сталкиваются со сложностью процедур проведения проверочных мероприятий и трудностями привлечения к административной ответственности. Особенные сложности вызывает привлечение к ответственности юридических лиц или больших предприятий, когда включаются службы юридической поддержки этих компаний. Во время проверочных мероприятий могут поступить жалобы от организаций на коррупционную составляющую самой проверки. Предприятия считают, что проверочные мероприятия могут носить заказной характер. Например, они могут заявить, что инспектора якобы предъявляют им непонятные требования, например, о наличии площадок для отходов или заключения договоров со специализированными лицензированными компаниями-подрядчиками на вывоз отходов и их утилизацию. В таких случаях деятельность инспектора скрупулезно проверяется, и если только он отступил от требований закона, то ставится уже вопрос о привлечении самого инспектора к уголовной ответственности, а вместе с этим его действия проверяются по линии прокуратуры, милиции, ФСБ.
Кроме того, мы также проверяем деятельность организации в целом, не обходя вниманием и вопроса о персональной ответственности руководителя. Ведь может быть так, что руководитель дает инспектору задание заведомо преступного характера, и инспектор по сути вправе отказаться от его исполнения. Но, к сожалению, в своей деятельности инспектора, даже со значительным опытом, могут допустить в этой части нарушения, в случае если будут исполнять неправомерные приказы, ведь ответственность в данном случае будут нести, прежде всего, они сами. Если инспектор отказывается исполнять преступный для него приказ – он автоматически становится под защитой не только органов прокуратуры, но и других правоохранительных органов, согласно требованию закона о противодействии коррупции.
Было также несколько случаев, когда к нам обращались работники предприятий, которые сами же допустили правонарушение. Это обычно наблюдается в случаях, когда предприятие задерживает выплату заработной платы своим сотрудникам. В этой ситуации звонок абонента сводится к тому, чтобы создать проблему собственному руководству. Зато когда эти люди получают свою зарплату – они мало того, что начинают говорить о правонарушении с большой неохотой, так могут и вообще избегать встреч с нами.
 
- Есть ли какие-то правила о сохранении анонимности лиц, сообщивших о правонарушении?
 
- Мы вообще стараемся не раскрывать источники поступившей информации до последнего. Даже если руководители предприятий, в отношении которых были проведены проверки, требуют, чтобы мы их ознакомили с материалами проверки, то мы предоставляем материалы выборочно.
Другое дело, это когда руководитель предприятия знает, кто мог бы донести на компанию и напрямую нам называет фамилию человека, тогда в этом случае нам уже нечего скрывать. По крайней мере, от этой компании.
К сожалению, иногда в обращениях от лиц содержаться явно клеветнические, оскорбительные высказывания. В случае, если на основании такого обращения была проведена проверка на предприятии и пострадало в результате проверки, то юридическое лицо вправе обратиться в суд, в отношении гражданина, который сообщил явно недостоверную информацию. Защита деловой репутации стала очень важна для многих руководителей. Особенно это касается тех компаний, которые действуют на международных рынках.
Во время проведения международных конференций представители иностранных государственных органов настойчиво просят рассказать правонарушениях в сфере природоохранного законодательства приморских организаций, которые осуществляют экспорт своей продукции за рубеж. В случае, если выяснится, что деятельность наших компаний-экспортёров не безупречна, то них отвернутся их деловые зарубежные партнеры, и наша приморская экспортная деятельность может вообще прекратиться. А всё-таки именно от экспортёров бюджет города пополняется существенными налогами.
 
- По вашему мнению, как повлияет подготовка к саммиту АТЭС и его проведение на экологическую ситуацию в Приморском крае?
 
- У нас оптимистические ожидания. Мы надеемся, что все, чего мы добивались на протяжении последних 10 лет, должно быть реализовано: строительство городских очистных сооружений, строительство городского полигона по утилизации твердых бытовых отходов, на который должны равняться другие действующие полигоны в Приморском крае. Мы рассчитываем на то, что со временем будут внедряться новые технологии.
Например, у нас есть определенная надежда, что на ТЭЦ-2 будет модернизировано оборудование под работу на газе. Ведь во Владивостоке ведь источником загрязнения является подержанный автотранспорт импортного производства и ТЭЦ-2. Из-за того, что выхлопные трубы завезенных автомобилей не снабжены устройствами экологической очистки, в почву попадает такое вещество как тетрометилсвинец, капля которого прожигает лист металла толщиной 5 см. А ТЭЦ-2 по выбросам превышает все вместе взятые выбросы автомобильного транспорта. Если на ТЭЦ-2 удастся модернизировать оборудование, то атмосферные загрязнения во Владивостоке будут значительно снижены. Кроме того, переход на газ значительно оздоровит ситуацию в Уссурийском заливе, где последние несколько лет вообще запрещено промышленное рыболовство из-за загрязнения окружающей среды.
Ну и вопрос очищения бухты Золотой Рог. На самом деле чистить бухту будет очень сложно. Мы в своё время предупреждали, что неконтролируемая точечная настройка в центре города приведет к ликвидации тех площадей, на которых можно строить локальные очистные сооружения. Сейчас же, при содействии краевых органов, в том числе управления по охране окружающей среды, пришли к выводу, что необходимо возводить три станции очистки сточных вод, одну из них уже возводят в районе Снеговой Пади, а две других находятся в стадии проектирования. Подключаться к станциям в первую очередь будут жилые микрорайоны и производственные объекты на городской периферии. Подключение центра города к очистным сооружениям будет связано с большими затратами из-за состояния городских сетей электроснабжения. Ведь работа очистных станций – очень энергоемкий процесс, особенно с учётом рельефа города.
Отрадно заметить, что стали решаться те проблемы, которые раньше не решались. Одним из ярких примеров является очистка бухты Труда о. Русском. Краевая администрация сейчас, можно сказать, выступает в едином блоке с нами, и в ближайшее время будет ставиться вопрос об утилизации металлолома с этой бухты.
Если будут реализованы все проекты подготовки к саммиту, то Приморский край однозначно резко повысит свою привлекательность. Уже сейчас мои коллеги из природоохранных прокуратур других субъектов РФ во время их пребывания во Владивостоке, просят показать им объекты саммита АТЭС. То, что они видят, приводит их в большое восхищение.
 
- Если составить рейтинг по количеству правонарушений во всех областях России, то на каком месте окажется Приморский край?
 
- С точки зрения уровня вскрываемых, выявляемых, пресекаемых нарушений приморский край явно находится не в числе аутсайдеров, наоборот, наши краевые контролирующие органы отличаются большей энергичностью по сравнению со своими коллегами из других регионов. Ряд руководителей мне с гордостью сообщали о том, что наши люди на первом или втором месте по их данным.
В то же время нам необходимо учитывать уровень промышленного производства. По сравнению с центральными частями России у нас оно совершенно не развито. В Приморском крае мы сталкиваемся с проблемами в основном в области добычи сырья. Мы здесь не знаем, что такое металлургические производство, тяжелое машиностроение, химическая промышленность, производственное объединение «Маяк» в конце концов, которое занимается утилизацией радиоактивных отходов в Челябинской области. Соответственно в тех регионах, где промышленность развита, проблемы экологии и уровень деятельности природоохранных прокуратор, более повышенный.
Когда у нас в Приморском крае возникнут точно такие же промышленные производства, как в центральной части России, мы на основе опыта наших коллег будем отстаивать интересы жителей в экологической безопасности.
 
Беседовала
Е. КУКСОВА,
фото автора.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 4 (186), март 2010 г.
 
25.03.2010