(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-семинары и видео-конференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Что ждать руководителям и бухгалтерам от нового закона о бухучете?
1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ, закон о бухучете). Указанный закон был разработан и принят с целью устранения устаревших положений и пробелов ранее действующего аналогичного нормативно-правового акта. И это вполне логично. Ведь старый закон действовал с конца 1996 года, а за это время многое поменялось в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Как показывает наша редакционная почта, принятие нового закона вызвало много вопросов у бизнес-сообщества. Многие руководители и бухгалтеры интересуются, как правильно организовать бухгалтерский учет в этом году? Какова сфера действия нового закона?
Эти и другие вопросы корреспонденты газеты ВИП» адресовали известному приморскому налоговому консультанту Наталье Семеновне КУТЕНКОВОЙ (на фото):
 
- Сфера действия нового Закона № 402-ФЗ существенно расширена, - рассказала Наталья Семеновна. - Помимо организаций, филиалов и представительств иностранных организаций к экономическим субъектам, на которые распространяется действие закона, отнесены: индивидуальные предприниматели; адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой.

- Сфера действия нового закона о бухучете распространяется не только на индивидуальных предпринимателей, адвокатов или нотариусов. Положения этого закона применяются и в ряде других случаях. Что это за случаи?
 
- Да, в Законе № 402-ФЗ отдельно упомянуты такие экономические субъекты, как государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетных фондов, Банк России.
Кроме того, отдельной нормой в Законе N 402-ФЗ закреплено, что он применяется в следующих случаях:
- при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности;
- при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета операций с имуществом, полученным в доверительное управление;
- при ведении бухгалтерского учета в простом товариществе;
- при ведении бухгалтерского учета при выполнении соглашений о разделе продукции.
Кроме того, в отличие от Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 129-ФЗ) в Законе N 402-ФЗ очерчены области неприменения его норм. К ним относятся составление отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей.
 
- В соответствии с новым законом о бухучете, определенная категория предпринимателей вообще может не вести бухгалтерский учет. Каких субъектов предпринимательства это касается?
 
- В соответствии с п.2 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, бухучет могут не вести индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (в том числе адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете). Связано это с тем, что данные субъекты экономической деятельности обязаны вести учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, причем независимо от применяемой системы налогообложения (пп. 5 п. 1 ст. 23, абз. 2 п. 8 ст. 346.5, п. п. 2, 9 ст. 346.29, ст. 346.24, 346.53 Налогового кодекса РФ).
 
- Многих бухгалтеров интересует следующий вопрос. Каковы объекты бухгалтерского учета по новому закону?
 
- Перечень объектов бухгалтерского учета претерпел существенные изменения. Эти изменения неразрывно связаны с трансформацией определения бухгалтерского учета. Неизменным в перечне остался только один объект бухгалтерского учета - обязательства.
Вместо имущества организаций объектом бухгалтерского учета в Законе № 402-ФЗ названы активы, в перечень объектов учета добавлены доходы и расходы.
Замена в списке объектов бухгалтерского учета имущества на активы свидетельствует о новых целях, которые преследует бухгалтерский учет. Учет имущества (а не активов) соответствует контрольной функции, возлагавшейся на бухгалтерский учет, но не позволяет формировать информацию для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Для составления такой отчетности необходима информация именно об активах, контролируемых организацией, а не о ее имуществе.
К активам относят хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем, то есть обладают потенциальной возможностью прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. При этом материально-вещественная форма объекта и юридические условия его использования не являются существенными критериями отнесения его к активам.
Таким образом, не всякое имущество экономического субъекта может быть квалифицировано как актив. Для этого оно должно быть способным принести данному субъекту экономические выгоды в результате использования в процессе производства, обмена на другой актив, передачи с целью погашения обязательства, распределения между собственниками. В то же время к активам могут быть отнесены объекты, не принадлежащие экономическому субъекту на праве собственности, то есть не являющиеся его имуществом. Это возможно, если экономический субъект осуществляет контроль над самим объектом и имеет право на получение экономических выгод от него.
Еще одним существенным изменением в перечне объектов бухгалтерского учета является замена хозяйственных операций на факты хозяйственной жизни. При этом в п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ факт хозяйственной жизни определяется как сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Таким образом, новый закон о бухучете, вводя в объекты учета факты хозяйственной жизни вместо хозяйственных операций, добавляет такие новые объекты бухгалтерского учета, как сделки и события (причем не только те, которые уже оказывают влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств, но и те, которые способны оказать такое влияние).
Еще один новый объект бухучета - источники финансирования деятельности экономического субъекта (п. 4 ст. 5 Закона N 402-ФЗ). Поскольку Закон N 402-ФЗ не содержит определения данного понятия, остается предполагать, что под источниками финансирования деятельности здесь понимаются все источники, за исключением обязательств, которые поименованы как отдельный объект бухгалтерского учета (п. 3 ст. 5 Закона N 402-ФЗ).
 
- Вот еще один вопрос, который интересует бухгалтеров. Каким будет денежное измерение объектов бухгалтерского учета по новому закону?
 
- Ранее Закон № 129-ФЗ содержал ст. 11 «Оценка имущества и обязательств». Новый закон о бухучете не рассматривает способы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета, оставляя это федеральным стандартам (п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Поэтому ст. 12 Закона N 402-ФЗ содержит только положения о необходимости денежного измерения объектов бухгалтерского учета в валюте РФ и о пересчете в рубли стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте. При этом требование пересчета в валюту Российской Федерации стало распространяться на все объекты бухгалтерского учета, но перестало быть императивной нормой, получив оговорку «если иное не установлено законодательством Российской Федерации».
 
- Раньше регулирование в области бухучета осуществляли Минфин и Банк России. В связи с принятием нового закона, как теперь будет регулироваться бухгалтерский учет?
 
- После вступления в силу Закона N 402-ФЗ регулирование в области бухгалтерского учета по-прежнему будут осуществлять Минфин России и Банк России. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета перечислены в ст. 23 Закона N 402-ФЗ.
Новыми субъектами регулирования бухгалтерского учета являются саморегулируемые организации (СРО). Такими организациями могут быть СРО предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы, иные некоммерческие организации. Иными словами, Закон N 402-ФЗ закрепляет возможность негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета перечислены в ст. 24 Закона N 402-ФЗ.
В частности, СРО могут:
- разрабатывать проекты федеральных стандартов, проводить публичное обсуждение этих проектов и представлять их в уполномоченный федеральный орган
- участвовать в подготовке программы разработки федеральных стандартов ;
- участвовать в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
- разрабатывать и принимать рекомендации в области бухгалтерского учета;
- разрабатывать предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
- участвовать в разработке международных стандартов.
 
- Ранее за организацию бухучета нес ответственность руководитель предприятия. А каким образом будет происходить организация бухгалтерского учета в соответствии с новым законом?
 
- Ответственность за организацию бухгалтерского учета, как и прежде, несет руководитель экономического субъекта. Способы, которыми руководитель организует бухгалтерский учет, тоже остались прежними.
Однако после вступления в силу Закона N 402-ФЗ вести бухгалтерский учет самостоятельно вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства. Руководители организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, обязаны возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Нормы старого и нового законов «О бухгалтерском учете», касающиеся главного бухгалтера, различаются коренным образом. Если в Законе N 129-ФЗ речь шла о подчиненности, полномочиях и обязанностях главного бухгалтера, то Закон N 402-ФЗ эти вопросы не затрагивает. Очевидно, они должны регулироваться локальными нормативными актами экономических субъектов.
Отметим, что в новом Законе отсутствует положение о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства.
Порядок действий в случае возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером в новом законе изложен более подробно. Помимо процедуры принятия (непринятия) спорных данных к бухгалтерскому учету в Законе N 402-ФЗ устанавливается порядок отражения (основания неотражения) объектов учета в бухгалтерской (финансовой) отчетности при возникновении разногласий.
Таким образом, мнение главного бухгалтера руководитель экономического субъекта учитывать не обязан, однако всю ответственность за достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности несет именно он (при наличии соответствующего письменного распоряжения, направленного главному бухгалтеру).
 
- Сопоставив нормы старого и нового законов «О бухгалтерском учете» в отношении учетной политики, можно сделать следующий вывод. В отличие от старого в новом законе не перечислены обязательные составляющие учетной политики как-то: рабочий план счетов, формы первичных учетных документов и прочее. Возникает вопрос, как будет строиться учетная политика по новому закону?
 
- Сопоставив нормы старого и нового законов «О бухгалтерском учете» в отношении учетной политики, можно сделать следующий вывод. В отличие от Закона N 129-ФЗ в новом законе не перечислены обязательные составляющие учетной политики (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов и пр.). В этом нет необходимости, так как соответствующая информация содержится в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
В Законе N 402-ФЗ приведено только общее определение учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом, а также перечислены основные принципы ее формирования.
К способам ведения бухгалтерского учета относится:
- способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
- способы погашения стоимости активов;
- способы организации документооборота;
- способы инвентаризации;
- способы применения счетов бухгалтерского учета;
- способы организации регистров бухгалтерского учета;
- способы обработки информации.
Еще одним отличием нового закона о бухучете является следующее: в нем отсутствует положение о том, что ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер (такая норма содержалась в п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).
Обращаем внимание на то, что Закон № 402-ФЗ допускает изменение учетной политики не с начала отчетного года в случае, если такой порядок изменения учетной политики обусловлен причиной этого изменения. В Законе N 402-ФЗ отсутствует требование о включении в пояснительную записку к бухгалтерской отчетности информации об изменениях в учетной политике на следующий отчетный год (подобное требование содержалось в п. 4 ст. 13 Закона N 129-ФЗ). Однако такая информация должна присутствовать в годовой бухгалтерской отчетности организаций, публикующих эту отчетность полностью или частично, на основании п. 25 ПБУ 1/2008.
 
- Какие документы будут являться первичными учетными документами по новому закону?
 
- Первичные учетные документы, как и раньше, необходимо составлять в связи с каждым фактом хозяйственной жизни. Однако в Законе N 402-ФЗ отсутствует норма о том, что бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов. Это объясняется тем, что сейчас в бухгалтерском учете возрастает роль профессионального суждения бухгалтера, в частности, в вопросах квалификации фактов хозяйственной жизни, оценки объектов учета (в том числе с применением метода дисконтирования) и резервирования.
Важным новшеством является отсутствие в Законе N 402-ФЗ требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом РФ. С 1 января 2013 г. используемые в организации формы первичных документов утверждает ее руководитель.
Исключением являются организации государственного сектора. Для них формы первичной учетной документации устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.
Таким образом, перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов в целом остался прежним.
Небольшие отличия связаны с изменением терминологии: понятие «хозяйственная операция» заменено на «факт хозяйственной жизни». Последнее является более широким и означает сделку, событие, операцию, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Уточнено требование об указании в первичном учетном документе величины измерения факта хозяйственной жизни. Появилась возможность существования как натурального и денежного измерения одновременно, так и одного из них: или натурального, или денежного.
Еще одно отличие состоит в требовании Закона N 402-ФЗ указывать в первичном учетном документе кроме подписей лиц, совершивших сделку или операцию либо оформивших событие, их фамилии и инициалы.
Заметим, что в новом законе о бухучете отсутствуют нормы, устанавливающие полномочия и ответственность должностных лиц экономических субъектов, порядок их передачи. В частности, Закон N 402-ФЗ не регламентирует порядок предоставления права подписи первичных учетных документов, не содержит перечня должностей лиц, подписывающих документы, которыми оформляются операции с денежными средствами. Очевидно, данные вопросы могут решаться экономическими субъектами по-разному.
Нормы Закона N 402-ФЗ практически уравнивают в правах первичные учетные документы на бумажном носителе и в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Если по ранее действовавшему Закону N 129-ФЗ копия первичного учетного документа, составленного на машинном носителе, в безусловном порядке должна была изготавливаться на бумажном носителе, то согласно Закону N 402-ФЗ бумажная копия электронного документа изготавливается только по требованию контрагента и только в случае, если это предусмотрено договором с ним.
 
- Ранее все организации были обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. А как сейчас будет осуществляться бухгалтерская отчетность и внутренний контроль?
 
- Закон N 402-ФЗ устанавливает безусловную обязанность экономических субъектов составлять только годовую бухгалтерскую (финансовую отчетность).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, в том числе его филиалов и представительств, независимо от их места нахождения. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в рублях. Если до введения в действие Закона N 402-ФЗ бухгалтерскую отчетность должен был подписывать главный бухгалтер, то с 1 января 2013 г. достаточно подписи руководителя экономического субъекта на экземпляре отчетности на бумажном носителе. Из ч. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ можно также сделать вывод о том, что составление бухгалтерской (финансовой) отчетности только в электронном виде с электронной подписью недопустимо.
Новый закон о бухучете не устанавливает требований к содержанию пояснительной записки к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Заметим, что и сама пояснительная записка в новом законе не поименована в составе форм бухгалтерской отчетности.
В отношении состава годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отличия Закона N 402-ФЗ от прежнего закона «О бухгалтерском учете» следующие.
Первое. Уточнено название одного из двух основных отчетов: отчет о прибылях и убытках в новом законе представлен как отчет о финансовых результатах. Это изменение объясняется тем, что применяемая в настоящее время форма отчета о прибылях и убытках помимо чистой прибыли (убытка) организации содержит такие показатели, как результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, и совокупный финансовый результат периода. То есть данная форма, по сути, уже является формой отчета о финансовых результатах.
Второе. Из перечня составляющих бухгалтерской (финансовой) отчетности исчезли аудиторское заключение и пояснительная записка.
Тот факт, что аудиторское заключение теперь не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Представлять аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы с 1 января 2013 г. не требуется.
Кроме того, организации обязаны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года.
Новшеством Закона N 402-ФЗ являются включенные в него положения о внутреннем контроле, организуемом экономическими субъектами в обязательном порядке. Причем объектом контроля должно быть не только ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и сами факты хозяйственной жизни экономического субъекта.
 
- Какие нормы закона, претерпели изменения в отношении хранения документов бухгалтерского учета?
 
- Согласно Приказу Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»:
- годовая бухгалтерская отчетность должна храниться постоянно, квартальная - в течение пяти лет, а месячная - в течение одного года;
- документы учетной политики - пять лет;
- первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета - пять лет при условии проведения проверки (ревизии).
Нормы закона о бухучете в отношении хранения документов бухгалтерского учета не претерпели существенных изменений. Некоторые формулировки приведены в соответствие с современными реалиями. Так, вместо «процедур кодирования» и «программ машинной обработки данных» появились «средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи». Кроме того, исключена норма об ответственности руководителя за организацию хранения учетных документов.
В то же время Закон N 402-ФЗ содержит положение о том, что обязанность обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений возложена на экономический субъект в целом. Вместе с тем ст. 15.11 КоАП предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
 
Фото С. СЕМЕРИКОВА.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 1 (255), январь 2013 г.
 
Дата публикации: 28.01.2013 г.
14.02.2013