(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Общедомовые приборы учета ставить придется всем собственникам
В. Величко.
1 июля во всех многоквартирных домах должны быть установлены общедомовые приборы учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии и электрической энергии. Каким образом эффективнее всего установить такие счетчики? Какую ответственность понесут граждане и юридические лица, если общедомовые приборы учета не будут установлены? На этот и другие вопросы корреспондентам ТВ-программы «Консультант: территория права» и газеты «ВИП» ответил генеральный директор консалтинговой компании в сфере ЖКХ ООО «ЖКС-Приморье», член экспертной группы «Управление многоквартирными домами» Общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации Приморского края, Вячеслав Владимирович ВЕЛИЧКО.
 
- Приморцам осталось всего два месяца, чтобы установить в своих домах общедомовые приборы учета на свет, электроэнергию и отопление. По закону об энергосбережении сделать это нужно до 1 июля. Кто должен этим заниматься, и главное – кто должен оплачивать установку общедомовых счетчиков?
 
- В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энегосбережении), об энергосбережении (ст. 13, ч. 5), который и контролирует все нюансы установки и эксплуатации общедомовых счетчиков, именно собственники «обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».
Подкрепляет это утверждение и Жилищный кодекс РФ (ст. 158): «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».
Поэтому собственникам рано или поздно придется раскошелиться. Правда, сам процесс установки общего счетчика, а так же вопрос оплаты за него, может решаться по-разному. Рассмотрим разные варианты.
 
Вариант 1: Жильцы самостоятельно решают установить счетчик.
Обычно это происходит в ТСЖ или в домах с сильным Советом дома, когда жильцы понимают, что требований закона все равно не избежать, и осознают свою выгоду от установки прибора учета. В большинстве случаев это дома, общее состояние которых удовлетворительное, им не требуется экстренный капитальный ремонт системы водоснабжения или электроэнергии, а на счету многоэтажки уже скопилась немалая сумма. Эти накопления жильцы и решают потратить на установку счетчиков. Для этого собирают собрание, и большинством голосов принимают решение – надо ставить. Деньги в этом случае дом снимает со статьи «текущий ремонт».
Бывают случаи (если денег на счету дома не достаточно), когда собственники решают собрать средства на установку счетчика дополнительно к основным платежам. Тогда тоже необходимо провести общее собрание и проголосовать за целевой сбор. Если большинство собственников согласятся, то платить придется всем, даже тем, кто проголосовал «против»
Воплотить в жизнь свое решение, жильцы поручают ТСЖ или управляющей компании.
 
Вариант 2: Счетчик устанавливается по предложению управляющей компании.
Если жильцы в доме не проявляют инициативу по установке общедомового прибора учета, то выйти с таким предложением обязана управляющая компания.
В соответствии со ст.12 п. 7 Закона об энергосбережении УК обязана «регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий».
УК должна способствовать проведению собрания, на котором жильцы либо поддержат решение об установке счетчика, либо откажутся от этого.
Что касается оплаты, то жильцам традиционно предложат использовать деньги по статье «текущий ремонт» или организовать дополнительный сбор средств. Часто «управляйки» предлагают жителям поставить счетчик в рассрочку.
 
Вариант 3: Счетчик ставят «ресурсники».
Если до июля 2012 общедомовой прибор учета так и не установили, то за дело возьмутся компании, которые и поставляют в наши дома свет, воду и тепло. Закон об энергосбережении обязывает их (ст.13 п.9) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют».
«Ресурсники» направят всем УК и ТСЖ договор, в котором предложат подходящий для каждого конкретного дома прибор учета и сами установят счетчик. Жильцы и обслуживающая организация со своей стороны обязаны предоставить такой компании доступ в подвалы, к сетям и другим объектам общедомового имущества.
Платить за прибор учета придется опять же жильцам - можно в рассрочку до 5 лет. К общей стоимости оборудования прибавляются еще и проценты. К счастью, по закону они не должны превышать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления.
Отказаться от предлагаемых «услуг» собственники уже не смогут. Если они не захотят добровольно оплатить прибор учета и расходы по его установке, поставщики коммунальных услуг взыщут эти деньги через суд. Закон будет на их стороне.
Кстати, уже сейчас жильцы могут через свою УК или ТСЖ обратиться в ДЭК, ДГК, или Примводоканал с заявлением о заключении договора об установке общедомового прибора учета в рассрочку. Это имеет смысл сделать, если жильцы хотят установить счетчик, но на счету дома не хватает денег, а УК не может предоставить рассрочку из собственных средств. Нужно знать, что по Закону об энергосбережению (ст. 13 ч. 10) , компании не имеют права отказать в заключении такого договора.
Если жильцы не воспользуются предложением компаний-поставщиков коммунальных услуг, то вместо метода «пряника» государство начнет применять метод «кнута»: ТСЖ и УК посыплются штрафы и предписания.
 
- Что будет если к 1 июля счетчик в доме так и не поставят? Грозят ли какие-нибудь штрафы и санкции жителям и Управляющим компаниям?
 
- Законодатели предусмотрели, что далеко не все жильцы ринутся исполнять предписания закона об энергосбережении ставить общедомовые счетчики, поэтому сразу внесли изменения в КоАП РФ (добавили статью 9.16), в которых предусмотрели штрафы и наказания для тех, кто не успеет вовремя обзавестись приборами учета.
1. Если УК и ТСЖ не разработали и не донесли до жителей предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах, им грозит штраф:
- на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
- на юридических лиц - от 20 до 30 тысяч рублей.
2. Если рессурсоснабжающие организации не вышли с предложением к УК и ТСЖ оснастить дома приборами учета, то их так же ждет наказание в виде штрафа:
- на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей;
- на юридических лиц - от 100 до 150 тысяч рублей.
3. Если дом к 1 июля не оборудован общедомовыми приборами учета, то наступает следующая ответственность.
Для УК и ТСЖ:
Если УК или ТСЖ ни разу не предлагали собственникам на общем собрании проголосовать за установку счетчиков, то отвечать перед законом придется им. В этом случае придется заплатить штраф:
- на должностных лиц – в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 10 до 15 тысяч рублей;
- на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.
Для собственников:
Как мы уже говорили выше, после 1 июля собственники обязаны оплатить прибор учета и расходы ресурсоснабжающей организации по его установке. Отказ грозит судом. В этом случае проигравшему иск собственнику придется оплатить еще и расходы компании на услуги юриста.
Пункт 12 ст. 13 Закона об энергосбережении гласит: «В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания».
 
- Жители домов с изношенными системами отопления, водоснабжения и устаревшей проводкой негативно относятся к установке общедомовых приборов учета, так как считают, что после этого у них «взлетят» платежи по ОДН. Это действительно так? Можно ли этого избежать?
 
- Действительно, если коммуникации изношены, то об энергосбережении говорить не приходиться. Нужно понимать, что счетчик сам по себе не экономит. Если в подвале текут трубы, проводка искрит, а в подъезде выбиты окна, то фактически ресурсы будут утекать – жильцы будут топить улицу, а вода будет просто уходить в землю. Конечно же, это отразиться и на ОДН. Сохранить и сберечь ресурсы – задача собственников совместно с УК. Они должны определить меры по энергосбережению здания, а так же найти деньги на их реализацию – будь то средства, которые жильцы накопили по статье текущий ремонт, или же попробовать поучаствовать в программах софинансирования по Федеральному закону № 185-ФЗ или краевой программе «Дом, в котором мы живем».
Также нельзя забывать, что существует Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», а так же Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ № 491), в которых законодательно соблюдены все параметры, в соответствии с которыми должен содержаться дом. УК или ТСЖ обязаны эти требования выполнять. Если эти нормы не соблюдаются, то собственники вправе обратиться в ГЖИ, Прокуратуру, Ростехнадзор и другие органы, чтобы обслуживающей организации выписали предписание – выполнить необходимые требования закона.
 
- Сегодня собственники стали грамотнее, уже научились писать письма и запросы в органы власти. Однако часто на свои жалобы они получают лишь рекомендацию самостоятельно обращаться в суд. Насколько правомерно такое поведение чиновников. Как от них добиться более активного вмешательства.
 
- Когда собственники видят, что их жилищные права нарушены, то первый органы, куда они обязаны сообщить об этом – это госжилинспекция.
В соответствии со ст. ст. 20 Жилищного кодекса РФ, в задачи Государственной жилищной инспекции (ГЖИ), в том числе входит и «контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг». А обслуживание дома одновременно двумя УК – грубое нарушение Жилищного кодекса.
Более того, согласно постановлению № 785 администрации города Владивостока «Об отделе государственной жилищной инспекции администрации города Владивостока» задачами инспекции являются:
- государственный контроль за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений - собственниками жилищного фонда, независимо от форм собственности, управляющими организациями, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами, как нанимателями, так и собственниками и другими лицами;
- выявление и предупреждение нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, принятие необходимых мер по выявленным нарушениям в соответствии с действующим законодательством.
Также ГЖИ имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях, направлять их для рассмотрения в суды и выдавать такие предписания всем участникам жилищных отношений, как юридическим, так и физическим лицам. И главное – инициировать возбуждение уголовных дел.
Однако, юридический грамотный человек понимает: право – не обязанность. Поэтому часто ГЖИ просто-напросто дает отписку и отправляет собственников в суд – разбираться самостоятельно со своими проблемами, а порой ответы и вовсе безграмотные.
Если вы столкнулись с подобным отношением к своим проблемам со стороны чиновников, то смело можете писать жалобу.
 
- В этом году Владивосток потратит на проведение капитальных ремонтов по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ 2 миллиарда 800 миллионов рублей. Сейчас очень ответственный момент – деньги на ремонты уже пришли и предстоит выбрать ответственных подрядчиков, которые непосредственно будут работать на домах. Кто принимает решение по выбору подрядной организации, как собственники могут проконтролировать этот процесс?
 
- Основной документ, которым должны руководствоваться управляющие компании Приморского края и председатели ТСЖ при выборе подрядной организации – постановление администрации Приморского края № 206. В соответствии с этим документом ТСЖ или УК не могут, основываясь лишь на личных предпочтениях, заключить договор с подрядчиком. Необходимо провести открытый конкурс, что само по себе является сложным процессом с точки зрения организации и документооборота.
Перед тем, как проводить конкурс необходимо выбрать комиссию, в которую войдут не менее 5 человек, среди которых председатели ТСЖ, представители УК (если домом управляет УК), собственники и представитель администрации города. Именно комиссия в последствии будет заниматься проведением конкурса. Решение о создании комиссии и утверждении ее членов принимается на общем собрании собственников дома и фиксируется протоколом. Во избежание последующих махинаций собственникам следует серьезно подойти к этому голосованию – ведь именно от этих людей в будущем будет зависеть – насколько «прозрачным» будет конкурс и не зайдет ли на дом безответственный подрядчик.
Поговорим о подготовке к конкурсу. Для начала необходимо разработать конкурсную документацию в которой должна быть следующая информация:
- порядок проведения конкурса;
- о предмете конкурса с указанием наименования и адреса объекта, перечня работ;
- о заказчике (организаторе конкурса): наименование, юридический и физический адреса, контактные телефоны, электронные адреса, иные реквизиты и контактные данные;
- о начальной (максимальной) цене договора подряда, указанной в рублях Российской Федерации, в том числе с указанием НДС, с приложением проекта договора подряда, устанавливающего существенные условия его выполнения;
- о требованиях к участникам конкурса, к составу, форме и порядку подачи заявок на участие в конкурсе;
- об окончательном сроке подачи конкурсных заявок;
- о порядке проведения процедуры конкурса и критериях отбора победителя Конкурса;
- о дне и часе начала рассмотрения конкурсных заявок с указанием адреса места рассмотрения конкурсных заявок.
Помочь в подготовке документов могут методические рекомендации по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
Теперь пора оповестить подрядчиков о том, что они могут побороться за право делать капремонт на данном доме. Для этого необходимо разместить извещение и конкурсную документацию в Интернете или в других средствах массовой информации. Необходимо, чтобы заявки подали хотя бы две организации, иначе объявлять конкурс придется заново.
Теперь о проведении конкурса. В заранее обозначенном (в конкурсной документации) месте должны собраться представители подрядчиков и конкурсная комиссия. Члены комиссии должны оценить поданные заявки по 20 бальной шкале. Основными критериями для выставления оценки являются:
- цена договора;
- срок выполнения работ;
- опыт работы (количество завершенных объектов-аналогов за последний год);
- квалификация персонала (наличие в штате квалифицированного инженерного персонала);
- соблюдение техники безопасности (количество несчастных случаев при производстве работ за последние два года);
- участие в судебных заседаниях в качестве ответчика по арбитражным делам об исполнении договорных обязательств по договорам подряда за последние два года.
Победителем конкурса становится подрядчик, который набрал максимальное количество баллов. Итоги конкурса оформляются ведомостью, а официальные результаты должны быть опубликованы в сети Интернет или в СМИ. Теперь можно заключать договор.
В заключении хочу сказать вот о чем. Основная сложность, с которой столкнутся председатели ТСЖ и управляющие компании заключается в том, что конкурс нужно провести в достаточно сжатые сроки. Хотя бы для того, чтобы после завершения длительных формальных процедур подрядчики приступили к работам в летний период. При этом любая ошибка в документации приведет к тому, что конкурс будут признан не действительным, а УК или ТСЖ просто не смогут перечислить деньги строителям. Затратную по времени и силам процедуру придется проводить вновь.
 
Фото С. СЕМЕРИКОВА.

Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 09 (239), май 2012 г.

Дата публикации: 21.05.2012 г.
 

 

04.06.2012