(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Когда вмешательство регистрирующего органа недопустимо
М. ГИРЕНКО, начальник отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по ПК.
О некоторых аспектах контроля за деятельностью некоммерческих организаций корреспондент газеты «ВИП» побеседовал с заместителем начальника отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по Приморскому краю Мариной Федоровной ГИРЕНКО.
 
– Марина Федоровна, какие организации подлежат регистрации в Управлении Минюста России по Приморскому краю?
 
– Территориальные органы Минюста России осуществляют государственную регистрацию только некоммерческих организаций. В их числе региональные отделения политических партий, общественные и религиозные объединения, учебные заведения дополнительного профессионального образования, казачьи общества и иные некоммерческие организации. Исключение составляют потребительские кооперативы, государственные и муниципальные учреждения, которые регистрируются налоговыми органами, как и все коммерческие организации.
 
– Вправе ли орган государственной регистрации требовать от некоммерческой организации внести изменения в цели и задачи деятельности, которые указываются в учредительных документах?
 
– Нет, вмешательство регистрирующего органа в определение целей и задач деятельности некоммерческой организации недопустимо. Однако безусловной является необходимость соответствия её деятельности целям, установленным для конкретной организационно-правовой формы Федеральным законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация самостоятельно определяет цели и предмет своей деятельности. При этом дословное воспроизведение формулировок, приведенных в нормативных правовых актах, не требуется, поскольку приведенный в указанной статье перечень целей является открытым. Такой подход позволяет организации самостоятельно выбирать и формулировать свои цели.
 
– Какие меры реагирования применяет Управление Минюста России по Приморскому краю к некоммерческим организациям?
 
– К некоммерческим организациям нашим управлением применяются меры реагирования в виде вынесения предупреждений, внесения представлений, составление протоколом об административных правонарушениях, направление в суды исковых заявлений о ликвидации или признании прекратившими деятельность в качестве юридического лица. Так, на основании направленных в суд исковых заявлений была прекращена деятельность таких некоммерческих организаций, как Приморский региональный общественный фонд еврейской культуры «Возрожденная Синагога», некоммерческое партнерство общество взаимного страхования «Тихоокеанский союз страхователей», некоммерческое партнерство «Видеооператоров Позитив», общественное учреждение Приморского краевого культурно-оздоровительного центра «Урожай».
В числе некоммерческих организаций, к которым по выявленным фактам нарушения действующего законодательства в качестве мер реагирования вынесены предупреждения, я бы выделил спортивные общественные организации, занимающиеся развитием тэквондо в Хасанском, Черниговском и Надеждинском районах, а также в городах Артеме, Арсеньеве и Владивостоке.
 
– Вправе ли сотрудники Минюста требовать от некоммерческой организации внести изменения в структуру органов управления, а также изменить наименование органов управления?
 
– В случае если некоммерческой организацией сформирована структура органов управления, отвечающая требованиям федерального законодательства, дальнейшее вмешательство регистрирующего органа недопустимо. Это вытекает из положения пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
 
– Какие существуют основания для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации?
 
– Необходимо отметить, что существуют как общие основания для отказа в государственной регистрации всех некоммерческих организаций, так и особые, связанные с организационно-правовой формой некоммерческой организации.
Приведу лишь некоторые из общих оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренные статьей 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»:
- если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации;
- если ранее уже зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
- если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственные, национальные и религиозные чувства граждан;
- если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные указанным федеральным законом, представлены не полностью;
- если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 данного федерального закона;
- если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.
 
– Сколько экземпляров устава НКО необходимо предоставлять для регистрации?
 
– Это регулируется статьей 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», подпункт 2 пункта 5 которой предусматривает, что для государственной регистрации некоммерческой организации представляются ее учредительные документы в 3-х экземплярах. Согласно Административному регламенту исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, два экземпляра учредительных документов должны быть прошиты и заверены подписью заявителя.
 
– Возможно ли в качестве местонахождения организации в ее уставе указывать только населенный пункт без точного адреса?
 
– В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах должно быть указано место нахождения некоммерческой организации, которое определяется местом ее государственной регистрации. Требование об указании в учредительных документах некоммерческой организации почтового адреса, по которому будет осуществляться связь с такой организацией, законодательством не установлено. Таким образом, указание в учредительных документах некоммерческой организации на город (или иной населенный пункт), в котором располагается некоммерческая организация, является достаточным.
В то же время сведения о точном адресе некоммерческой организации должны указываться в заявлении о регистрации некоммерческой организации и содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.
 
– Если в учредительных документах некоммерческой организации указывается возможность оказания безвозмездной материальной помощи третьим лицам, обязана ли организация иметь в своем наименовании слово «благотворительная»?
 
– Нет, некоммерческие организации, не являющиеся благотворительными, не ограничены действующим законодательством в возможности осуществления благотворительной деятельности, в том числе путем оказания безвозмездной материальной помощи третьим лицам, в соответствии с целями и задачами своей деятельности. Это регламентируется пунктом 1 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
 
Фото представлено
пресс-службой
Управления Минюста по Приморскому краю.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 22 (252), ноябрь 2012 г.
 
Дата публикации:19.11.2012 г.
26.11.2012